СТРАТЕГИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ МЫ-ГРУППЫ В ИНТОЛЕРАНТНОМ ДИСКУРСЕ

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Е. Н. ВАСИЛЕНКО

Аннотация

Статья посвящена изучению коммуникативно-прагматической организации интолерантного дискурса. Автор придерживается мнения, что помимо стратегии дискредитации, направленной на создание негативного образа они-группы, важным для говорящего в заданных дискурсивных условиях является создание положительного образа себя и своей социальной группы, что достигается посредством реализации стратегии самопрезентации. Коммуникативная стратегия положительной самопрезентации мы-группы рассматривается в статье на материале комментариев белорусских интернет-пользователей к новостным статьям о женщинах, ЛГБТ-людях и иностранцах. Установлено, что к тактикам, направленным на актуализацию дан-ной стратегии, относятся тактики мнимой уступки, мнимого отрицания, мнимого извинения, переноса, а также такие ассертивные тактики, как приведения себя в пример и причисления себя к положительно воспринимаемой группе. Все перечисленные тактики, представленные в статье в виде моделей, призваны завуалировать враждебное отношение говорящего к они-группе.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
ВАСИЛЕНКО, Е. Н. (2022). СТРАТЕГИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ МЫ-ГРУППЫ В ИНТОЛЕРАНТНОМ ДИСКУРСЕ. Вестник Полоцкого государственного университета. Серия А. Гуманитарные науки, (9), 96-98. извлечено от https://journals.psu.by/humanities/article/view/1528
Выпуск
Раздел
Филологические науки
Биография автора

Е. Н. ВАСИЛЕНКО, Могилевский государственный университет им. А.А. Кулешова

канд. филол. наук, доц.

Библиографические ссылки

Paz, M. A. Hate Speech: A Systematized Review [Electronic resource] / M. A. Paz, J. Montero-Díaz, A. Moreno-Delgado // SAGE Open. – 2020. – № 10. – P. 1–12.

Assimakopoulos, S. Online hate speech in the European Union: a discourse-analytic perspective / S. Assimakopoulos, F. H. Baider, S. Millar. – Cham: Springer, 2017. – 90 p. (SpringerBriefs in Linguistics).

Brown, A. What is so special about online (as compared to offline) hate speech? / A. Brown // Ethnicities. – 2018. – Vol. 18, iss. 3. – P. 297–326.

Dijk, T. A. van Communicating racism: Ethnic prejudice in thought and talk / T. A. van Dijk. – Newbury Park, Beverly Hills, London, New Delhi: Sage Publications, 1987. – 438 p.

Толерантность как культурная, политическая, лингвистическая проблема / Т. В. Романова [и др.]. – Н. Новгород : ДЕКОМ, 2017. – 304 с.

Иссерс, О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи / О.С. Иссерс. – 5-е изд. – М. : Изд-во ЛКИ , 2003. – 288 с.

Whitley, B. E. Jr. The psychology of prejudice and discrimination / B. E. Whitley Jr., M. E. Kite. – 2nd ed. – Wadsworth : Cengage Learning, 2010. – 692 p.

Василенко, Е. Ксенофобская риторика: тематическая организация интолерантного дискурса / Е. Василенко // Філологічні студії. Наук. вісн. Криворізького держ. пед. ун-ту. – 2020. – Вип. 21. – С. 123–132.

Vasilenko, E. Sexist hate speech: Topical organization of intolerant discourse / E. Vasilenko // Językoznawstwo. – Łodz. – 2020. – № 14. – P. 47–60.

Development of a self-presentation tactics scale / S. J. Lee [et al.] // Personality and Individual Differences. – 1999. – № 26. – P. 701–722.