ИЗМЕНЕНИЕ СУБЪЕКТНОЙ СТРУКТУРЫ РУССКОЙ БАЛЛАДЫ КОНЦА XVIII – НАЧАЛА XXI в. КАК МАРКЕР ЭВОЛЮЦИИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЖАНРА

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Т.В. ЧЕРКЕС

Аннотация

Рассматриваются трансформации в субъектной сфере русской баллады конца XVIII – начала XXI вв. В предромантических / романтических балладах выделяются отстраненный автор-нарратор и он-герои, принцип антропоцентризма отражается в номинациях. Отступления от нормы (субъективизация и др.) продолжатся в жанровых трансформациях неканонической баллады. В балладе Серебряного века жанровые диффузии, лиризация и пр. влияют на эволюцию субъектной сферы. Различные формы выражения субъектных отношений способствуют расширению семантики: наряду с анонимными персонажами появляются прецедентные личности, а поэт-демиург наделяется даром изменения мира Словом. В ХХ в. социализация жанра приводит к аперсонализации (субъект – часть народа). Героями баллад становятся литературные персонажи, образы-архетипы, семантика которых изменяется. Впервые субъектностью наделяется машина. Анонимность он-героя постсоветской баллады выражает посттравматичную двойственность сознания (один из нас). Разнообразные формы субъектной организации обусловлены открытием границ, изменениями двоемирия. Сменой фокализации, синтезом миров подчеркивается раздвоенность сознания / подсознания героев. Преодоление фобий – в снятии внутренних ограничений: во взаимодействии мира живых / мертвых, в памяти о прошлом видится защита от будущих катастроф.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
(1)
ЧЕРКЕС, Т. ИЗМЕНЕНИЕ СУБЪЕКТНОЙ СТРУКТУРЫ РУССКОЙ БАЛЛАДЫ КОНЦА XVIII – НАЧАЛА XXI в. КАК МАРКЕР ЭВОЛЮЦИИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЖАНРА. Вестник Полоцкого государственного университета. Серия А. Гуманитарные науки 2021, 21-29.
Выпуск
Раздел
Литературоведение