ТРЕВОЖНОСТЬ И ИНТЕЛЛЕКТ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ С ПОЗИЦИЙ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ (ОБЗОР)

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

И. С. ДЕПУТАТ
А. В. ГРИБАНОВ
М. Н. ПАНКОВ
И. С. КОЖЕВНИКОВА
Т. В. БАГРЕЦОВА

Аннотация

Рассматриваются такие сложные био-психо-социальные феномены, как тревожность и интеллект, их взаимодействие на личностном уровне, а также их влияние на взаимодействие личности с окружающей средой. Показана связь уровня тревожности с развитием адаптационных процессов, с сопровождением интеллектуальной деятельности. Рассмотрены научные парадигмы, характеризующие межфункциональные связи разноуровневых психофизиологических процессов и активации, и их вклад в мотивацию. Изучение влияния тревожности на эффективность школьного обучения и здоровье детей является крайне актуальным. Представлен ряд исследований, подтверждающих данные о том, что высокая тревожность оказывает дезорганизующее влияние на результативность интеллектуальной деятельности. Изучение природы тревожности и ее влияния на интеллектуальное и личностное развитие ребенка является крайне значимым.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
ДЕПУТАТ, И. С., ГРИБАНОВ, А. В., ПАНКОВ, М. Н., КОЖЕВНИКОВА, И. С., & БАГРЕЦОВА, Т. В. (2019). ТРЕВОЖНОСТЬ И ИНТЕЛЛЕКТ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ С ПОЗИЦИЙ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ (ОБЗОР). Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E. Педагогические науки, (7), 61-64. извлечено от https://journals.psu.by/pedagogical/article/view/121
Выпуск
Раздел
Психология
Биографии авторов

И. С. ДЕПУТАТ, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, Архангельск

канд. биол. наук, доц.

А. В. ГРИБАНОВ, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, Архангельск

д-р мед. наук, проф.

М. Н. ПАНКОВ, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, Архангельск

канд. мед. наук, доц.

И. С. КОЖЕВНИКОВА, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, Архангельск

канд. биол. наук, доц.

Библиографические ссылки

Симонов, П.В. Адаптивные функции эмоций / П.В. Симонов // Физиология человека. – 1996. – № 2. – С. 5–9.

Сумарина, О.Ю. Тревожность: причины, виды, симптомы / О.Ю. Сумарина // Медицинская психология. – 2014. –Режим доступа: http://psyera.ru/2696/trevozhnost. – Дата обращения: 01.03.2019.

Лобанов, А.П. Интеллект: определения, теории, парадигмы / А.П. Лобанов // Когнитивные штудии: современная психология в контексте трансдисциплинарных исследований : материалы V междисциплинарного семинара. Вып. 5 / под ред. А.П. Лобанова, Н.П. Радчиковой. – Минск : БГПУ им. М. Танка, 2014.

Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. – 3-е изд. – СПб., 2008. – 368 с.

Воробьева, Е.В. Взаимосвязь параметров общего интеллекта и мотивации достижения / Е.В. Воробьева // Северо-Кавказ. психол. вестник. – 2009. – № 7/3. – С. 25–33.

Нейрофизиологические подходы к оценке тревожности у детей (обзор) / А.В. Грибанов [и др.] // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 6. – Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=28363. – Дата обращения: 03.03.2019.

Ратанова, Т.А. Связь школьной тревожности с когнитивными особенностями младших школьников / Т.А. Ратанова, Э.В. Лихачева // Психологический журнал. – 2009. – Т. 30, № 3. – С. 39–51.

Гилева, О.Б. Психофизиологические основы успешности учебной деятельности : моногр. / О.Б. Гилева ; Урал. гос. ун-т путей сообщ. – Екатеринбург : Изд-во УрГУПС, 2012. – 271 с.

Корсакова, Н.К. Связь тревожности и продуктивности познавательной деятельности / Н.К. Корсакова, И.А. Володарская // Психология в вузе. – 2010. – № 4. – С. 84–94.

Тихомирова, Т.Н. Интеллект, успешность в обучении и параметры взаимодействия в образовательной среде /Т.Н. Тихомирова // Вестник Южно-Урал. гос. ун-та. Сер. Психология. – 2011. – № 5. – С. 74–81.

Астапов, В.М. Тревожные расстройства в детском и подростковом возрасте. Теория и практика / В.М. Астапов, Е.Е. Малкова. – М. : Модэк, 2011. – 368 с.

Нехорошкова, А.Н. Особенности выполнения культурно-независимого теста интеллекта Р. Кеттела младшими школьниками с высоким уровнем личностной тревожности / А.Н. Нехорошкова // Казанская наука. – 2011. – № 1. – С. 423–424.

Сапего, Е. Обзор публикаций российских и белорусских исследователей в сфере когнитивной психологии и когнитивной науки за 2014 г. / Е. Сапего // Российский журнал когнитивной науки. – 2015. – Т. 2 (1). – С. 73–83.

Haworth, C.M.A. Generalist Genes and High Cognitive Abilities / C.M.A. Haworth, P.S. Dale, R. Plomin // Behav. Genet. – 2009. – No. 39. – Р. 437–445.

Ананьев, Б.Г. Проблемы комплексного изучения развития интеллекта и личности / Б.Г. Ананьев // Человек и общество. Проблемы интеллектуального и культурного развития студенчества. – 1973. – Вып. XIII. – С. 3–7.

Role of Intelligence Quotient (IQ) on anxiety and behavior in children with hearing and speech impairment / R.M. Shetty [et al.] // Spec Care Dentist. – 2018. – No. 38 (1). – P. 13–18.

Rudenstine, S. Examining the role of trait emotional intelligence on psychiatric symptom clusters in the context of lifetime trauma / S. Rudenstine, А. Espinosa // Personality and Individual Differences. – 2018. – Vol. 128. – P. 69–74.

Ching, B.H.-H. Mathematics anxiety and working memory: Longitudinal associations with mathematical performance in Chinese children / B.H.-H. Ching // Contemporary Educational Psychology. – 2017. – No. 51. – P. 99–113.