ОСОБЕННОСТИ МОДЕЛИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОШИБОК В ЗАДАЧАХ МОНИТОРИНГА И УПРАВЛЕНИЯ ДОРОЖНОЙ ИНФРАСТРУКТУРОЙ ДЛЯ ИНТЕГРАЦИИ В ПРЕДИКТИВНЫЕ СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ
##plugins.themes.bootstrap3.article.sidebar##
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Рассмотрены современные методы моделирования человеческих ошибок операторов центров управления дорожным движением с целью их последующей интеграции в предиктивные системы безопасности транспортной инфраструктуры. Разработана комплексная трехуровневая аналитическая модель, органично сочетающая качественные и количественные методы оценки, включая детализированные PSF-профили, которые дают возможность оценивать влияние ключевых факторов: степени усталости оператора, уровня когнитивной нагрузки, эргономики рабочих мест и качества визуальных интерфейсов, на вероятность возникновения ошибок оператора. Особое внимание уделено междисциплинарному подходу, объединяющему методы транспортного планирования, когнитивной психологии, искусственного интеллекта и эргономики. Предложены практические механизмы интеграции модели в интеллектуальные транспортные системы. Среди них динамическая корректировка прогнозных алгоритмов с учетом реальных значений вероятности ошибок оператора и автоматизация превентивных управляющих воздействий. Проведенные исследования демонстрируют, что систематический учет человеческого фактора позволяет существенно повысить точность и надежность предиктивных систем безопасности, снижая количество ДТП.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
С. В. БОГДАНОВИЧ, Белорусский национальный технический университет, Минск
канд. техн. наук, доц.
П. И. БАЛТРУКОВИЧ, Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники, Минск
канд. техн. наук, доц.
Библиографические ссылки
Kapskii, D.V., Bogdanovich, S.V. & Chernyuk, A.N. (2025). Analiz oshibok voditelei kak osnovnoi prichiny DTP [Czerniuk Analysis of driver errors as the primary cause of road traffic accidents]. Mir transporta i tekhnologicheskikh mashin [World of transport and technological machines], 1-1(88), 100–110. DOI: 10.33979/2073-7432-2025-1-1(88)-100-110 (In Russ., abstr. in Engl.).
Baklanova, K.V. (2023). Vliyanie parametrov transportnogo potoka i kharakteristik dorog na bezopasnost' dorozhnogo dvizheniya [Influence of traffic flow parameters and road characteristics on road safety]. Intellekt. Innovatsii. Investitsii [Intellect. Innovations. Investments], (2), 99–110. DOI: 10.25198/2077-7175-2023-2-99-110 (In Russ., abstr. in Engl.).
Gatiyatullin, M.Kh. & Pekcherkin, A.G. (2022). Vliyaniya transportno-ekspluatatsionnogo sostoyaniya avtomobil'noi dorogi na avariinost' na primere uchastka r-177 «Povetluzh'e» [Impact of Transport and Operation State of the Road on Accident Rate on the Example of the R-177 “Povetluzhye”]. Tekhnika i tekhnologiya transporta [Transport equipment and technology], 2(25), 1–3. (In Russ., abstr. in Engl.).
Novikova, I.I. & Pavlov, Ya.P. (2023). Mirovye tendentsii v razvitii intellektual'nykh transportnykh sistem [Global Trends in the Development of Intelligent Transport Systems]. Ekonomika i biznes: teoriya i praktika [Economy and business: theory and practice], 9(103), 152–155. DOI: 10.24412/2411-0450-2023-9-152-155 (In Russ., abstr. in Engl.).
Syrtsova, E.A. (2023). Effekty vnedreniya intellektual'nykh transportnykh sistem v regionakh Rossii [Effects of Intelligent Transport Systems Deployment in Russian Regions]. Gosudarstvennoe upravlenie. Elektronnyi vestnik [Public administration. Electronic Bulletin], (101), 159–169. DOI: 10.24412/2070-1381-2023-101-159-169 (In Russ., abstr. in Engl.).
Bazhina, M.A. (2023). Intellektual'nye transportnye sistemy – osnova de lega ferenda transportnoi sistemy Rossiiskoi Federatsii [Intelligent Transport Systems as the Basis de Lege Ferenda of the Transport System of the Russian Federation]. Journal of Digital Technologies and Law, 1(3), 629–649. DOI: 10.21202/jdtl.2023.27 (In Russ.).
Il'ina, I.E. & Vitvitskii, E.E. (2025). Indeksy dlya otsenki urovnya bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya v regionakh [Indices for Assessing Road Safety Levels in the Regions of Russia]. Vestnik Sibirskogo gosudarstvennogo avtomobil'no-dorozhnogo universiteta [The Russian Automobile and Highway Industry Journal], 22(1(101)), 68–77. DOI: 10.26518/2071-7296-2025-22-1-68-77 (In Russ., abstr. in Engl.).
Hollnagel, E. (1998). Cognitive Reliability and Error Analysis Method (CREAM). Oxford: Elsevier.
Begun, V.V., Gorbunov, O.V., Kolenko, I.N., Pis'mennyi, E.N., Zenyuk, A.Yu. & Litvinskii, L.L. (2000). Veroyatnostnyi analiz bezopasnosti atomnykh stantsii (VAB). Kiev: KPI. (In Russ.).
Swain, A.D. & Guttman, H.E. (1983). Handbook of Human Reliability Analysis with Emphasis on Nuclear Power Plant Applications. Final Report. Washington, DC: U.S. Nuclear Regulatory Commission. NUREG/CR-1278. Washington.
Stojiljkovic, E., Bijelic, В. & Cvetkovic, M. (2017). Application of Heart Technique for Human Reliability Assessment – a Serbian Experience. Facta universitatis. Series: Working and Living Environmental Protection, 14(3), 187–196. DOI: 10.22190/FUWLEP1703187S
Gertman, D., Blackman, H., Marble, J., Byers, J. & Smith, C. (2005). The SPAR-H Human Reliability Analysis Method. Washington, DC: U.S. Nuclear Regulatory Commission. NUREG/CR-6883. Washington.
Polezhaev, M.N. & Finogeev, A.A. (2024). Prediktivnyi analiz pokazatelei kriticheskikh sobytii s pomoshch'yu rekurrentnoi neironnoi seti s transformerom. Sovremennye naukoemkie tekhnologii, (4), 63–68. DOI: 10.17513/snt.39974 (In Russ.).
Lau, B. T., Tee, M. K. T. & McCarthy, С. (2024). Enhancing road safety with machine learning: Current advances and future directions in accident prediction using non-visual data. Engineering Applications of Artificial Intelligence, 137(Р.А.). DOI: 10.1016/j.engappai.2024.109086
Рекомендуемые статьи автора (авторов)
- Д. В. КАПСКИЙ, С. В. БОГДАНОВИЧ, Ю. В. БУРТЫЛЬ, ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ К ИЗМЕНЕНИЮ КЛИМАТА, Вестник Полоцкого государственного университета. Серия B. Промышленность. Прикладные науки: № 1 (2023)
- Д. В. КАПСКИЙ, С. В. БОГДАНОВИЧ, М. Г. БУРОВА, ВЛИЯНИЕ ДОРОЖНОЙ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ НА БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ: НОВЫЕ ПОДХОДЫ К КЛАССИФИКАЦИИ РИСКОВ, Вестник Полоцкого государственного университета. Серия B. Промышленность. Прикладные науки: № 1 (2025)
- Д. В. КАПСКИЙ, С. В. БОГДАНОВИЧ, ИНТЕГРАЦИЯ МЕТОДОВ КОГНИТИВНОГО АНАЛИЗА В СИСТЕМУ ОЦЕНКИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ, Вестник Полоцкого государственного университета. Серия B. Промышленность. Прикладные науки: № 2 (2024)