https://journals.psu.by/industry/issue/feedВестник Полоцкого государственного университета. Серия B. Промышленность. Прикладные науки2025-09-12T08:44:52+00:00Владимир Петрович Ивановv.ivanov@psu.byOpen Journal SystemsВестник Полоцкого государственного университета. Серия B. Промышленность. Прикладные науки – публикует статьи, содержащие новые научные результаты в области машиноведения и машиностроения, материаловедения, эксплуатации автомобильного транспорта, химической технологии и охраны трудаhttps://journals.psu.by/industry/article/view/8101АНАЛИЗ ДИНАМИКИ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ2025-09-12T06:10:23+00:00В. П. ИВАНОВv.ivanov@psu.byЮ. А. БУЛАВКАu.bylavka@psu.byА. В. СУНЦОВvestnik_support@psu.by<p>Выполнен сравнительный анализ динамики несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на один рабочий день и более в Республике Беларусь и Российской Федерации. С помощью методов корреляционного анализа подтверждена отрицательная линейная связь между коэффициентами частоты и тяжести травматизма на предприятиях за период 2001–2024 гг. Определены специфические особенности распределения показателей производственного травматизма в Республике Беларусь за период 2018–2024 гг. по территориальному признаку, гендерным различиям, профессии, возрасту и стажу работы, видам деятельности, факторам травмирования и их причинам.</p>2025-08-27T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/industry/article/view/8102КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ НОВОДВОРСКОГО МЕСТОРОЖДЕНИЯ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА ИСКУССТВЕННЫХ ПОРИСТЫХ ЗАПОЛНИТЕЛЕЙ2025-09-12T06:31:37+00:00С. Е. БАРАНЦЕВАvestnik_support@psu.byЮ. А. КЛИМОШvestnik_support@psu.byР. Ю. ПОПОВvestnik_support@psu.byА. И. ТАТУРvestnik_support@psu.by<p>Приведены результаты исследований комплексного использования полезных ископаемых Новодворского месторождения Республики Беларусь – глауконитсодержащих пород, базальтов и сапонитсодержащих туфов, для получения искусственных пористых заполнителей с требуемыми показателями физико-химических свойств. Данные экспериментальных исследований в комплексе с анализом специфики залегания пород, их минерального и химического состава позволили подтвердить возможность наиболее рационального использования полезных ископаемых и технологических отходов для сокращения их количества и минимизации площадей отвалов.</p>2025-08-27T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/industry/article/view/8103ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИЗМЕНЕНИЯ РАБОТЫ АДГЕЗИИ К ПОВЕРХНОСТИ СТАЛИ РАСТВОРА СУЛЬФОНАТНОЙ ПРИСАДКИ В БАЗОВОМ МАСЛЕ НС-4 ПРИ ОБРАБОТКЕ УЛЬТРАЗВУКОМ В ПРИСУТСТВИИ СУКЦИНИМИДНЫХ ПРИСАДОК2025-09-12T06:46:00+00:00Г. АННАЕВvestnik_support@psu.byА. А. ЕРМАКvestnik_support@psu.byА. Н. АВРАМЕНОКvestnik_support@psu.by<p>Представлены результаты исследования влияния обработки ультразвуком высокощелочной сульфонатной присадки на поверхностное натяжение и углы смачивания стальной пластинки раствором сульфонатной присадки в базовом гидрокрекинговом масле НС-4 в присутствии сукцинимидных присадок различной молекулярной массы. Выявлены закономерности изменения работы адгезии к стальной пластине раствора сульфонатной присадки в базовом масле при обработке ультразвуком без и в присутствии сукцинимидных присадок. Показано, что ультразвуковая обработка способствует модификации межфазных взаимодействий, а введение сукцинимидных присадок оказывает стабилизирующее влияние на свойства образующейся дисперсной системы. Полученные результаты позволяют оптимизировать состав пакетов присадок для повышения антикоррозионных свойств смазочных материалов и могут найти практическое применение при разработке новых пакетов присадок.</p>2025-08-27T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/industry/article/view/8104ВЛИЯНИЕ ОБРАБОТКИ УЛЬТРАЗВУКОМ СУЛЬФОНАТНЫХ И ФЕНАТНЫХ ПРИСАДОК НА АНТИКОРРОЗИОННУЮ АКТИВНОСТЬ И УСТОЙЧИВОСТЬ К ОБРАЗОВАНИЮ ОСАДКА ПАКЕТА ПРИСАДОК К СМАЗОЧНЫМ МАСЛАМ2025-09-12T08:07:31+00:00Г. АННАЕВvestnik_support@psu.by<p>Рассмотрено влияние ультразвуковой обработки сульфонатных и фенатных присадок на антикоррозионную активность и устойчивость к образованию осадка пакетов присадок к смазочным маслам. Исследованы образцы пакетов с различным составом и технологией смешивания, включая обработку высокощелочного сульфоната кальция и фената кальция ультразвуковыми колебаниями частотой 20–30 кГц. Установлено, что применение ультразвука с удельной энергией до 500 Дж/см³ позволяет увеличить антикоррозионную активность пакета присадок в 2,8 раза без негативного влияния на склонность к осадкообразованию и окислительную стабильность. Изменение электродного потенциала металлов подтверждает улучшение защитных свойств обработанных пакетов. Результаты открывают перспективы для повышения эффективности при- садочных систем в смазочных материалах двигателей внутреннего сгорания.</p>2025-08-27T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/industry/article/view/8105УГЛЕРОДНЫЙ МАТЕРИАЛ, ПОЛУЧЕННЫЙ ИЗ НЕФТЯНОГО КОКСА И ОТХОДОВ ПОЛИЭТИЛЕНТЕРЕФТАЛАТА2025-09-12T08:14:56+00:00Д. С. ЮХНОvestnik_support@psu.by<p>Исследовано получение углеродных сорбентов путем совместной термообработки сернистого нефтяного кокса и отходов полиэтилентерефталата (ПЭТФ). Установлено, что введение от 25 до 30% масс. ПЭТФ в смесь с измельченным нефтяным коксом с последующей ее грануляцией и активацией в инертной среде при температуре от 370 до 600 °С позволяет получить материал с хорошими адсорбционными свойствами. Представлены изотермы адсорбции/десорбции азота при 77 К для полученных сорбентов и исходного нефтяного кокса. С использованием метода компьютерного моделирования GCMC (Grand Canonical Monte Carlo method) установлены закономерности распределения пор в полученных сорбентах. Приведены результаты анализа ИК-спектров продукта, получаемого в процессе активации смесей нефтяного кокса с ПЭТФ. Установлено, что полученный сорбент эффективен для адсорбционной очистки растворов метилдиэтаноламина.</p>2025-08-27T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/industry/article/view/8106ВЛИЯНИЕ ДОБАВКИ НЕФТЯНОГО КОКСА И ИЗБЫТОЧНОГО АКТИВНОГО ИЛА ОЧИСТНЫХ СООРУЖЕНИЙ НА ТЕРМОГРАВИМЕТРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГИДРОЛИЗНОГО ЛИГНИНА2025-09-12T08:24:53+00:00В. А. ЕМЕЛЬЯНОВАvestnik_support@psu.byА. М. ЕМЕЛЬЯНОВvestnik_support@psu.byА. А. ЕРМАКvestnik_support@psu.by<p>Показана необходимость поиска эффективного способа утилизации гидролизного лигнина, избыточного активного ила как крупнотоннажных промышленных отходов. На основе анализа научных источников сделан вывод о возможности их использования как компонента твердых топлив. Представлен химический состав и структура избыточного активного ила, гидролизного лигнина и высокосернистого нефтяного кокса. Произведен термогравиметрический анализ объектов исследования и смесей на их основе. Получены кривые дифференциальной сканирующей калориметрии нефтяного кокса, активного ила, гидролизного лигнина, а также смесей на их основе. Определены тепловые характеристики полученных образцов при нагревании до 900 °С в воздушной среде в зависимости от содержания нефтяного кокса и активного ила в смеси с гидролизным лигнином. На основе проведенных исследований сделаны выводы о возможности их использования в качестве компонента топлива.</p>2025-08-27T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/industry/article/view/8107МОДЕЛИРОВАНИЕ УСЛОВИЙ ОГРАНИЧЕНИЯ УСАДКИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЖЕСТКОЙ СИСТЕМЫ ТРАНСПОРТНЫХ ПОР В ПРОЦЕССЕ СПЕКАНИЯ ВОЛОКОН ИЗ Е-СТЕКЛА2025-09-12T08:35:27+00:00С. М. АЗАРОВvestnik_support@psu.byА. А. ДРОБЫШvestnik_support@psu.byЕ. И. МИХАСИКvestnik_support@psu.byА. С. ЯНЕЦКАЯvestnik_support@psu.by<p>Приведены результаты исследований по моделированию величины усадки структур из тугоплавких неметаллических материалов с жесткой системой транспортных пор, сформированных спеканием волокон Е-стекла. На основании анализа расчетных характеристик и экспериментальных результатов показано, что в качестве приближенной модели для оценки усадки можно выбрать перколяционный подход для комбинации двух сред: среды в виде центров, ограничивающих усадку и формирующих пространственный скелет и среды в виде жесткой системы транспортных пор.</p>2025-08-27T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/industry/article/view/8108ДОКЛАД И НАУЧНАЯ ДИСКУССИЯ ПРИ ЗАЩИТЕ ДИССЕРТАЦИИ2025-09-12T08:44:52+00:00В. П. ИВАНОВv.ivanov@psu.by<p>Материал статьи способствует формированию содержательного, информативного и акцентированного доклада соискателя при защите диссертации. Приведена структура доклада из обязательных его элементов. Особое внимание уделено изложению положений, выносимых на защиту. Определено содержание научной дискуссии с рекомендациями по подготовке к ней и поведению соискателя.</p>2025-08-27T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/industry/article/view/8092ОСОБЕННОСТИ МОДЕЛИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОШИБОК В ЗАДАЧАХ МОНИТОРИНГА И УПРАВЛЕНИЯ ДОРОЖНОЙ ИНФРАСТРУКТУРОЙ ДЛЯ ИНТЕГРАЦИИ В ПРЕДИКТИВНЫЕ СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ2025-09-11T10:49:46+00:00С. В. БОГДАНОВИЧvestnik_support@psu.byП. И. БАЛТРУКОВИЧvestnik_support@psu.by<p>Рассмотрены современные методы моделирования человеческих ошибок операторов центров управления дорожным движением с целью их последующей интеграции в предиктивные системы безопасности транспортной инфраструктуры. Разработана комплексная трехуровневая аналитическая модель, органично сочетающая качественные и количественные методы оценки, включая детализированные PSF-профили, которые дают возможность оценивать влияние ключевых факторов: степени усталости оператора, уровня когнитивной нагрузки, эргономики рабочих мест и качества визуальных интерфейсов, на вероятность возникновения ошибок оператора. Особое внимание уделено междисциплинарному подходу, объединяющему методы транспортного планирования, когнитивной психологии, искусственного интеллекта и эргономики. Предложены практические механизмы интеграции модели в интеллектуальные транспортные системы. Среди них динамическая корректировка прогнозных алгоритмов с учетом реальных значений вероятности ошибок оператора и автоматизация превентивных управляющих воздействий. Проведенные исследования демонстрируют, что систематический учет человеческого фактора позволяет существенно повысить точность и надежность предиктивных систем безопасности, снижая количество ДТП.</p>2025-08-27T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/industry/article/view/8093ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СВЕТОФОРНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРАМВАЙНОГО ДВИЖЕНИЯ2025-09-11T11:04:59+00:00Д. В. КАПСКИЙvestnik_support@psu.byА. А. КУСТЕНКОvestnik_support@psu.byО. Н. ЛАРИНvestnik_support@psu.by<p>Представлены результаты исследования факторов, влияющих на эффективность трамвайного движения в городской агломерации г. Минска. Основное внимание уделено анализу задержек на регулируемых перекрестках и временным затратам, связанным с остановками трамваев на остановочных пунктах. На основе статистического анализа и математического моделирования разработана прогнозная модель времени прибытия трамваев к светофорным объектам (СФО), учитывающая такие параметры, как длительность светофорного цикла, расстояние между остановками, интенсивность пассажирообмена и технические характеристики трамваев. Выявлена прямая зависимость времени простоя трамваев на остановочных пунктах от интенсивности пассажирообмена. Результаты исследования имеют практическую значимость для повышения эффективности функционирования трамвайной сети, включая корректировку светофорных циклов, улучшение расписания и планирование новых маршрутов.</p>2025-08-27T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/industry/article/view/8094ВЫЯВЛЕНИЕ СКОРОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА В РАЗРЕЗЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРАМВАЙНОГО ДВИЖЕНИЯ2025-09-11T11:50:14+00:00Д. В. КАПСКИЙvestnik_support@psu.byА. А. КУСТЕНКОvestnik_support@psu.by<p>Представлен коэффициент использования скоростного режима (КИСР) как критерий оценки эффективности трамвайного движения. Проанализированы ограничения существующих методов оценки: фрагментарность, статичность и недостаточная детализация скоростных характеристик. Разработана математическая модель расчета с учетом технических, инфраструктурных и эксплуатационных факторов. Показаны преимущества: нормированность показателя, выявление резервов эффективности, возможность диагностики узких мест. Практическое применение КИСР открывает новые возможности оптимизации трамвайных систем.</p>2025-08-27T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/industry/article/view/8095РАЗРАБОТКА И ПРИМЕНЕНИЕ АЛГОРИТМОВ ГИБКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ДВИЖЕНИЯ МТС НА РЕГУЛИРУЕМЫХ ПЕРЕКРЕСТКАХ2025-09-11T12:19:03+00:00ЛЮ ЮЙВЭЙvestnik_support@psu.byД. С. САРАЖИНСКИЙvestnik_support@psu.byД. В. КАПСКИЙvestnik_support@psu.by<p>Выполнен анализ существующих методов и технологий, направленных на уменьшение блокировок движения маршрутных пассажирских транспортных средств на регулируемых перекрестках. Разработаны варианты на базе интеллектуальных транспортных систем, гибких алгоритмов управления дорожным движением и современных средств управления светофорным регулированием для уменьшения блокировок маршрутных транспортных средств. Путем имитационного микромоделирования оценена результативность предложенных решений, а также их эффективность.</p>2025-08-27T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/industry/article/view/8098РАСЧЕТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДУБЛИРУЕМОСТИ МАРШРУТОВ И РАЗРАБОТКА НАПРАВЛЕНИЙ ОПТИМИЗАЦИИ РАБОТЫ ГОРОДСКОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА РЕГУЛЯРНОГО СООБЩЕНИЯ2025-09-12T05:30:32+00:00С. А. АЗЕМШАvestnik_support@psu.by<p>В современных условиях функционирования пассажирских перевозчиков особенно актуальной становится задача оптимизации маршрутных сетей. Одной из наиболее распространенных проблем, снижающих эффективность их работы, является дублируемость маршрутов. В связи с этим возникает необходимость в разработке и применении научно обоснованных методов оценки и оптимизации маршрутных сетей, направленных на снижение дублируемости маршрутов и повышение эффективности использования пассажирских транспортных средств.</p> <p>В рамках данной публикации рассматривается проблема дублированности маршрутов городского пассажирского транспорта регулярного сообщения г. Бреста. Для решения такой проблемы разработаны показатели оценки дублируемости, методика их расчета; определены значения для условий г. Бреста; приведены различные направления оптимизации работы городского пассажирского транспорта регулярного сообщения г. Бреста.</p>2025-08-27T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/industry/article/view/8099ПОВЫШЕНИЕ АНТИФРИКЦИОННЫХ СВОЙСТВ ПЛАСТИЧНОЙ СМАЗКИ МОДИФИЦИРОВАНИЕМ МИКРОРАЗМЕРНЫМИ ДОБАВКАМИ2025-09-12T05:41:06+00:00В. П. ИВАНОВv.ivanov@psu.byА. В. ДУДАНvestnik_support@psu.byТ. В. ВИГЕРИНАvestnik_support@psu.byС. В. ПИЛИПЕНКОvestnik_support@psu.byИ. И. ПИЛИПЁНОКvestnik_support@psu.by<p>Приведены исследования износостойкости пары трения скольжения, эксплуатируемой с использованием комплексной литиевой смазки общего назначения с добавлением микроразмерных компонентов в виде нитрида бора (ИТМОЛ-150Н+3% BN). Вычислены коэффициенты полинома четвертой степени, позволяющие рассчитать величину массового износа и коэффициент трения на любом участке трения. Установлено, что интенсивность изнашивания пары трения скольжения снижается при модифицировании пластичной комплексной литиевой смазки ИТМОЛ-150Н частицами нитрида бора и ниже традиционно используемой смазки Литол-24 в 4–5 раз.</p>2025-08-27T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/industry/article/view/8100ТОПОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ АВАРИЙНОСТИ В Г. МИНСКЕ В РАЗРЕЗЕ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЙ АВАРИЙНОСТИ С УЧАСТИЕМ МАРШРУТНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ2025-09-12T05:57:44+00:00Д. П. ХОДОСКИНvestnik_support@psu.byО. А. ДОВГУЛЕВИЧvestnik_support@psu.byА. В. МОРОЗОВАvestnik_support@psu.by<p>Актуальность темы данной статьи состоит в выявлении очагов аварийности на остановочных пунктах (ОП) маршрутного пассажирского транспорта регулярного сообщения и выработка конкретных предложений по снижению аварийности на них. Кроме того, риск дорожно-транспортных происшествий на ОП маршрутного пассажирского транспорта является социально значимой проблемой, требующей решения. Рост интенсивности дорожного движения, а также увеличение численности транспортных средств на улично-дорожной сети городов приводит к повышению тесноты взаимодействия участников дорожного движения и возникновению дорожных конфликтов, следствием которых является возникновение дорожно- транспортных происшествий, при этом немалая часть из которых приходится на дорожно-транспортные происшествия с участием пассажирского транспорта.</p>2025-08-27T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/industry/article/view/8089ПУТИ СНИЖЕНИЯ НАГРУЖЕННОСТИ ЗУБЧАТЫХ ПЕРЕДАЧ СО СЛОЖНЫМ ДВИЖЕНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ2025-09-11T08:37:06+00:00С. А. РЫНКЕВИЧvestnik_support@psu.by<p>Рассмотрены вопросы, связанные с анализом нагруженности механических и гидромеханических передач (МГМП) со сложным движением звеньев. Установлено, что основным механизмом повреждения зубчатых передач МГМП в условиях повышенной вибронагруженности является многоцикловая усталость материала. Выявлены особенности возбуждения крутильных и изгибных колебаний в высоконагруженных передачах. Определено, что усталостная прочность обода наиболее критична при колебаниях ведомого колеса, характеризующихся двумя, тремя или четырьмя узловыми диаметрами.</p> <p>Одним из путей снижения нагруженности зубчатых передач со сложным движением элементов является профильная модификация зубьев колес. Правильная модификация зубчатых колес оптимизирует работу зубчатой передачи под нагрузкой, снижая износ, тепловыделение, потери мощности, вибрации и шум. Другой путь снижения нагруженности зубчатых передач со сложным движением элементов – применение демпферов сухого трения, обеспечивающих снижение амплитуды крутильных колебаний в двигателях и трансмиссиях. Отмечается, что для эффективного снижения амплитуды резонансных колебаний зубчатого колеса, возникающих при совпадении рабочих частот с собственными, рекомендуется применение кольцевых или тарельчатых демпферов. Дана оценка амплитудно-частотной характеристики пиковых напряжений в ободе ведомого зубчатого колеса при наличии и отсутствии демпфирования.</p>2025-08-27T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/industry/article/view/8091ОБЗОР АНАЛИТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ КИНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПРИВОДНОГО МЕХАНИЗМА ЦЕПНОГО АГРЕГАТА2025-09-11T08:57:56+00:00В. А. ПОТАПОВvestnik_support@psu.byС. И. РУСАНvestnik_support@psu.byЕ. С. СИДОРvestnik_support@psu.byЛ. А. СИВАЧЕНКОvestnik_support@psu.by<p>Авторами статьи продолжается поиск оптимального функционирования созданного ими экспериментального образца цепного агрегата. Основными частями его конструкции являются рабочая камера и ее приводной механизм. Движение цепей рабочей камеры, а значит, и динамическое воздействие на материал, который подлежит переработке, зависит от кинематических характеристик движения звеньев приводного механизма, прежде всего – кривошипа и коромысла. Поэтому актуальной является задача выбора алгоритма кинематического анализа приводного механизма. В исследовании представлены результаты обзора отечественных и зарубежных источников, в которых подробно описаны алгебраический метод, методы замкнутого векторного контура и преобразования координат. Первый из них основан на алгоритме теоретической механики – вначале из геометрического анализа схемы записываются уравнения движения звеньев механизма, а затем определяются их скорости и ускорения как первая и вторая производная по времени. Согласно второму методу уравнения движения механизма составляются с использованием замкнутого векторного контура через его проекции на оси координат. Для кинематического анализа рассмотренного механизма также могут применяться методы преобразования координат, треугольника, группы Ассура и базового вектора.</p>2025-08-27T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025