https://journals.psu.by/industry/issue/feedВестник Полоцкого государственного университета. Серия B. Промышленность. Прикладные науки2025-03-03T12:00:09+00:00Владимир Петрович Ивановv.ivanov@psu.byOpen Journal SystemsВестник Полоцкого государственного университета. Серия B. Промышленность. Прикладные науки – публикует статьи, содержащие новые научные результаты в области машиноведения и машиностроения, материаловедения, эксплуатации автомобильного транспорта, химической технологии и охраны трудаhttps://journals.psu.by/industry/article/view/7472КЛАССИФИКАТОР КОНСТРУКТИВНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ С ГРАНИЦАМИ ЗОН ПЕРЕХОДНЫХ ПРОЦЕССОВ ДЛЯ ПРОГРАММИРОВАНИЯ ОБРАБОТКИ ОРИГИНАЛЬНЫХ НЕКРУГЛЫХ ДЕТАЛЕЙ НА СТАНКАХ С ЧПУ2025-03-03T06:20:38+00:00Н. Н. ПОПОКn.popok@psu.byН. В. БЕЛЯКОВvestnik_support@psu.byС. К. СЕЛЕЗНЁВvestnik_support@psu.byБ. М. БАЗРОВvestnik_support@psu.by<p>Предложено направление в развитии подготовки управляющих программ для обработки деталей на металлорежущих станках с ЧПУ на базе типизации параметров зон переходных процессов. Показана возможность создания каталога типовых параметризованных конструктивно-технологических элементов оригинальных некруглых деталей сложной формы с границами зон переходных процессов на основе анализа форм обрабатываемых конструктивных элементов, переходов их обработки, а также поверхностей входов-выходов инструментов и их режущих частей. Приводятся фрагменты такого каталога для обработки элементарных цилиндрических внутренних конструктивных элементов сверлением. Предложены соответствующие математические модели для определения параметров размерной настройки оборудования с учетом границ зон переходных процессов. Такой подход создает условия для теоретико-эмпирического имитационного моделирования процессов резания в зонах переходных процессов, обеспечивающего максимальную производительность обработки и стойкость инструментов с учетом воздействия различных факторов, а также сокращения длин рабочих ходов.</p>2025-02-27T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/industry/article/view/7473КОНТРОЛЬ МЕХАНИЧЕСКИХ И ГИДРОМЕХАНИЧЕСКИХ ПЕРЕДАЧ МОБИЛЬНЫХ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ МАШИН2025-03-03T07:43:24+00:00С. А. РЫНКЕВИЧvestnik_support@psu.by<p>Рассмотрены вопросы, связанные с контролем и мониторингом механических и гидромеханических передач, которыми оснащены многие мобильные и технологические машины. Проанализированы факторы, влияющие на работоспособность зубчатых передач тех и других трансмиссий. Отмечено, что концентрация нагрузки по длине контактных линий зубчатых зацеплений возникает из-за погрешностей расположения зубьев, упругих деформаций зубьев, валов и их опор. С помощью метода конечных элементов, реализованного в программе конечно-элементного анализа, исследованы показатели, используемые при оценке технического состояния зубчатых зацеплений, входящих в состав гидромеханических передач. Установлено, что работа, затраченная на преодоление силы трения поверхностей зубчатых передач, в основном расходуется на выделение теплоты и изменение внутренней энергии деформируемого объема металла поверхностных слоев. При этом при трении поверхности сопряженных зубьев одновременно катятся и скользят одна относительно другой. Приведены полученные автором результаты анализа напряженно-деформированного состояния зубьев зубчатых зацеплений, которые показывают, что изменение нагрузки, ее неравномерность, перегрев и другие факторы приводят к деформациям зубьев и концентрациям максимальных напряжений в областях впадин и ножек зубьев. При этом постоянный процесс изнашивания снижает ресурс зубчатой передачи.</p>2025-02-27T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/industry/article/view/7474УНИВЕРСАЛИЗАЦИЯ ВРАЩАЮЩИХСЯ РЕЖУЩИХ ИНСТРУМЕНТОВ НА ОСНОВЕ УНИФИЦИРОВАННЫХ КОНСТРУКТИВНЫХ МОДУЛЕЙ2025-03-03T07:56:01+00:00Н. Н. ПОПОКn.popok@psu.byР. С. ХМЕЛЬНИЦКИЙr.khmialnitski@psu.byВ. С. АНИСИМОВvestnik_support@psu.byД. А. БАШЛАЧЁВvestnik_support@psu.by<p>Цель исследований – повышение производительности обработки поверхностей деталей путем универсализации фрез. Для достижения цели решаются задачи разработки конструкций торцевой и дисковой фрез со взаимозаменяемыми резцовыми блоками и зажимными модулями и анализируется их работоспособность. Используются аналитический и экспериментальный методы исследований, позволившие установить геометрические параметры срезаемого слоя при торцевом и периферийном фрезеровании, зависимости коэффициентов усадки стружки, мощности резания и шероховатости обработанной поверхности при изменении подачи, глубины и скорости резания. Результаты исследований могут быть использованы при обработке плоских и криволинейных поверхностей деталей на станках с ЧПУ.</p>2025-02-27T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/industry/article/view/7475ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ РИСКОВ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ МОБИЛЬНОЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ2025-03-03T08:09:15+00:00Ал-й Л. МИСУНvestnik_support@psu.byА. В. ГАРКУШАvestnik_support@psu.by<p>Выполнен логистический регрессионный анализ производственных рисков при эксплуатации мобильной сельскохозяйственной техники (на примере кормоуборочных комбайнов). Рассмотрено логит-преобразование риска как одномерной величины, описываемой вероятностью, проведено табулирование полученных зависимостей.</p>2025-02-27T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/industry/article/view/7476ОЧИСТКА ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ОАО «МОТОВЕЛО»2025-03-03T08:19:39+00:00Н. С. ЯНКЕВИЧvestnik_support@psu.byС. Н. ЯНКЕВИЧvestnik_support@psu.by<p>В настоящее время наиболее универсальным методом снижения содержания вредных примесей в отработавших газах признано каталитическое дожигание. Известны каталитические системы для дожига всех нормируемых компонентов или их комбинаций (трехмаршрутные катализаторы). Вместе с тем вопрос создания новых конструкторско-технологических решений по-прежнему остается актуальным в связи с тем, что применение штатной системы на конкретном двигателе внутреннего сгорания, как правило, сопровождается рядом затруднений.</p> <p>В статье рассматриваются исследования по разработке каталитического нейтрализатора для бензиновых мотоциклетных двигателей.</p>2025-02-27T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/industry/article/view/7488КАК НАПИСАТЬ ДИССЕРТАЦИЮ ХОРОШЕГО КАЧЕСТВА И В СРОК2025-03-03T12:00:09+00:00В. П. ИВАНОВv.ivanov@psu.by<p>Движущей силой развития производительных сил общества является наука. Стремление к совершенству технических объектов и процессов – суть инженерной и научной деятельности коллективов и отдельных специалистов. В ряде случаев результаты такой деятельности проявляются в написании научной работы – диссертации, автор которой претендует на общественное признание.</p>2025-02-27T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/industry/article/view/7484ИЗУЧЕНИЕ СВОЙСТВ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОТДЕЛЬНОЙ ФРАКЦИИ ИЗ ГОССИПОЛОВОЙ СМОЛЫ2025-03-03T11:15:01+00:00Д. Г. ХАМИДОВvestnik_support@psu.byС. Ф. ФОЗИЛОВvestnik_support@psu.by<p>Представлены сведения о негативном влиянии промышленных отходов на окружающую среду и актуальных проблемах их утилизации. В данном исследовании работа проводилась на госсиполовой смоле. Приведены ее фракционный состав и формула, проанализированы физико-химические свойства. Методом инфракрасного спектроскопического анализа определена химическая структура фракции, выделенной из госсиполовой смолы. Проведены предварительные исследования по определению состава и свойств данной фракции. Предложено ее использование в качестве сырья для получения вторичных продуктов. Описана схема термовыдавливания и механизм получения формовочных пластических материалов (ПСМ) из госсиполовой смолы.</p>2025-02-27T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/industry/article/view/7485ИЗУЧЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ УТИЛИЗАЦИИ СМЕСЕЙ СКОПА ОЧИСТНЫХ СООРУЖЕНИЙ И ОТХОДОВ ДЕРЕВОПЕРЕРАБОТКИ2025-03-03T11:27:06+00:00В. А. ЕМЕЛЬЯНОВАvestnik_support@psu.byА. А. ЕРМАКa.ermak@psu.by<p>Представлен обзор литературы по проблеме способов утилизации скопа очистных сооружений, выявлены перспективные способы его утилизации. Рассмотрен состав скопа очистных сооружений ОАО «Слонимский картонно-бумажный завод “Альбертин”», а также состав золы после прокаливания скопа. Изучены образцы скопа, древесных опилок и их смесей с различным содержанием скопа. Получены кривые дифференциального термогравиметрического анализа и дифференциальной сканирующей калориметрии скопа, древесных опилок и их смесей. Определена зависимость изменений потери массы образцов скопа, древесных опилок и их смесей при нагревании до 900 °С в воздушной среде от содержания скопа в смеси. Отмечена зависимость тепловых характеристик образцов скопа, древесных опилок и их смесей.</p>2025-02-27T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/industry/article/view/7486ИССЛЕДОВАНИЕ СМАЧИВАНИЯ ПОВЕРХНОСТИ ЭЛЕМЕНТА РЕГУЛЯРНОЙ СТРУКТУРИРОВАННОЙ НАСАДКИ2025-03-03T11:37:40+00:00Д. Ю. МЫТЬКОvestnik_support@psu.byЯ. ЯНvestnik_support@psu.byX. ЧЖАОvestnik_support@psu.byЧЖ. СУНЬvestnik_support@psu.by<p>Исследовалось смачивание поверхности элементов регулярной структурированной насадки, применяемой в процессах разделения фаз в химической промышленности. В ходе экспериментов оценивалось влияние геометрических характеристик гофрированных листов, таких как длина образующей и наличие перфорации, на эффективность смачивания и гидродинамические параметры. Результаты показали, что перфорация гофрированных элементов значительно улучшает смачивание, способствуя равномерному распределению жидкости по поверхности и повышая интенсивность взаимодействия фаз. На основе полученных данных был определен оптимальный размер образующей гофру. В частности, размер образующей 8 мм был признан наиболее эффективным и использован для проектирования двух типов насадок с удельной поверхностью 250 м²/м³ и 400 м²/м³. Полученные результаты имеют значительное практическое значение и могут использоваться для разработки более эффективных аппаратов в химической промышленности, что в свою очередь будет способствовать улучшению производительности и снижению затрат.</p>2025-02-27T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/industry/article/view/7487РАЗРАБОТКА И ИССЛЕДОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ НАСАДОК ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ АБСОРБЦИИ2025-03-03T11:50:56+00:00Р. И. ЛАНКИНvestnik_support@psu.byВ. С. ФРАНЦКЕВИЧvestnik_support@psu.byА. М. ВОЛКvestnik_support@psu.by<p>Развитие промышленности, вызванное увеличением объемов производства, приводит к росту выбросов промышленных отходящих газов, содержащих вредные вещества, негативно влияющие на окружающую среду и здоровье людей. В химической и других отраслях промышленности активно используются насадочные колонны, которые играют ключевую роль в массо- и теплообменных процессах, таких как абсорбция, ректификация и экстракция. Особое внимание уделяется аппаратам с подвижной (псевдоожиженной) насадкой, которые обеспечивают высокую эффективность благодаря улучшенному распределению потоков и увеличению площади контакта между фазами. В данной статье описывается запатентованный элемент насадки для массообмена, разработанный с учетом современных требований к эффективности и экологической безопасности. Также представлен способ расположения впадин на поверхности шарового элемента, который оптимизирует распределение потока и увеличивает площадь обмена. Исследуется толщина водяной пленки на поверхности шара, что важно для эффективности массообменого процесса. Результаты исследования могут значительно повлиять на проектирование и эксплуатацию массообменных аппаратов в различных отраслях.</p>2025-02-27T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/industry/article/view/7477ВЛИЯНИЕ ДОРОЖНОЙ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ НА БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ: НОВЫЕ ПОДХОДЫ К КЛАССИФИКАЦИИ РИСКОВ2025-03-03T08:28:14+00:00Д. В. КАПСКИЙvestnik_support@psu.byС. В. БОГДАНОВИЧvestnik_support@psu.byМ. Г. БУРОВАvestnik_support@psu.by<p>Представлен новый подход к классификации и оценке рисков на загородных автомобильных дорогах, основанный на многомерном анализе системы «Водитель–Автомобиль–Дорога–Среда». Разработана методика оценки рисков с использованием комплексного индекса, учитывающего степень воздействия факторов, типы взаимодействия между элементами системы и компоненты транспортной системы. Особое внимание уделено роли дорожной инфраструктуры и возможностям интеллектуальных транспортных систем в управлении рисками. Предложены инновационные решения по повышению безопасности движения, включая применение «умных» покрытий, систем автомобильной коммуникации и технологий «дорожных цифровых двойников». Показано, что комплексное внедрение современных технологий может снизить количество дорожно- транспортных происшествий на 20–30% в течение 5–10 лет. Представлен анализ социально-экономических эффектов от внедрения предложенных решений.</p>2025-02-27T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/industry/article/view/7478ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРИОРИТЕТНОГО ДВИЖЕНИЯ МАРШРУТНОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА ЗА СЧЕТ УСТРОЙСТВА ВЫДЕЛЕННЫХ ПОЛОС2025-03-03T08:45:07+00:00ЛЮ ЮЙВЭЙvestnik_support@psu.byС. С. СЕМЧЕНКОВvestnik_support@psu.byД. В. КАПСКИЙvestnik_support@psu.by<p>Выполнена классификация видов приоритетного движения в транспортной системе города. Приведен анализ вариантов размещения выделенных полос, выявлены преимущества и недостатки по их устройству, а также эксплуатационная специфика. Определены перспективные направления развития выделения полос для движения маршрутного пассажирского транспорта в городах.</p>2025-02-27T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/industry/article/view/7479АНАЛИЗ АЛГОРИТМОВ И МЕТОДОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРИОРИТЕТНОГО ДВИЖЕНИЯ МАРШРУТНОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА2025-03-03T08:56:46+00:00ЛЮ ЮЙВЭЙvestnik_support@psu.byС. С. СЕМЧЕНКОВvestnik_support@psu.byД. В. КАПСКИЙvestnik_support@psu.by<p>Рассматриваются основные алгоритмы и методы обеспечения активного и пассивного приоритета движения маршрутного пассажирского транспорта в городах и мегаполисах. Сделан акцент на основных методах организации и регулирования дорожного движения, в т.ч. и с использованием интеллектуальных транспортных систем, которые обеспечивают приоритет маршрутного пассажирского транспорта в городских условиях различными способами.</p>2025-02-27T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/industry/article/view/7480МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРИОРИТЕТНОГО ДВИЖЕНИЯ МАРШРУТНОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА2025-03-03T09:08:57+00:00ЛЮ ЮЙВЭЙvestnik_support@psu.byС. С. СЕМЧЕНКОВvestnik_support@psu.byД. В. КАПСКИЙvestnik_support@psu.by<p>Представлены сформулированные на основе исследований практические предложения организационного характера по оптимизации движения и обеспечению приоритетности маршрутного пассажирского транспорта, позволяющие уменьшить время ожидания пассажиров и улучшить эффективность транспортной системы.</p>2025-02-27T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/industry/article/view/7481МЕТОДЫ АНАЛИЗА ДАННЫХ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ АВАРИЙНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА МИНСКА2025-03-03T10:14:08+00:00М. Р. ЛЕБЕДЕВАvestnik_support@psu.byА. О. ЛОБАШОВvestnik_support@psu.byС. С. СЕМЧЕНКОВvestnik_support@psu.by<p>Представлены методы прогнозирования аварийности на дорогах с целью повышения безопасности дорожного движения. Апробирование методов и прогноз аварийности выполнен на примере г. Минска. Оценка количества погибших и раненых проведена с использованием двух моделей и двух методов: модели ARIMA, модели SARIMA, метода линейной регрессии и метода «случайного леса». Каждый метод и каждая модель оценивается по точности и достоверности прогнозов. Анализ показал: методы линейной регрессии и «случайного леса» наиболее точно предсказывают количество погибших, но для прогнозирования количества раненных требуется дальнейшая доработка моделей; модели ARIMA и SARIMA дают завышенные прогнозы для обеих категорий. В статье также рассматривается возможность использования экзогенных факторов для повышения точности прогноза. Результаты могут быть полезны для разработки эффективных мер по снижению аварийности и улучшению ситуации на дорогах.</p>2025-02-27T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/industry/article/view/7483ОЦЕНКА АНАЛИЗА ВЛИЯНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ФАКТОРОВ НА АВАРИЙНОСТЬ С ПЕШЕХОДАМИ НА ПЕШЕХОДНЫХ ПЕРЕХОДАХ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНСТРУМЕНТАРИЯ ПАКЕТА STATISTICA2025-03-03T11:01:11+00:00Д. П. ХОДОСКИНvestnik_support@psu.byО. А. ДОВГУЛЕВИЧvestnik_support@psu.byИ. С. АФАНАСЕНКОvestnik_support@psu.by<p>Дорожно-транспортные происшествия (ДТП) с пострадавшими составляют порядка только лишь 5% от их общего числа, однако, особенно на пешеходных переходах, характеризуются высокой тяжестью и соответственно большими значениями аварийных потерь. В связи с этим необходимо в постоянном режиме производить оценку влияния наиболее значимых факторов и характеристик, таких как транспортно-пешеходная нагрузка, геометрические параметры самого пешеходного перехода и других, наиболее значимо влияющих на аварийность, основываясь на которой разрабатывать и внедрять наиболее эффективные мероприятия. Именно для этой цели в статье описан механизм выявления названных факторов и характеристик, определенных посредством комплекса возможностей, предоставляемых современной версией пакета Statistica.</p>2025-02-27T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025