https://journals.psu.by/industry/issue/feedВестник Полоцкого государственного университета. Серия B. Промышленность. Прикладные науки2024-09-18T10:50:56+00:00Владимир Петрович Ивановv.ivanov@psu.byOpen Journal SystemsВестник Полоцкого государственного университета. Серия B. Промышленность. Прикладные науки – публикует статьи, содержащие новые научные результаты в области машиноведения и машиностроения, материаловедения, эксплуатации автомобильного транспорта, химической технологии и охраны трудаhttps://journals.psu.by/industry/article/view/6274АНАЛИЗ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЕЙ ТЕРМОЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ В РЕЗИНОСМЕСИТЕЛЯХ2024-09-17T08:58:11+00:00Н. Н. ПОПОКn.popok@psu.byА. С. ФРИКvestnik_support@psu.by<p>Приведен анализ отечественных и зарубежных преобразователей термоэлектрических (термопар) для измерения температуры резиновой смеси в резиносмесителях. Рассмотрены преимущества и недостатки существующих конструкций термопар. Представлена конструкция термопары, разработанная компанией ООО «Поинт». Дан сравнительный анализ влияния материала наконечников термопар, материала покрытия наконечников и диаметра электродов термопар на прочностные характеристики готового изделия, а также на показатели температурной инерции. Показаны результаты испытаний на температурную инерцию разработанной термопары и ее аналога. Даны рекомендации по проведению опытно-промышленной эксплуатации при разработке и исследовании новых конструкций термопар для резиносмесителей. Отображены результаты совместного испытания термопары компании ООО «Поинт» и зарубежного аналога в виде температурного тренда.</p>2024-08-27T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024 https://journals.psu.by/industry/article/view/6275БЕССВАРНЫЕ ГЕРМЕТИЧНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ ТРУБОПРОВОДОВ МАЛЫХ ДИАМЕТРОВ И ИМПУЛЬСНЫХ ЛИНИЙ ТРУБНЫХ ПРОВОДОК2024-09-17T09:10:11+00:00Н. Н. ПОПОКn.popok@psu.byА. С. БАЛЫШvestnik_support@psu.by<p>Проведен анализ отечественных и зарубежных конструкций бессварных герметичных соединений трубопроводов малых диаметров и импульсных линий трубных проводок, а также применяемых марок материалов. Представлены конструкции соединений с зажимным и упорным кольцами и соединений с врезающимся кольцом. Определены преимущества и недостатки существующих конструкций. Рассмотрена возможность применения бессварных герметичных соединений на трубопроводах, транспортирующих агрессивные среды, которые вызывают коррозионное разрушение металла. Предложено новое исполнение соединения с зажимным и упорным кольцами из двухфазной дуплексной стали. Приведены результаты гидростатической прочности рассматриваемых конструкций после однократной и многократных сборки и разборки соединений на трубопроводе из нержавеющей коррозионностойкой стали аустенитного типа. Дана экономическая оценка целесообразности серийного производства соединений нового исполнения.</p>2024-08-27T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024 https://journals.psu.by/industry/article/view/6276ПАРАМЕТРЫ МГНОВЕННОГО ОЧАГА ДЕФОРМАЦИИ ПРИ ОБРАТНОМ РАБОЧЕМ ХОДЕ КЛЕТИ СТАНОВ ХОЛОДНОЙ ПИЛЬГЕРНОЙ ПРОКАТКИ ТРУБ2024-09-17T10:15:17+00:00С. В. ПИЛИПЕНКОs.pilipenko@psu.by<p>Приведены результаты исследований, касающиеся развития теоретических основ определения величины обжатия трубы по толщине стенки в мгновенном очаге деформации при обратном рабочем ходе клети стана холодной пильгерной прокатки труб. Выведены упрощенные зависимости для расчета параметров обжатия при обратном рабочем ходе клети. В предложенных зависимостях не учитываются упругие деформации клети, с чем будет связано дальнейшее развитие метода расчета деформационных параметров рассматриваемого случая ведения процесса холодной пильгерной прокатки.</p>2024-08-27T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024 https://journals.psu.by/industry/article/view/6277КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕФЕКТОВ ПЕРЕДАЧ МОБИЛЬНЫХ МАШИН2024-09-17T10:24:16+00:00С. А. РЫНКЕВИЧvestnik_support@psu.by<p>Рассмотрена классификация дефектов зубчатых передач мобильных машин. Отмечено, что основными процессами, способствующими возникновению дефектов и неисправностей в зубчатых передачах, являются такие, как трение, возникающее в зоне непосредственного контакта зубьев; постепенное разрушение поверхностей деталей при их относительном движении; наличие знакопеременных нагрузок; периодически возникающие динамические удары в трансмиссии; превышение напряжений, действующих на площадках контактов, предела текучести; неоднократные перегрузки передачи, вызванные сложными режимами нагружения. Проведен подробный анализ причин возникновения дефектов в передачах механических и гидромеханических трансмиссий мобильных машин. Классификация повреждений и дефектов зубчатых передач позволяет исследовать отклонения в их работе и принимать своевременные решения по увеличению срока службы зубчатых зацеплений, а также служит базой данных для создания алгоритмов бортовых систем диагностики при распознавании неисправностей коробок передач мобильных машин различного назначения.</p>2024-08-27T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024 https://journals.psu.by/industry/article/view/6278ТЕХНОЛОГИЯ ДИФФУЗИОННОГО НАСЫЩЕНИЯ И ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ ПРОВОЛОКИ ПУТЕМ ЭЛЕКТРОКОНТАКТНОГО ЦИКЛИЧЕСКОГО НАГРЕВА2024-09-17T11:14:19+00:00М. В. СЕМЕНЧЕНКОvestnik_support@psu.by<p>Представлена установка для диффузионного насыщения и термической обработки проволоки электроконтактным циклическим нагревом путем ее непрерывной и ступенчатой подачи. Установка допускает обработку с длительностью импульса и длительностью паузы 0,01 с – 999 мин с заданной силой тока при максимальном значении 100 А и выбранной величиной напряжения из диапазона 3–32 В. Скорость движения проволоки в зоне обработки в базовом исполнении составляет 10 см/мин. Проведены исследования влияния фракционного состава насыщающей среды на протекание процесса диффузионного насыщения проволоки. Для борирования стальной проволоки рекомендовано применять насыщающую среду с размером частиц 63-160 мкм. Предложена методика оптимизации режимов диффузионного насыщения и термической обработки проволоки при изменении диаметра проволоки, химического состава материала проволоки и насыщающей среды, а также времени обработки.</p>2024-08-27T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024 https://journals.psu.by/industry/article/view/6290ПОЛУЧЕНИЕ ВЫСШИХ ЖИРНЫХ СПИРТОВ НА ОСНОВЕ НИЗКОМОЛЕКУЛЯРНОГО ПОЛИЭТИЛЕНА И АНАЛИЗ ИХ СМАЗЫВАЮЩИХ СВОЙСТВ ДЛЯ ДИЗЕЛЬНЫХ ТОПЛИВ2024-09-18T08:23:39+00:00С. Ф. ФОЗИЛОВvestnik_support@psu.byА. И. ЗОИРОВАvestnik_support@psu.byХ. С. ФОЗИЛОВvestnik_support@psu.byС. М. ТУРОБЖОНОВvestnik_support@psu.by<p>В настоящее время внимание нефтегазовой отрасли всего мира направлено на развитие производства дизельного топлива с улучшенными экологическими характеристиками, содержащего минимальное количество серы и ароматических углеводородов.</p> <p>Выдвинутая нами гипотеза, что в небольших концентрациях растительное масло может улучшить смазывающие свойства топлива, подтвердилась. Для эксперимента было отобрано собственное летнее дизельное топливо Eco L 0,00-62, изготовленное на Бухарском НПЗ на основе стандартных требований DST 1134:2018, и масло растительное (подсолнечное), произведенное на основе собственных требований DST 2438:2018 в ООО «ЕВРОСНАР». Проведенные эксперименты показали, что добавление растительного масла улучшает смазывающие свойства дизельного топлива, даже не соответствующего ГОСТ 6370-20181 по данному параметру; в процентном соотношении δ к дизельному топливу почти линейно уменьшает диаметр шрама от царапины. В результате исследований получено искомое уравнение зависимости.</p>2024-08-27T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024 https://journals.psu.by/industry/article/view/6291ВЛИЯНИЕ ВЫСОКОДИСПЕРСНОГО ЦЕОЛИТА НА ПРОЧНОСТНЫЕ И ДИФФУЗИОННО-СОРБЦИОННЫЕ СВОЙСТВА ПОЛИОЛЕФИНОВ2024-09-18T09:02:14+00:00С. Ф. ФОЗИЛОВvestnik_support@psu.byИ. И. ФАТОЕВvestnik_support@psu.byА. С. КАСИМОВvestnik_support@psu.byА. И. ЗОИРОВАvestnik_support@psu.byИ. В. БУРАЯi.buraya@psu.by<p>Исследованы прочностные свойства полиолефинов (ПЭНП и ПЭВП), наполненных высокодисперсными частицами цеолита. Установлено, что увеличение содержания наполнителя приводит к росту растягивающего напряжения при разрыве. Неоднородность проявляется в разрушении всех без исключения стандартных литьевых образцов при растяжении в той части рабочего участка, которая максимально удалена от литника. Обосновываются причины разрыва, снижения прочности и неодинаковая прочность по длине литьевых образцов при растяжении.</p>2024-08-27T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024 https://journals.psu.by/industry/article/view/6293ВЛИЯНИЕ ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ НА СВОЙСТВА ИЗБЫТОЧНОГО АКТИВНОГО ИЛА2024-09-18T10:07:42+00:00В. А. ЕМЕЛЬЯНОВАvestnik_support@psu.byА. А. ЕРМАКa.ermak@psu.byА. В. КОРНЯКОВАvestnik_support@psu.by<p>Представлен обзор литературы по проблеме переработки избыточного активного ила очистных сооружений, выявлены перспективные способы его утилизации. Рассмотрен состав объекта исследования, в качестве которого был использован избыточный активный ил очистных сооружений ОАО «Слонимский картонно-бумажный завод “Альбертин”». Изучено влияние термообработки избыточного активного ила при 105 °С, 250 °С и 350 °С на его свойства. Получены кривые дифференциального термогравиметрического анализа и дифференциальной сканирующей калориметрии избыточного активного ила. Определена зависимость изменения потери массы образца активного ила при нагревании до 900 °С в воздушной среде от температуры сушки. Также получены ИК-спектры активного ила, просушенного при 105 °С и 350 °С. Исследовано влияние температуры сушки активного ила на изменение характеристик поверхности и распределение пор.</p>2024-08-27T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024 https://journals.psu.by/industry/article/view/6294КИНЕТИКА СТАДИИ ОКИСЛИТЕЛЬНО-АДСОРБЦИОННОЙ ОЧИСТКИ ДЕПАРАФИНИЗИРОВАННОГО ГИДРОКРЕКИНГОВОГО МАСЛА АКТИВНОЙ ГЛИНОЙ2024-09-18T10:21:27+00:00П. Ф. ГРИШИНvestnik_support@psu.by<p>Изучены кинетика адсорбции депарафинизированного гидрокрекингового масла по кривым изменения отношения значения оптической плотности депарафинизированного гидрокрекингового масла ко времени t (Dt) и равновесного значения (Dе), интенсивность потери сорбционной емкости активированной соляной кислотой гранулированной монтмориллонитовой глины или степень ее срабатывания во времени окислительно- адсорбционной очистки депарафинизированного гидрокрекингового масла. Процесс окислительно-адсорбционной очистки масла проводился методом перколяции в вертикальном цилиндрическом адсорбере при объемной скорости пропускания очищаемого масла через слой глины, равной 0,5 ч-1. Глубина очистки масла определялась по изменению оптической плотности очищенного масла при постоянной длине волны 400 нм. Предпринята попытка исследования кинетики только стадии окислительно-адсорбционной очистки гидрокрекингового масла, используя кинетическую модель псевдопервого порядка, и оценки энергии активации данной стадии в исследуемом диапазоне температур. Установлено, что энергия активации окислительно-адсорбционной стадии очистки гидрокрекингового масла составляет 9,15 кДж/моль.</p>2024-08-27T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024 https://journals.psu.by/industry/article/view/6296ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАВИСИМОСТИ МОЩНОСТИ МАГИСТРАЛЬНОГО НАСОСНОГО АГРЕГАТА ОТ ОБЪЕМА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СМЕСИ НЕФТЕПРОДУКТОВ ПРИ ИХ ТРАНСПОРТИРОВАНИИ МЕТОДОМ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЙ ПЕРЕКАЧКИ ПРЯМЫМ КОНТАКТИРОВАНИЕМ2024-09-18T10:37:30+00:00А. Н. ВОРОНИНvestnik_support@psu.byА. Д. КОНДРАТЮКvestnik_support@psu.byС. В. БОСЛОВЯКs.boslovyak@psu.by<p>Проанализировано отношение потребляемой мощности к количеству технологической смеси, образующейся в местах контакта разноименных или разносортных нефтепродуктов при транспортировании по магистральному нефтепродуктопроводу методом последовательной перекачки с использованием скорости перекачки в качестве промежуточного параметра. Расчет предлагается выполнить последовательно в три этапа: 1) определить зависимость объема технологической смеси от скорости движения нефтепродукта, что позволяет оценить возможность раскладки технологической смеси по резервуарам на конечном пункте в соответствии с объемом резервуарного парка; 2) определить зависимость потребляемой мощности от скорости движения нефтепродукта, что создает условия для оценивания энергетических затрат транспортирования нефтепродуктов; 3) определить зависимость потребляемой мощности от объема технологической смеси, что информативно помогает в выборе оптимального баланса между объемом смеси и потребляемой мощностью с возможностью снижения скорости перекачки ниже нормативно рекомендуемых значений. Предложенный подход по определению зависимости потребляемой мощности от количества технологической смеси представляет собой удобный инструмент для одновременного оценивания двух параметров и нахождения оптимального режима перекачки.</p>2024-08-27T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024 https://journals.psu.by/industry/article/view/6297НЕРАЗРУШАЮЩИЙ МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕХАНИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК МЕТАЛЛА ТРУБ МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДА2024-09-18T10:50:56+00:00А. С. СНАРСКИЙvestnik_support@psu.byА. Н. ЯНУШОНОКa.yanushonok@psu.by<p>Представлен метод неразрушающего контроля магистральных трубопроводов, основанный на возможности косвенного определения основных механических свойств металла неразрушающим способом. Получены корреляционные уравнения взаимосвязей значений твердости по Виккерсу и измеренных размеров пирамидального отпечатка при контроле твердости, с механическими свойствами металла труб магистральных трубопроводов. Приведены результаты статистической обработки экспериментальных данных исследуемых взаимосвязей для труб магистральных трубопроводов, изготовленных из стали 20 и стали 09Г2С.</p>2024-08-27T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024 https://journals.psu.by/industry/article/view/6279СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДА РАСЧЕТА ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ ОПАСНОСТИ В КОНФЛИКТНОЙ ЗОНЕ ДЛЯ ПОПУТНОГО ТРАНСПОРТНОГО ПОТОКА ПОСРЕДСТВОМ УТОЧНЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТОВ ПРИВЕДЕНИЯ ПО ТЯЖЕСТИ ДТП2024-09-17T11:42:42+00:00Д. В. КАПСКИЙvestnik_support@psu.byД. П. ХОДОСКИНvestnik_support@psu.by<p>Погрешность существующего метода прогнозирования аварийности в конфликте «транспорт–транспорт» в попутном транспортном потоке составляет порядка 40% (для рассматриваемой методики). Более глубокий анализ данного метода показал, что он обладает широкими теоретическими (основанными на предложении усовершенствованной методики определения инертной и активной зон дилеммы) и аналитическими возможностями его усовершенствования, которые связаны с детализацией общих изменений в базовом методе, направленных на уточнение расположения и продолжительности конфликтной зоны, их формализацию, корректировку значения служебного замедления при подъезде к регулируемому перекрестку (РПК), а также учет средневзвешенного значения замедления в конфликтной зоне. Кроме того, существенную роль в дальнейшем снижении погрешности прогноза играет и поправка значений коэффициентов приведения ДТП по тяжести с их последующим включением в построение зависимости аварийности от потенциальной опасности.</p>2024-08-27T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024 https://journals.psu.by/industry/article/view/6281ИНТЕГРАЦИЯ МЕТОДОВ КОГНИТИВНОГО АНАЛИЗА В СИСТЕМУ ОЦЕНКИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ2024-09-17T11:58:45+00:00Д. В. КАПСКИЙvestnik_support@psu.byС. В. БОГДАНОВИЧvestnik_support@psu.by<p>Представлен инновационный подход к оценке опасности участков автомобильных дорог, основанный на интеграции методов когнитивного моделирования и нечеткой логики. Предложена комплексная методика, позволяющая учитывать широкий спектр количественных и качественных характеристик дорожных условий, а также моделировать сложные нелинейные взаимосвязи между различными факторами риска. Разработанный подход включает несколько ключевых этапов: построение детализированной когнитивной карты, отражающей структуру взаимосвязей между факторами безопасности; формализацию факторов опасности с использованием аппарата нечетких множеств; алгоритм анализа рисков, основанный на импульсном моделировании. Отмечены перспективные направления дальнейших исследований, включая интеграцию разработанного подхода с геоинформационными системами, применение методов машинного обучения для автоматической настройки параметров модели и разработку динамических когнитивных карт, способных адаптироваться к изменяющимся условиям в реальном времени.</p>2024-08-27T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024 https://journals.psu.by/industry/article/view/6282ИССЛЕДОВАНИЕ УСЛОВИЙ ДВИЖЕНИЯ МАРШРУТНОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА В ГОРОДЕ ХУХ-ХОТО, КНР2024-09-17T12:09:47+00:00ЛЮ ЮЙВЭЙvestnik_support@psu.by<p>Приведены результаты исследований условий движения безрельсовых маршрутных пассажирских транспортных средств, а также условий посадки/высадки пассажиров и типизация остановочных пунктов, расположенных на магистральной транспортной сети города Хух-Хото. Некоторые параметры характеризуют качество предоставляемых транспортных услуг (скорость, пассажиропоток, подача автобуса пассажирам вовремя и пр.). Даны рекомендации по повышению качества движения и условий движения маршрутного пассажирского транспорта, особенно в часы пик.</p>2024-08-27T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024 https://journals.psu.by/industry/article/view/6283РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКИЙ СПОСОБ ПРОВЕРКИ И ТАРИРОВКИ ТЕНЗОМЕТРИЧЕСКИХ ДАТЧИКОВ АЭРОДИНАМИЧЕСКИХ ВЕСОВ2024-09-17T12:19:03+00:00В. В. МАЛЕРОНОКvestnik_support@psu.byВ. А. ПОТАПОВvestnik_support@psu.byС. Н. РОМАНЁНОКvestnik_support@psu.by<p>Предложен расчетно-графический способ проверки показаний тензометрических датчиков, используемых для измерения аэродинамических сил и моментов. В основу способа лег расчет статической составной конструкции весового механизма лабораторного стенда НТЦ-19.02 «Аэродинамическая труба». Определены основные силы и моменты, действующие на конструкцию, значения которых сравнивались с показаниями тензометрических датчиков. В случае несоответствия значений, полученных путем измерения и расчета, производились построение тарировочного графика и определение по нему линейного тарировочного уравнения с последующей корректировкой несоответствующих значений.</p>2024-08-27T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024 https://journals.psu.by/industry/article/view/6284СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО УРОВНЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА2024-09-17T12:36:08+00:00Н. В. ВОЛОДАРЕЦvestnik_support@psu.by<p>Усовершенствована методика определения технического уровня транспортного средства, имеющего любой тип привода. Разработан алгоритм методики оценки технического уровня транспортного средства. Приведена номенклатура показателей, характеризующих гибридное транспортное средство при выполнении определенного вида работы. Методика опробована на гибридном транспортном средстве. Подтверждена эффективность ее использования в процессе принятия решения об обновлении подвижного состава.</p>2024-08-27T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024 https://journals.psu.by/industry/article/view/6285ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАНЕВРЕННОСТИ И АНАЛИЗ УСТОЙЧИВОСТИ ДВИЖЕНИЯ МОДЕЛИ СЕДЕЛЬНОГО АВТОПОЕЗДА С ПОМОЩЬЮ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ2024-09-17T12:43:18+00:00Д. Л. МОЙСЯvestnik_support@psu.by<p>Решена задача маневренности седельного длиннобазного автопоезда, состоящего из двухосного тягача и одноосного полуприцепа. Построены фазовые портреты системы при различных скоростях, которые позволяют оценить область притяжения прямолинейного движения. Рассмотрены вопросы устойчивости, в частности, влияние параметров управления ( q, v ) на устойчивость (неустойчивость).</p>2024-08-27T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024 https://journals.psu.by/industry/article/view/6286ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРАМЕТРОВ СЕТИ ЗАРЯДНЫХ СТАНЦИЙ ЭЛЕКТРОМОБИЛЕЙ2024-09-18T06:12:52+00:00ДУ СИЧЖОУvestnik_support@psu.byА. О. ЛОБАШОВvestnik_support@psu.byД. В. КАПСКИЙvestnik_support@psu.by<p>Исследуется проблема определения рациональных параметров сети зарядных станций электромобилей. Проанализированы основные факторы, влияющие на размещение зарядных станций электромобилей. Разработана многоцелевая модель выбора места размещения зарядных станции. Предложена алгоритмическая модель для совершенствования метода «поиска по воробьям», который используется в качестве основы решения задачи определения рациональных параметров сети зарядных станций электромобилей.</p>2024-08-27T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024 https://journals.psu.by/industry/article/view/6287ТЕРМИН «КОНФЛИКТ» В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ2024-09-18T06:30:13+00:00А. А. CУШКОvestnik_support@psu.byА. Г. БАХАНОВИЧvestnik_support@psu.by<p>Дано определение термина «конфликт» как социального взаимодействия в форме конкурентной борьбы на проезжей части в проблемной дорожно-транспортной ситуации между участниками дорожного движения. Установлены фазы возникновения и развития конфликта. Конфликтный участок на дороге начинается от точки возникновения проблемной ситуации до конфликтной точки, в которой происходит ДТП. На участке дороги между этими точками имеет место конкурентная борьба между участниками дорожного движения за одновременное нахождение на одном и том же участке проезжей части. На этом же участке между участниками конфликта последовательно происходит инцидент, а затем эскалация конфликта. На конфликтном участке имеет место межличностный конфликт между участниками дорожного движения как субъектами. Предложено понятие конфликта применительно к системе обеспечения безопасности дорожного движения закрепить в правовом поле.</p>2024-08-27T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024 https://journals.psu.by/industry/article/view/6288СРЕДСТВА ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ПЕШЕХОДА, УЧАСТВУЮЩЕГО В ДОРОЖНОМ ДВИЖЕНИИ2024-09-18T06:41:10+00:00А. А. CУШКОvestnik_support@psu.byА. Г. БАХАНОВИЧvestnik_support@psu.by<p>Рассмотрена терминология и классификация средств мобильности пешехода, участвующего в дорожном движении. Предложено и обосновано рассматривать в правовом поле средство индивидуальной мобильности – средство персональной мобильности как управляемый самодвижущийся объект (в случае оборудования электродвигателем с мощностью не более 250 Вт), используемый для перемещения пешехода, участвующего в дорожном движении со скоростью не более 12 км/ч, при этом он создает повышенную вероятность причинения травмирования из-за невозможности полного контроля за ним со стороны пешехода.</p>2024-08-27T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024 https://journals.psu.by/industry/article/view/6289ТЕХНОЛОГИЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ КОРПУСНЫХ ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЕЙ2024-09-18T08:04:05+00:00В. А. ФРУЦКИЙv.fruzki@psu.byМ. В. СЕМЕНЧЕНКОvestnik_support@psu.by<p>Раскрыты вопросы разработки технологии ремонта корпусов двигателей внутреннего сгорания.</p> <p>Рассмотрена конструкция корпуса двигателя, выделены наиболее ремонтопригодные зоны. Определено, что элементами корпуса двигателя, которые разрушаются в первую очередь, являются зоны разборочно-сборочных и регулировочных мероприятий и зоны, подверженные влиянию повышенных температур. Проанализированы процессы, вызывающие деформацию либо разрушение отдельных частей корпуса двигателя. Замечено, что основные эксплуатационные поломки сосредотачиваются в верхней и нижней зонах корпуса двигателя, что накладывает определенные ограничения на методы и технологии ремонта и восстановления.</p> <p>Предложенная технология восстановления работоспособности корпусов двигателей включает в себя операции по полной подготовке дефектно-аварийной зоны, устранению поломок, последующей термической обработке и проведение испытаний сборочного узла в целом. Даны подробные рекомендации по восстановлению исходных размеров и механических свойств поверхностей двигателя.</p> <p>Испытания восстановленных по данной технологии корпусов показали, что работоспособность и технико-эксплуатационные параметры восстановленных узлов имеют приемлемые для эксплуатации значения.</p>2024-08-27T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024