https://journals.psu.by/pedagogical/issue/feed Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E. Педагогические науки 2025-12-17T06:22:24+00:00 Ирина Николаевна Андреева i.n.andreeva@psu.by Open Journal Systems Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E. Педагогические науки публикует статьи, содержащие новые научные результаты в области педагогики, образования и воспитания, методики и дидактики обучения, философии и культурологии https://journals.psu.by/pedagogical/article/view/8794 АКТИВНЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВУЗЕ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ 2025-12-16T06:43:38+00:00 А. В. ДАНИЛЕНКО vesnik_support@psu.by <p>В статье показана необходимость перестройки характера образовательного процесса, корректировки методов и форм работы со студентами в современной высшей школе. Рассматриваются возможности применения активных и интерактивных образовательных технологий, конкретных методов, игровых, тренинговых и других форм проведения занятий со студентами в качестве технологий здоровьесбережения. Сохранение здоровья студенческой молодежи входит в число приоритетных задач системы образования в нашей стране. Проблема здоровьесбережения в образовательном процессе в условиях вузов может решаться различными способами. Эффективными в этом отношении могут быть, с нашей точки зрения, оптимизация образовательного процесса и создание здоровьеформирующей, безопасной, комфортной, поддерживающей образовательной среды через использование активных и интерактивных образовательных технологий и методов обучения, проведение лекций и занятий в современной и востребованной форме.</p> 2025-12-10T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/pedagogical/article/view/8795 НАСТОЛЬНОЕ ОБУЧАЮЩЕЕ ИГРОВОЕ УСТРОЙСТВО КАК ЭЛЕМЕНТ ГЕЙМИФИКАЦИИ В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ 2025-12-16T07:03:52+00:00 А. С. КИРИЕНКО vesnik_support@psu.by М. А. МАРКОВИЧ vesnik_support@psu.by Н. М. МАМАТОВ vesnik_support@psu.by <p>Рассматривается актуальная проблема совершенствования технологического образования на основе использования интерактивных, игровых методов обучения. В центре исследования – применение специально разработанного настольного обучающего игрового устройства на уроках «Трудовое обучение. Технический труд» в 7-х классах. Представлена оценка влияния геймификации на ключевые образовательные параметры: познавательную мотивацию, академическую успеваемость, вовлеченность и психологический комфорт учащихся. Экспериментально обоснована эффективность игровых механик как инструмента трансформации традиционного урока в активную, личностно-ориентированную образовательную среду, способствующую не только усвоению знаний, но и развитию метапредметных компетенций.</p> 2025-12-10T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/pedagogical/article/view/8796 ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ 2025-12-16T07:45:30+00:00 Е. А. КУНЦЕВИЧ vesnik_support@psu.by А. В. КУНЦЕВИЧ vesnik_support@psu.by <p>Современный миропорядок требует построения высокоразвитого общества с использованием новых эффективных технологий. Достижение этой цели во многом зависит от стратегии развития системы образования и четкой слаженной работы всех участников образовательного процесса. Педагогические инновации, учитывая всю сложность, комплексность и динамичность процессов обучения и воспитания, позволяют решать эти задачи оставаясь важнейшим направлением развития системы образования и общества в целом.</p> <p>В последние годы в развитии системы образования наметились основополагающие тенденции, которые в ближайшей перспективе смогут способствовать изменению, модернизации образовательной среды. В статье представлены основные из них.</p> 2025-12-10T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/pedagogical/article/view/8797 СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ 2025-12-16T08:05:26+00:00 Л. Н. УРБАН vesnik_support@psu.by <p>Анализируются понятие, структура и механизмы формирования социокультурной компетенции в процессе овладения русским языком как иностранным. В условиях глобализации и интенсификации межкультурного общения возрастает значимость владения не только лингвистическими аспектами языка, но и способностью адекватно и успешно функционировать в русскоязычной социокультурной среде. Рассматривается сущность социокультурной компетенции как интегративной категории, включающей знание реалий, норм поведения, ценностных ориентаций и умений применять знания в коммуникативных ситуациях. Исследуются компоненты структуры социокультурной компетенции. Особое внимание уделяется психологическим основам ее формирования, включая роль мотивации, установок, эмпатии и когнитивных стилей индивидов.</p> 2025-12-10T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/pedagogical/article/view/8798 ВЛИЯНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНОГО КОНТЕНТА НА РАЗВИТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ: АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ 2025-12-16T08:13:03+00:00 СУНЬ ЯН vesnik_support@psu.by Е. В. ЧЕКИНА vesnik_support@psu.by <p>Представлен систематический обзор литературы, анализирующий влияние мультимедийного контента на развитие эстетического вкуса у учащихся начальной школы. Авторы исследуют, как такие цифровые инструменты, как видео, анимация и интерактивные приложения, влияют на вовлеченность детей, эстетический вкус и понимание эстетических концепций. Результаты исследования показывают, что грамотно интегрированные мультимедийные ресурсы значительно повышают заинтересованность учащихся и способствуют более глубокой эмоциональной связи с искусством. Однако подчеркивается необходимость сбалансированного, педагогически обоснованного подхода, чтобы предотвратить поверхностное «клиповое мышление» и обеспечить содержательное обучение. В статье предлагаются основанные на анализе источников практические рекомендации для педагогов и разработчиков учебных программ, включая обучение учителей, проектирование учебных программ и вовлечение родителей, а также обозначаются направления для будущих исследований долгосрочного влияния мультимедиа на эстетическое развитие.</p> 2025-12-10T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/pedagogical/article/view/8799 ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ С НАРУШЕНИЯМИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ 2025-12-16T08:25:06+00:00 Л. И. ИЛЬЯЕВА vesnik_support@psu.by <p>Обоснована целесообразность применения интегрированного подхода в физическом воспитании студентов специальной медицинской группы, страдающих нарушениями сердечно-сосудистой системы, с акцентом на артериальную гипертензию невыясненной этиологии. Актуальность исследования связана с необходимостью создания специализированных программ, нацеленных на расширение функциональных резервов и повышение адаптационного потенциала организма у студентов. Детализированы составные элементы интегрированной методики (занятия с аэробной нагрузкой, дыхательные упражнения, приемы психофизической коррекции) и индивидуализированные принципы нормирования физической нагрузки.</p> 2025-12-10T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/pedagogical/article/view/8800 ВЛИЯНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АКТИВНОЙ ЖИЗНИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ 2025-12-16T08:42:08+00:00 М. М. КРУТАЛЕВИЧ vesnik_support@psu.by О. Н. ОНИЩУК vesnik_support@psu.by А. М. ШАХЛАЙ vesnik_support@psu.by А. В. КОТЛОВСКИЙ vesnik_support@psu.by <p>Влияние экологических факторов на занятие физической культурой и спортом не утратило свою актуальность. Чтобы учебно-тренировочный процесс осуществлялся с учетом реальной природной ситуации, нами было изучено мнение высококвалифицированных спортсменов о влиянии окружающей природной среды на эффективность их деятельности в учебно-тренировочный, предсоревновательный и соревновательный периоды. Проанализирована и обобщена информация в существующих источниках по обозначенной проблеме. Высококвалифицированным спортсменам была предложена разработанная авторами анкета с вопросами, имеющими экологоориентированную направленность. Результаты анкетного опроса членов национальных команд Республики Беларусь по единоборствам об их отношении к экологическим факторам в различные этапы спортивной подготовки показали, что наиболее благоприятными для опрошенных являются учебно-тренировочные занятия в загородных спортивных комплексах по сравнению с городскими. Установлена эффективность природных факторов, воздействующих в период активной физической подготовки на высококвалифицированных спортсменов. Выявлено, что благоприятная экологическая среда способствует достижению высоких спортивных результатов и является необходимым условием успешной деятельности спортсменов.</p> 2025-12-10T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/pedagogical/article/view/8801 МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ: АНАЛИЗ ВТОРОСТЕПЕННЫХ ФАКТОРОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПРОФИЛЯ ФАКУЛЬТЕТА 2025-12-16T08:57:44+00:00 И. А. МАРИНА vesnik_support@psu.by А. С. ПОДЛЕЩУК vesnik_support@psu.by А. С. ДЕМЬЯНОВА vesnik_support@psu.by <p>Представлены результаты исследования с целью определения факторов, влияющих на вовлеченность студентов в занятия физической культурой. Проведена классификация факторов на основные и второстепенные, определена их иерархия и взаимосвязь. Выявлены и проанализированы значимые различия в доминирующих мотивах, барьерах и предпочтениях. Разработаны практические рекомендации по повышению мотивации студентов к занятиям физической культурой на основе анализа результатов сдачи нормативов Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГФОК). Выявлены взаимосвязи между профилем обучения и уровнем физической подготовленности. Предложены адресные меры по оптимизации физического воспитания с учетом выявленных профильно-специфичных проблем.</p> 2025-12-10T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/pedagogical/article/view/8802 ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ КАРАТЕ-ДО ШОТОКАН ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ И ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ 2025-12-16T10:17:13+00:00 Т. Н. СИНЯВСКАЯ vesnik_support@psu.by <p>Сформулированы задачи исследования и подобраны соответствующие методы их решения; уточнена сущность физического развития студентов (определены обусловливающие факторы, критерии оценки и особенности проявления); установлена взаимосвязь между применением физических упражнений с элементами карате-до Шотокан, методическими особенностями их использования и закономерностями физического развития студентов. Сконструированы основные компоненты методики применения средств карате-до Шотокан в учебных занятиях по физической культуре со студентами. Теоретически обоснована и экспериментально подтверждена ее эффективность в повышении уровня физической подготовленности и функционального состояния студентов.</p> 2025-12-10T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/pedagogical/article/view/8803 ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ БАДМИНТОНОМ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ (НА ПРИМЕРЕ КНР) 2025-12-16T10:28:08+00:00 ФАН ЦЗИН vesnik_support@psu.by А. В. САЗОНОВА vesnik_support@psu.by <p>В учреждениях высшего образования КНР широко распространен и популярен бадминтон. Отличительные особенности бадминтона и его использования в физическом воспитании студентов выражены в доступности, высокой популярности, игровом характере занятий, присутствии соревновательного компонента, возможности дозировать нагрузку, принимая участия в парных и одиночных матчах. При этом возможности этого вида спорта не всегда используются с достаточной эффективностью для оздоровления занимающихся, совершенствования их двигательных способностей.</p> <p>Представленный в статье материал содержит результаты исследования эффективности занятий бадминтоном в учреждениях высшего образования. Обоснована целесообразность учета интенсивности тренировочных заданий, исследовано влияние подбора тренировочных заданий на моторную плотность занятия и оздоровительный эффект от занятий в целом. Проанализирован уровень физической подготовленности студентов в динамике от первого курса до четвертого на основании результатов, рассмотрены предпосылки и условия повышения физической подготовленности студентов и их двигательных качеств.</p> 2025-12-10T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/pedagogical/article/view/8804 ШКАЛА ОЦЕНОК УРОВНЯ ПРОЯВЛЕНИЯ АЭРОБНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ ДЛЯ ДЕВУШЕК-СТУДЕНТОК ТЕХНИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТОВ, ОТНЕСЕННЫХ К СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ 2025-12-16T10:44:34+00:00 Л. И. ШИРОКАНОВА vesnik_support@psu.by <p>Разработана 10-балльная шкала оценок уровня развития/проявления общей аэробной выносливости и 5-уровневая шкала оценок физической подготовленности по показателю аэробной выносливости для девушек-студенток, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, I–III (IV) курсов обучения технического и социального университетов на основе фактических показателей времени преодоления девушками дистанции 3000 м в условиях стадиона с применением бега, ходьбы пешком или их сочетания (по выбору). Уточнена структура заболеваемости студентов. Использовались методы педагогического наблюдения, математической статистики, анализа и обобщения полученной информации, интерпретации исследовательских данных с использованием информации из научных источников по теме исследования.</p> 2025-12-10T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/pedagogical/article/view/8805 ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ У СТУДЕНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ 2025-12-16T10:54:52+00:00 С. В. АНДРИЕВСКАЯ vesnik_support@psu.by Л. В. ИЩЕНКО vesnik_support@psu.by <p>Рассматриваются психологическое благополучие и профессиональная мотивация у студентов и слушателей переподготовки. У слушателей переподготовки выявлена отрицательная взаимосвязь между внешней отрицательной мотивацией и шкалам «Автономия», «Цели в жизни», «Самопринятие», «Психологическое благополучие», «Баланс эффекта», «Осмысленность жизни». У студентов определены: положительная взаимо- связь между показателями шкал «Управление средой», «Личностный рост», «Психологическое благополучие» «Осмысленность жизни», «Человек как открытая система» и показателями шкалы внутренней мотивации. Зафиксированы статистически значимые различия между группами студентов и слушателей переподготовки по показателям психологического благополучия: «Управление средой», «Личностный рост», «Цели в жизни», «Баланс аффекта», «Осмысленность жизни», «Человек как открытая система» и «Общее психологическое благополучие». Сделаны выводы, что психологическое благополучие и профессиональная мотивация у данных групп обучающихся взаимосвязаны; различия между группами обучающихся по показателям психологического благополучия объясняются стадией профессионализации, на которой находится каждая группа.</p> 2025-12-10T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/pedagogical/article/view/8806 ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ АНТИСОЦИАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ НА КОМПОНЕНТЫ ПРОСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ И НОРМАТИВНЫМ ТИПАМИ ПОВЕДЕНИЯ 2025-12-16T11:15:49+00:00 К. А. АСТРАУХ vesnik_support@psu.by <p>Рассматривается проблема изучения понятий антисоциальной креативности и просоциального поведения в подростковом возрасте. Гипотеза исследования – у подростков с девиантным и нормативным типами поведения показатели антисоциальной креативности оказывают специфичное влияние на просоциальное поведение. Представлены результаты эмпирического исследования влияния компонентов антисоциальной креативности на показатели просоциального поведения у подростков с девиантным и нормативным типами поведения с использованием опросника «Поведенческие особенности антисоциальной креативности» (автор: M. Runco et al., 2016, в адаптации С. Н. Ениколопова, О. В. Митиной, 2018) и метода исследования просоциального поведения (ИПроП) (авторы: Д. В. Сочивко, С. К. Бондырева, 2019). Установлено, что у подростков с девиантным и нормативным типами поведения интегральный показатель антисоциальной креативности отрицательно влияет на компонент просоциального поведения «Эмпатия»; у подростков с нормативным типом поведения показатель антисоциальной креативности «Ложь» отрицательно влияет на компонент просоциального поведения «Манипулятивность».</p> 2025-12-10T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/pedagogical/article/view/8807 ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЛИЧНОСТИ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА С КОЛИЧЕСТВОМ ВРЕМЕНИ, ПРОВОДИМЫМ В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ TIKTOK 2025-12-16T11:25:24+00:00 Е. Г. ВЫШИНСКАЯ vesnik_support@psu.by Е. С. ЗОРИН vesnik_support@psu.by <p>Представлены результаты исследования взаимосвязи компонентов психоэмоциональных состояний личности юношеского возраста с количеством времени, проводимым в социальной сети TikTok. Цель исследования – изучить взаимосвязь психоэмоционального состояния личности юношеского возраста с временем, проводимым в социальной сети TikTok. В процессе исследования использовались «Шкала позитивного и негативного аффекта» Д. Уотсон, Л. Кларк, А. Марианн (в адаптации Е. Н. Осина), «Пенсильванский опросник беспокойства» Т. Мейер (в адаптации П. Ярышевой), опросник «Шкала воспринимаемого стресса, PSS 14» Ш. Коэн (в адаптации А. А. Золоторевой). Для обработки данных применялся метод корреляционного анализа Спирмена.</p> <p>Выявлены значимые умеренно положительные взаимосвязи между количеством времени, проводимым в приложении TikTok, и такими показателями воспринимаемого стресса, как общая шкала воспринимаемого стресса и фактор дистресса. Установлена умерено положительная взаимосвязь между количеством времени, проводимым в приложении TikTok, и уровнем беспокойства. Также обнаружена положительная умеренная значимая корреляция между временем использования приложения TikTok и уровнем негативного аффекта.</p> 2025-12-10T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/pedagogical/article/view/8808 ВЗАИМОСВЯЗЬ СИНДРОМА СПАСАТЕЛЯ И ПРОЯВЛЕНИЙ ВНУТРИЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА У СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ 2025-12-16T11:39:39+00:00 Т. А. ЛОСЬ vesnik_support@psu.by Н. Н. СТРУНИНА vesnik_support@psu.by <p>Представлены результаты эмпирического исследования проявлений синдрома Спасателя и внутриличностного конфликта у студентов-психологов, а также взаимосвязи синдрома Спасателя и проявлений внутриличностного конфликта. Установлено, что студенты-психологи знакомы с понятиями «синдром Спасателя» и «внутриличностный конфликт»; у большинства респондентов отмечен средний уровень синдрома Спасателя и средний уровень всех типов проявления внутриличностного конфликта. Выявлена значимая положительная корреляционная взаимосвязь между синдромом Спасателя и уступчивым типом проявления внутриличностного конфликта у студентов-психологов.</p> 2025-12-10T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/pedagogical/article/view/8809 РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ПОДРОСТКАМИ, К КОТОРЫМ ПРИМЕНЯЛОСЬ И НЕ ПРИМЕНЯЛОСЬ НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ, ПО ВЫРАЖЕННОСТИ ЛИЧНОСТНЫХ СВОЙСТВ И СОСТОЯНИЙ 2025-12-16T11:51:00+00:00 С. В. ОСТАПЧУК vesnik_support@psu.by Е. Р. ТИХОНОВА vesnik_support@psu.by <p>Рассматриваются различия между подростками, к которым применялось и не применялось домашнее насилие, по выраженности некоторых личностных свойств и состояний. Данные, полученные в ходе исследования, свидетельствуют о значимых различиях между этими двумя группами подростков по личностной тревожности, самооценке и агрессивности. Подростки, к которым не применялось домашнее насилие, характеризуются средним уровнем личностной тревожности, высоким уровнем самооценки и низким уровнем агрессивности, в то время как у подростков, к которым применяли домашнее насилие, личностная тревожность выражена в большей степени на высоком уровне, самооценка – на низком уровне, агрессивность – на высоком.</p> 2025-12-10T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/pedagogical/article/view/8810 ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ И ВЕРЫ У СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНОГО И ДРУГИХ ФАКУЛЬТЕТОВ 2025-12-16T12:04:00+00:00 В. М. РОМАНОВСКАЯ vesnik_support@psu.by И. Н. АНДРЕЕВА vesnik_support@psu.by <p>Представлены результаты исследования взаимосвязей компонентов психологического благополучия и веры у студентов гуманитарного и других факультетов. Цель исследования – определить характер взаимосвязи между переменными психологического благополучия и веры у студентов гуманитарного и других факультетов. В процессе исследования использовался опросник «Шкала психологического благополучия» К. Рифф (в адаптации Т. Д. Шевеленковой, П. П. Фесенко) и «Методика изучения веры личности» А. В. Сидоренкова, О. Ю. Долотовой. Для обработки данных применялся коэффициент ранговой корреляции Спирмена и факторный анализ.</p> <p>У студентов гуманитарного факультета выявлены значимые положительные умеренные корреляции между следующими переменными: позитивные отношения – вера в людей; цели в жизни – вера в людей; у студентов других факультетов значимых взаимосвязей между переменными веры и психологического благополучия не обнаружено. По результатам факторного анализа у студентов гуманитарного факультета в состав фактора с выраженными положительными факторными нагрузками вошли переменные: вера в сверхъестественное, вера в людей, вера в близких, с отрицательной факторной нагрузкой – автономия. У студентов других факультетов в состав фактора 1 с выраженными положительными факторными нагрузками вошли переменные: позитивные отношения, вера в людей, вера в близких, вера в себя. Фактор 2 описывается переменными с положительными факторными нагрузками: психологическое благополучие, позитивные отношения, самопринятие, вера в людей. С отрицательной факторной нагрузкой – вера в сверхъестественное.</p> 2025-12-10T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/pedagogical/article/view/8811 ВЗАИМОСВЯЗЬ «ТЕМНОЙ ТРИАДЫ» И ОСОБЕННОСТЕЙ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК 2025-12-16T12:15:07+00:00 А. С. ХОДЮШ vesnik_support@psu.by Н. П. РАДЧИКОВА vesnik_support@psu.by И. Н. АНДРЕЕВА vesnik_support@psu.by <p>Проанализированы взаимосвязи «Темной триады» и особенностей самопрезентации в социальных сетях у студентов: юношей и девушек. Цель исследования – выявить характер взаимосвязи компонентов «Темной триады» и показателей самопрезентации в социальных сетях у юношей и девушек. Использовались следующие методики: «Опросник самопрезентации в социальной сети» (авторы: М. Мичикян, Дж. Деннис, К. Субраманьям, в адаптации Д. С. Корниенко, Н. А. Рудновой, Е. А. Горбушиной, Ф. В. Дериша), «Шкала перфекционистской самопрезентации» (автор: П. Хьюитт, в адаптации А. А. Золотаревой), «Опросник Темная дюжина» (авторы: П. Джонасон, Г. Вебстер, в адаптации Т. В. Корниловой, С. А. Корнилова, М. А. Чумаковой). Для обработки результатов применялся коэффициент ранговой корреляции Спирмена.</p> <p>У лиц обоего пола выявлены значимые умеренные положительные взаимосвязи: 1) между компонентом «Темной триады» «Макиавеллизм» и показателями самопрезентации в социальных сетях «Шкала перфекционистской самопрезентации» и «Демонстрация совершенства»; 2) между компонентом «Темной триады» «Нарциссизм» и показателями самопрезентации в социальных сетях «Шкала перфекционистской самопрезентации» и «Демонстрация совершенства».</p> <p>Специфичными для юношей являются следующими значимые умеренные положительные взаимосвязи: 1) между компонентом «Темной триады» «Макиавеллизм» и такими показателями самопрезентации в социальных сетях, как «Шкала перфекционистской самопрезентации» и «Демонстрация совершенства»; 2) между компонентом «Темной триады» «Нарциссизм» и показателями самопрезентации в социальных сетях, как «Шкала перфекционистской самопрезентации», «Демонстрация совершенства», «Поведенческое непроявление несовершенства», «Реалистичное демонстративное Я».</p> 2025-12-10T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/pedagogical/article/view/8812 ИНТЕГРАТИВНАЯ РОЛЬ ФИЛОСОФСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ 2025-12-16T12:29:06+00:00 П. В. КАВРУС vesnik_support@psu.by <p>Анализируется роль философского мышления в профессиональной подготовке студентов в условиях социокультурной неопределенности. Автор акцентирует внимание на рисках утраты гуманитарной составляющей в образовании и обосновывает необходимость возвращения философии как инструмента формирования критического, нравственного и целостного мышления. Отмечается важность сохранения традиционной модели преподавания философского знания, а также рассматриваются современные методологические подходы к преподаванию философии, способствующие развитию живого философствования и междисциплинарного диалога. Подчеркивается, что интеграция философского компонента в структуру профессионального образования углубляет подготовку специалистов и помогает студентам ориентироваться в условиях неопределенности и ценностного плюрализма.</p> 2025-12-10T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/pedagogical/article/view/8815 МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПОЛОЦКОЙ НЕОСХОЛАСТИКИ 2025-12-17T06:00:23+00:00 А. И. КЛИМОВИЧ vesnik_support@psu.by <p>Статья посвящена одной из наименее исследованных тем в истории белорусской философской и общественно-политической мысли – мировоззренческому потенциалу полоцкой неосхоластики. Цель статьи – определить место и роль полоцкой неосхоластики в историко-философских процессах XIX века, а также выявить идеи, актуальные для современности. В исследовании использовались метод сравнительного анализа, историко-философский метод и диалектический подход. Исследование основано на обширном фактическом материале и включает академические курсы по философии представителей Полоцкой иезуитской академии, полемическую литературу, литературу религиозно-философского характера, публицистические материалы, материалы личной переписки. Анализируются три вектора рефлексии полоцких авторов: поиски новой парадигмы религиозной философии, социально-политические взгляды и идеи направления философии педагогики.</p> 2025-12-10T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/pedagogical/article/view/8816 СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ: ТЕХНОЛОГИИ КОНСТРУИРОВАНИЯ МЕДИАРЕАЛЬНОСТИ 2025-12-17T06:14:16+00:00 И. Н. КОЛЯДКО vesnik_support@psu.by <p>Рассматривается проблема конституирования социального порядка в условиях цифровизации основных сфер современного социума и трансформации под воздействием информационно-коммуникационных технологий актуальных социальных практик. Эксплицированы параметры и риски формирования новой цифровой реальности, ее социально-антропологические и социокультурные основания. Предпринята попытка теоретико-методологического осмысления проблемы формирования социального порядка. Акцент ставится на изучении «нормативной» трактовки вопроса о социальном порядке, объясняющей его существование через призму общепризнанных, разделяемых на межличностном уровне, норм и ценностей. В этой связи обосновывается ключевая роль культуры как системы общезначимых символических программ мышления и деятельности и культурной традиции как особого типа институализированного социокультурного опыта в легитимации социального порядка.</p> 2025-12-10T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/pedagogical/article/view/8817 «ДОФАМИНОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» И ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО САМОСОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ 2025-12-17T06:22:24+00:00 С. З. СЕМЕРНИК vesnik_support@psu.by П. В. КАВРУС vesnik_support@psu.by <p>Рассматривается проблема формирования гражданского самосознания современной молодежи, влияния образования на данный процесс. Цель статьи – выявить специфику образовательных практик в условиях динамики социума, определить перспективы развития гражданского самосознания личности в современной образовательной среде. Анализируются специфические черты современного образования, сущность кото- рого позволяет описывать его как «дофаминовое образование» – ориентирующееся на удовлетворение потребности обучающихся в получении удовольствия (эмоционального, социального, когнитивного и т.п.). Раскрываются предпосылки возникновения данной образовательной модели (экономические, социокультурные, психологические), выявляются механизмы ее функционирования, влияния на когнитивные, поведенческие характеристики личности обучающегося. Отмечается, что модель «дофаминового образования» некогерентна сущности гражданского самосознания, связанного с такими характеристиками личности, как ответственность, высокий уровень правосознания и культуры мышления. Авторы обозначают основные проблемы формирования гражданского самосознания личности в сложившихся условиях, предлагают способы преодоления названных проблем, в частности, выдвигают тезис о необходимости сохранения статуса образования как сферы нематериального производства, сопряженного с трудовой аскезой, а также поддержку идеи национальной и цивилизационной специфики образовательного процесса как одного из важнейших условий формирования гражданской идентичности личности. Статья будет полезна для работников системы образования, а также для всех, интересующихся проблемами образования и вопросами формирования гражданского самосознания современной молодежи.</p> 2025-12-10T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2025