https://journals.psu.by/pedagogical/issue/feedВестник Полоцкого государственного университета. Серия E. Педагогические науки2025-06-09T06:51:50+00:00Ирина Николаевна Андрееваi.n.andreeva@psu.byOpen Journal SystemsВестник Полоцкого государственного университета. Серия E. Педагогические науки публикует статьи, содержащие новые научные результаты в области педагогики, образования и воспитания, методики и дидактики обучения, философии и культурологииhttps://journals.psu.by/pedagogical/article/view/7865ПОЗДРАВЛЕНИЕ ВИКТОРУ ПАВЛОВИЧУ ШЕЙНОВУ2025-06-09T06:51:50+00:00Редакция журнала «Вестник Полоцкого государственного университета. Серия Е. Педагогические науки»vestnik_support@psu.by<p>3 мая 2025 г. исполнилось 85 лет Виктору Павловичу Шейнову – профессору, доктору социологических наук, кандидату физико-математических наук, академику Международной академии информационных технологий.</p>2025-05-30T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/pedagogical/article/view/7863ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ: МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И СПЕЦИФИКА2025-06-09T06:35:23+00:00В. О. КОШЕВОЙvestnik_support@psu.by<p>Военно-политический образ рассматривается как первичная единица военно-политического сознания. Выявлены свойства военно-политических образов: целостность, управляемость, когнитивность, непрерывность. Предложено авторское определение понятия «военно-политический образ», дано определение военно-политической картины мира. Проанализирован механизм создания образа жертвы как одного из военно-политических образов и актуальной технологии ведения информационной войны. Процесс конструирования образа жертвы рассмотрен с позиций теории культурной травмы Дж. Александера, а также теории виктимизации. Сделан вывод, что историческая виктимизация может являться частью государственной политики по конструированию национальной идентичности.</p>2025-05-30T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/pedagogical/article/view/7864РЕЧЬ В СИСТЕМЕ ЭКОЛОГО-ТВОРЧЕСКИХ ОРИЕНТАЦИЙ УЧАЩИХСЯ2025-06-09T06:43:05+00:00С. П. ОНУПРИЕНКОvestnik_support@psu.by<p>В представленной статье имеет место ряд теоретико-методологических обоснований социоэкологических факторов речевой деятельности: взаимозависимость речевых функций и эколого-образовательных ориентаций; активизирующие аспекты речевой деятельности в контексте сензитивного развития учащейся молодежи; структурно-функциональные характеристики этапов творческой реализации аспектов письменной речи; особенности разговорной речи в контексте эколого-творческих ориентаций учащихся.</p>2025-05-30T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/pedagogical/article/view/7852АДАПТАЦИЯ И УСПЕВАЕМОСТЬ КИТАЙСКИХ МАГИСТРАНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В БЕЛАРУСИ2025-06-06T10:21:21+00:00С. В. АНДРИЕВСКАЯs.v.andrievskaya@psu.byХУАН ШЭНТАУvestnik_support@psu.by<p>Рассматриваются различные аспекты адаптации китайских магистрантов к условиям обучения в вузах Беларуси. Анализируются такие виды адаптации, как академическая, учебная и культурная. Для изучения соответствующих видов адаптации использованы психологические методики, разработанные китайскими исследователями. В исследовании на добровольной основе приняли участие 354 китайских магистранта, обучавшихся (на момент исследования) в 8 вузах Беларуси. Выявлено, что такие факторы, как пол, выбор вуза, национальность и год обучения, не влияют на адаптацию магистрантов. Установлено, что академическая успеваемость связана с различными видами адаптации. Линейный регрессионный анализ показал, что мотивация к обучению, способ обучения, способность к обучению, отношение к обучению, учебная среда, академическая адаптация, адаптация к коллективу, отношения между педагогами и обучающимися, а также отношения испытуемых магистрантов с одногруппниками оказывают значительное влияние на академическую успеваемость.</p>2025-05-30T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/pedagogical/article/view/7856ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ЛЮДЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И НОРМОЙ ЗДОРОВЬЯ2025-06-06T11:11:01+00:00Ю. О. БРИКСАvestnik_support@psu.byО. В. САКОВИЧvestnik_support@psu.byО. Ю. МОЛЧАНОВАvestnik_support@psu.byВ. В. АМПЛЕЕВАvestnik_support@psu.byС. В. МЕДНИКОВvestnik_support@psu.by<p>Рассматривается проблема положения молодых людей с инвалидностью в обществе и, в связи с этим, особенности развития их ценностных ориентаций. Уточнено, что в современном обществе люди с ограниченными возможностями сталкиваются с проблемами разного уровня. Несмотря на многочисленную социальную поддержку, людям с ограниченными возможностями здоровья труднее приспосабливаться к общественной жизни ввиду объективных причин, связанных с нарушением здоровья. Они медленнее интегрируются в общество, испытывают трудности в установлении контактов, чаще сталкиваются с предрассудками, распространенными в социуме. Эти факторы могут стать причиной изменения структуры личности и оказать влияние на становление ценностной сферы. Тем не менее, полученные в ходе исследования результаты указывают на отсутствие значимых различий в структуре ценностных ориентаций между людьми с инвалидностью и нормой здоровья. Приведенные в статье результаты исследования подтверждают значимость дальнейшего развития социальной интеграции людей с ограниченными возможностями и создания безбарьерной среды.</p>2025-05-30T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/pedagogical/article/view/7857ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО» И МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ2025-06-06T12:01:52+00:00Л. Н. КАЛЕНЧУКvestnik_support@psu.byЛ. Г. ХАРАЗЯНvestnik_support@psu.by<p>Представлено исследование ценностных ориентаций учащихся (n = 253) специальности «Сестринское дело» учреждения образования «Мозырский государственный медицинский колледж» и медицинских сестер (n = 345), работающих в различных типах учреждений здравоохранения Республики Беларусь. Как показал проведенный анкетный опрос, наибольшими ценностями для учащихся медицинского колледжа выступают ценности высшего порядка, а также ценности содержания деятельности, для медицинских сестер – ценности содержания деятельности и условий труда. В меньшей степени для обеих групп выражены ценности самовыражения и статуса профессии.</p>2025-05-30T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/pedagogical/article/view/7858ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ У СПЕЦИАЛИСТОВ С РАЗНЫМ СТАЖЕМ РАБОТЫ2025-06-06T12:12:54+00:00Г. А. НИКИТИНАvestnik_support@psu.byС. А. ВОЕВОДИНАvestnik_support@psu.byТ. Л. ЖУКОВАvestnik_support@psu.by<p>Рассматривается временная перспектива как многогранное явление, включающее в себя психологические представления индивида о прошлом и будущем, которые формируются у него в контексте текущего момента. Основополагающими элементами изучения данной концепции служат пять ключевых временных ориентаций: негативное прошлое, гедонистическое настоящее, будущее, позитивное прошлое, фаталистическое настоящее. Исследования показывают, что уровень развития этих ориентаций у сотрудников с разным стажем работы существенно различается, что влияет на способность специалиста применять и развивать свои компетенции в рамках порученных трудовых задач. Для формирования рефлексивного подхода к собственной жизни и деятельности и укрепления позитивного восприятия собственного профессионального будущего для сотрудников с разным стажем работы предложена тренинговая программа.</p>2025-05-30T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/pedagogical/article/view/7859ВЗАИМОСВЯЗЬ РАССТРОЙСТВА ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ И ТИПА ПРИВЯЗАННОСТИ У СТУДЕНТОВ2025-06-06T12:22:29+00:00С. В. ОСТАПЧУКs.ostapchuk@psu.byЯ. А. ГУГНИНАvestnik_support@psu.by<p>Представлены результаты изучения различных типов привязанности и их взаимосвязи с расстройством пищевого поведения у студентов. Установлено, что большинство студентов характеризуются низким уровнем вероятности наличия расстройства пищевого поведения, а также преобладанием надежного типа привязанности в процентном соотношении от числа всех испытуемых. Исследование не подтвердило значимую взаимосвязь расстройства пищевого поведения и типа привязанности.</p>2025-05-30T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/pedagogical/article/view/7860ВЗАИМОСВЯЗЬ КОМПОНЕНТОВ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У РАБОЧИХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ2025-06-06T12:29:47+00:00В. В. ТРАШКОВАvestnik_support@psu.byИ. Н. АНДРЕЕВАi.n.andreeva@psu.by<p>Представлены результаты исследования взаимосвязей компонентов ответственности и жизненных ценностей у рабочих промышленных предприятий. Цель исследования – выявить характер взаимосвязи компонентов ответственности и жизненных ценностей у рабочих промышленных предприятий. В процессе исследования использовались «Опросник диагностики симптомокомплекса ответственности, ОДЛСО» И.А. Кочаряна и «Ценностный опросник» Ш. Шварца. Для обработки данных применялся метод корреляционного анализа Спирмена. Выявлены значимые отрицательные умеренные корреляции этичности со следующими переменными жизненных ценностей: самостоятельность, безопасность и универсализм. Наряду с этим обнаружены положительные умеренные взаимосвязи самоутверждения с такими переменными, как гедонизм, самостоятельность, стимуляция и универсализм.</p>2025-05-30T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/pedagogical/article/view/7861ОПЫТ АДАПТАЦИИ ОПРОСНИКА «СВЕТЛАЯ ТРИАДА» (LTS) НА РУССКОЯЗЫЧНОЙ ВЫБОРКЕ2025-06-09T06:13:04+00:00П. Г. УСТИНОВАvestnik_support@psu.by<p>Рассмотрены адаптация и апробация опросника «Светлая триада» (LTS) для русскоязычной выборки. Опросник предназначен для исследования таких просоциальных личностных черт, как кантианство (отношение к людям как к целям, а не как средствам достижения целей), гуманизм (признание достоинства каждого человека) и вера в человечество (уверенность в изначальной добродетельности людей). В процессе адаптации была собрана выборка из 339 участников, осуществлен ассиметричный перевод с английского на русский язык. Подтвердилась культурная специфичность опросника LTS. Результаты апробации опросника «Светлая триада» (LTS) показали, что на русскоязычной выборке воспроизводится четырехфакторная структура опросника. Шкалы методики демонстрируют высокие коэффициенты внутренней согласованности и ретестовой надежности (например, коэффициент корреляции).</p>2025-05-30T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/pedagogical/article/view/7862ВЗАИМОСВЯЗИ ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ МОДЕЛИ «БОЛЬШАЯ ПЯТЕРКА» С ПРОБЛЕМНЫМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ2025-06-09T06:21:30+00:00В. П. ШЕЙНОВvestnik_support@psu.byВ. А. КАРПИЕВИЧvestnik_support@psu.by<p>Активное использование социальных сетей нередко формирует зависимость от них, приводящую к психологическому неблагополучию и проблемному использованию социальных сетей. Целью эмпирического исследования было выявлениие взаимосвязей между чертами модели личности «Большая пятерка» и зависимостью от социальных сетей. Эмпирической основой исследования послужили результаты онлайн-тестирования 6444 респондентов (средний возраст М = 23,2 года, SD = 10,2), среди них 3729 женщин (М = 23,7, SD = 10,7) и 2715 мужчин (М = 22,5, SD = 9,5). В исследовании использованы русскоязычная версия (автор С.А. Щебетенко) опросника Big Five Inventory (BFI) и опросник зависимости от социальных сетей (авторы В.П. Шейнов и А.С. Девицын). В результате исследования выявлены взаимосвязи зависимости от социальных сетей со всеми чертами модели личности «Большая пятерка», при этом экстраверсия, нейротизм и открытость опыту взаимосвязаны положительно, а доброжелательность и добросовестность – отрицательно. Показатели средних значений всех этих черт личности у женщин статистически значимо (p < 0,001) превосходят соответствующие показатели мужчин.</p>2025-05-30T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/pedagogical/article/view/7839МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К БИБЛИОТЕКЕ В УСЛОВИЯХ ЕЕ БРЕНДИНГА2025-06-04T11:35:09+00:00Е. С. БЫСТРОВАvestnik_support@psu.by<p>Дано определение понятия «ценностное отношение студентов к библиотеке в условиях ее брендинга», выявлена его компонентная структура. Представлено содержание модели формирования у студентов ценностного отношения к библиотеке в условиях ее брендинга. Модель включает в себя организационный (целевой), содержательно-деятельностный и контрольно-результативный блоки. Обоснованы критерии и уровни сформированности у студентов ценностного отношения к библиотеке как бренду ‒ низкий, средний и высокий.</p>2025-05-30T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/pedagogical/article/view/7840СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК СФЕРА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ СТУДЕНТОВ2025-06-04T11:53:30+00:00И. В. ЖУРЛОВАvestnik_support@psu.byК. С. БИРУЛЬvestnik_support@psu.by<p>Раскрыто понятие «социальный интерес»; представлены результаты исследования сущности и развития социальных интересов студентов педагогического университета; отмечена роль проектной деятельности, а также возможности социального партнерства в развитии социальных интересов студенческой молодежи. Приведены результаты исследования сущности социальных интересов студентов и их готовности к социальному партнерству, проанализирована эффективность их проектной деятельности на основе проведенного анкетирования по авторской анкете «Социальный интерес и проектная деятельность» и методике Дж. Кренделла «Шкала социального интереса». Предложены перспективные направления проектной деятельности обучающихся: образовательно-развивающее, профориентационное, воспитательно-идеологическое, научное, экологическое, валеологическое, правовое. В отношении каждого направления приведены цели проектной деятельности, социальные партнеры и примерные формы проектной работы.</p>2025-05-30T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/pedagogical/article/view/7841ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА В ПРОБЛЕМНОМ ПОЛЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ2025-06-04T12:10:38+00:00Е. А. ИЛЬИНvestnik_support@psu.by<p>Рассматривается концепт гражданской идентичности личности студента в проблемном поле педагогических исследований. Установлено, что современные педагогические исследования демонстрируют неуклонно возрастающий интерес к концепту гражданской идентичности, существенно опережающий смежные научные дисциплины по числу проведенных исследований. Описаны статистические и аналитические итоги ретроспективного анализа диссертационных исследований и научных публикаций в проблемном поле педагогики.</p>2025-05-30T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/pedagogical/article/view/7842ЭКСТЕРНАТ КАК ФОРМА ПОДГОТОВКИ МЕДИЦИНСКИХ КАДРОВ НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛАРУСИ КОНЦА XIX – НАЧАЛА ХХ ВВ.2025-06-04T12:27:33+00:00Н. Н. ПАРФЕНОВАvestnik_support@psu.by<p>Рассматриваются причины появления экстернатной формы подготовки медицинских кадров на территории Беларуси конца XIX – начала ХХ вв. Раскрываются надзорные задачи правил сдачи специальных экзаменов для получения классного чина. Описываются особенности содержания экзаменов для каждой медицинской специальности. Отмечается высокий интерес к экстернату как форме получения профессионального образования и возможности работать в качестве среднего медицинского специалиста.</p>2025-05-30T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/pedagogical/article/view/7843СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА2025-06-04T12:35:17+00:00Н. С. СЕМЁНОВАvestnik_support@psu.by<p>Рассматриваются специфика и опыт реализации социально-педагогической деятельности на территории Беларуси в 20-е годы XX в. Во введении определена актуальность выбранной темы, обоснована цель исследования, обозначено авторское понимание концепта «социально-педагогическая деятельность», выделены факторы развития изучаемого феномена. В основной части проанализированы особенности деятельности общественных организаций как субъектов реализации социально-педагогической деятельности в отношении детей, имеющих проблемы в социализации, раскрыты их направления и задачи, названы элементы историко-педагогического опыта, которые могут применяться в современной системе образования в деятельности социального педагога и социально-педагогических и психологических служб. В заключении подчеркнута значимая роль общественных организаций в генезисе социально-педагогической деятельности. Результаты исследования могут использоваться для совершенствования и повышения эффективности социально-педагогической поддержки в отношении детей, а также в деятельности общественных организаций.</p>2025-05-30T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/pedagogical/article/view/7844ПРЕДСТАВЛЕНИЕ Д.И. МЕНДЕЛЕЕВА И ЕГО ЭПОНИМОВ В СОВЕТСКИХ И РОССИЙСКИХ УЧЕБНИКАХ ХИМИИ (1924–2024)2025-06-04T12:50:17+00:00В. К. СЛАБИНvestnik_support@psu.by<p>Представлены оценка и анализ исторического и современного представления Менделеева и его эпонимов в учебниках химии. Методом контент-анализа с систематическим отбором, целенаправленной выборкой и определенными критериями были выбраны и проанализированы 8 советских (1924–1991 гг.) и 3 современных российских учебника химии (1991–2022 гг.). Идентифицированы менделеевские эпонимы, в том числе 21 химический, а также 7 неменделеевских периодических таблиц. Выделены периоды в представлении Менделеева и его эпонимов в учебниках: тишины (1924–1940), роста и расцвета (1940–1985), спада (1985–2022). Это соответствует ранее выявленной закономерности в динамике эпонимов в медицинском образовании. В качестве причин низкой популярности Менделеева и его эпонимов в учебниках 1920-х гг. и расцвета в учебниках 1940–1985 гг. приводятся соответственно продолжавшаяся со времени Российской империи недооценка достижений ученого и решение советской власти о прославлении отечественных ученых. Исчезновение эпонимов влечет потерю исторического контекста, утрату средств запоминания, снижение критического мышления, научной и культурной грамотности, нарушение преемственности и снижение гуманизма в образовании.</p>2025-05-30T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/pedagogical/article/view/7846МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ АКСИОЛОГИЧЕСКИХ ДЕТЕРМИНАНТ КАК ОСНОВА КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА2025-06-06T06:11:50+00:00ЦЗО ЦИНvestnik_support@psu.by<p>Раскрываются аксиологические детерминанты музыкально-образовательного процесса, являющиеся методологической основой личностно-профессионального развития будущего педагога-музыканта. Концепция личностно-профессионального развития представлена рядом блоков, отражающих: 1) социальный заказ общества на компетентного специалиста в области музыкального искусства; 2) цель концептуализации – становление и развитие личностно-профессиональных качеств педагога-музыканта на основе базовых ценностей; 3) ценностные основания как музыкально-педагогической, так и учебно-музыкальной деятельности субъектов образовательного процесса; 4) теоретические позиции концепции, раскрывающие: сензитивный период становления профессионализма; основные взаимосвязи и зависимости личности с музыкально-образовательным процессом; аксиологические детерминанты как личностно-социальные конструкты сознания, фундаментальные позиции профессионала; 5) нормативная составляющая концепции представленная системным, аксиологическим, деятельностным и компетентностным подходами и принципами, их раскрывающими.</p>2025-05-30T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/pedagogical/article/view/7847ВОЗМОЖНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПРИ ПОДГОТОВКЕ МАГИСТРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ2025-06-06T06:22:36+00:00Е. В. БЭКМАНvestnik_support@psu.by<p>Исследуются возможности и перспективы использования искусственного интеллекта (ИИ) в образовательной деятельности с акцентом на магистерские программы педагогического факультета УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы». Рассмотрены ключевые технологии ИИ, включая машинное обучение, глубокое обучение, обработку естественного языка, компьютерное зрение и робототехнику, а также их потенциальное применение в образовательном процессе. Проведен сравнительный анализ уровня осведомленности и использования ИИ среди магистрантов из Беларуси и Китая, что позволило выявить существенные различия в восприятии и внедрении данных технологий. Результаты исследования подчеркивают необходимость интеграции ИИ в образовательные программы, что поспособствует повышению качества обучения и подготовке специалистов, готовых к вызовам цифровой эпохи. Особое внимание уделено этическим аспектам применения ИИ, включая вопросы конфиденциальности, прозрачности и ответственности. Предложены рекомендации по адаптации образовательных стратегий для эффективного использования ИИ в педагогической практике.</p>2025-05-30T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/pedagogical/article/view/7848ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПОСТРОЕНИЯ ИННОВАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СОВРЕМЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ2025-06-06T06:44:40+00:00Д. В. КРАВЧЕНКОvestnik_support@psu.by<p>Рассматриваются философско-методологические основания построения инновационно-образовательного процесса в современном инновационном университете. Особое внимание уделяется двум ключевым аспектам: построению инновационной инфраструктуры, основанной на цикле создания инновации, и внедрению стартап-технологии как новой формы образовательной деятельности. Инновационная инфраструктура и стартап-технология рассматриваются как взаимосвязанные компоненты, позволяющие осуществить модернизацию классического университета и перейти на новый этап развития, отвечающий вызовам современного общества.</p>2025-05-30T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/pedagogical/article/view/7849ПРИЛОЖЕНИЯ, РАЗРАБОТАННЫЕ В СИСТЕМАХ КОМПЬЮТЕРНОЙ АЛГЕБРЫ: МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ2025-06-06T08:32:51+00:00А. П. МАТЕЛЕНОКa.matelenok@psu.byВ. С. ВАКУЛЬЧИКvestnik_support@psu.byТ. И. ЗАВИСТОВСКАЯvestnik_support@psu.by<p>Представлены разработка и проектирование методических аспектов применения приложений, разработанных в системах компьютерной алгебры (СКА). Изложена поэтапная методика включения СКА в практику обучения математике и информатике. Выделены конкретные методические средства оргуправленческой деятельности преподавателя по обучению эффективному использованию студентами СКА для решения учебных задач и задач прикладного характера. Проведена конкретизация выделенных методических аспектов реализации применения СКА на примерах организации познавательной деятельности студентов в процессе решения отдельных профессионально ориентированных задач.</p>2025-05-30T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/pedagogical/article/view/7850ОПЫТ И ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ И ИТ-СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ2025-06-06T08:46:47+00:00Д. В. ФИЛИМОНОВvestnik_support@psu.by<p>Рассмотрены вопросы подготовки специалистов наукоемких направлений в рамках проектного обучения на примере дисциплин математических и ИТ-специальностей. Затронута цифровая трансформация образования классических университетов. Предложены рекомендации по адаптации различных методик и подходов к осуществлению проектной работы студентов посредством моделирования условий организации обучения с учетом специфики дальнейшей профессиональной деятельности молодых специалистов.</p>2025-05-30T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/pedagogical/article/view/7851СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИДЕЙ КИТАЙСКИХ И БЕЛОРУССКИХ УЧЕНЫХ О ПРОЦЕССЕ, МЕТОДАХ И ФОРМАХ РАЗВИТИЯ ПАТРИОТИЗМА И ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ У СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА2025-06-06T10:05:23+00:00ХАН ЦИНvestnik_support@psu.byЕ. В. ЧЕКИНАvestnik_support@psu.by<p>Анализируются и обобщаются китайские и белорусские исследования, посвященные проблеме интерпретации процесса, методов и форм развития патриотизма и гражданственности у молодежи. Согласно проведенному анализу литературы, существует терминологическая двусмысленность в вопросе концептуализации процесса развития патриотизма и гражданственности у студентов. Процесс развития патриотизма и гражданственности определяется несколькими терминологическими способами: 1) гражданско-патриотическое воспитание; 2) два отдельных направления: гражданское воспитание и патриотическое воспитание; 3) процесс гражданской или гражданско-патриотической социализации; 4) гражданское образование. Анализ литературы также показывает, что между Китаем и Беларусью есть много общего в трактовке процесса развития гражданственности и патриотизма. Приводятся эмпирические данные автора о недостаточном понимании преподавателями белорусских университетов различий между указанными терминами. Как полагают авторы, результаты опроса могли быть обусловлены терминологической неоднозначностью, существующей в академическом дискурсе.</p>2025-05-30T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025