https://journals.psu.by/pedagogical/issue/feed Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E. Педагогические науки 2024-12-09T06:36:32+00:00 Ирина Николаевна Андреева i.n.andreeva@psu.by Open Journal Systems Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E. Педагогические науки публикует статьи, содержащие новые научные результаты в области педагогики, образования и воспитания, методики и дидактики обучения, философии и культурологии https://journals.psu.by/pedagogical/article/view/6877 АНОМИЯ КАК ФАКТОР СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ КРИЗИСОВ: СУЩНОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТЬ ПРЕОДОЛЕНИЯ 2024-12-09T06:08:16+00:00 С. А. АМОНЕНКО vestnik_support@psu.by <p>Статья посвящена анализу феномена социальной аномии и ее взаимосвязи с социальными кризисами в современном обществе. Основываясь на классическом понимании аномии, разработанном в исследованиях Э. Дюркгейма и Р. Мертона, как анормальной стадии социальной динамики, нарушающей солидарность и способствующей возрастанию в обществе девиантного поведения, в статье выдвигается тезис о каузально амбивалентном характере связи между аномией и социальными кризисами. Рассматриваются попытки переосмысления феномена аномии в современном сложноорганизованном глобальном обществе. Отмечается более широкое понимание аномии в современных исследованиях. В качестве теоретико-методологического базиса для преодоления или минимизации последствий аномии предлагается использовать разработанные в философии М. Бахтина концепты «участного сознания» и «не-алиби в бытии». В статье акцентируется внимание на важности формирования этической установки субъектов современного социума и их активной роли в противостоянии социальной аномии.</p> 2024-11-29T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 https://journals.psu.by/pedagogical/article/view/6878 ДЕСТРУКТИВНАЯ ФУНКЦИЯ БИЛИНГВИЗМА НА ПРИМЕРЕ ЯЗЫКОВОЙ СИТУАЦИИ ИРЛАНДИИ 2024-12-09T06:18:05+00:00 О. Г. БУДЕНИС vestnik_support@psu.by <p>Детально представлены исторические предпосылки складывания гэльско-английского билингвизма в Ирландии. Рассмотрено влияние английского языка на становление национального ирландского идентитета и формирование национальной картины мира. Изучена современная лингвистическая ситуация и исследованы меры популяризации гэльского языка, предпринимаемые правительством.</p> 2024-11-29T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 https://journals.psu.by/pedagogical/article/view/6879 СОВРЕМЕННЫЕ КОСМОЛОГИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ВСЕЛЕННОЙ: ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ 2024-12-09T06:27:18+00:00 Е. В. САВЛУКОВА vestnik_support@psu.by <p>Представлен общий обзор основных философских проблем современной космологии. Обозначено значение космологических концепций в современной картине мира. Выявлены философские основания современных космологических моделей и их практическая необходимость в современной научной картине мира. Рассмотрены современные космологические теории происхождения и эволюции Вселенной. Продемонстрирована актуальность космологического знания в структуре современной научной картины мира.</p> 2024-11-29T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 https://journals.psu.by/pedagogical/article/view/6880 ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС СИМВОЛА В ЭСТЕТИКЕ А. Ф. ЛОСЕВА 2024-12-09T06:36:32+00:00 С. А. СТАСЬКЕВИЧ vestnik_support@psu.by <p>Цель статьи – выявить роль символа и онтологической схемы А. Ф. Лосева в сфере искусства. Предпринята попытка связать идеи двух важных трудов А. Ф. Лосева – «Философия имени» и «Диалектика художественной формы» в рамках единого теоретического построения. Дан анализ концепций, повлиявших на формирование онтологической схемы А. Ф. Лосева и его эстетические воззрения. Выявлено значение символа в художественной сфере на каждом этапе онтологической схемы А. Ф. Лосева, а также его роль в создании художественной формы.</p> 2024-11-29T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 https://journals.psu.by/pedagogical/article/view/6858 ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: КРИТЕРИИ И СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ 2024-12-06T06:03:42+00:00 Я. Т. ГИЛЬМУЛЛИНА vestnik_support@psu.by <p>Даны анализ и систематизация основных направлений волонтерской деятельности. Предложена классификация волонтерства, рассматривающая многообразие форм добровольческой деятельности по различным критериям в зависимости от целей, направлений, характера деятельности и других факторов. Основные аспекты волонтерства представлены с позиции субъекта добровольчества, его принадлежности к соответствующей социальной группе или конкретной организации, квалифицированности и мотивации. Целевая аудитория и ориентированность на конкретные группы и сообщества отражают классификацию добровольчества с позиции объекта. Систематизированы направления волонтерства по сферам деятельности. Отражена тенденция выделения профильных областей добровольчества, что позволяет говорить о профессионализации волонтерского движения. Автором выделяется профильная категория музыкального волонтерства, представляющая педагогическую ценность в контексте профессионально-личностного развития музыкантов и культурного просвещения общества.</p> 2024-11-29T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 https://journals.psu.by/pedagogical/article/view/6859 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ УНИВЕРСИТЕТА КАК ЭЛЕМЕНТ ПЕДАГОГИКИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ 2024-12-06T06:12:59+00:00 В. Н. ЛУХВЕРЧИК v.lukhverchyk@psu.by Н. Н. ГИНЬКО vestnik_support@psu.by <p>На основе анализа различных определений понятия «педагогическая технология» показана необходимость ее корректировки в условиях изменения характера образовательного процесса. Сохранение здоровья обучаемых становится одной из приоритетных задач системы образования в республике. Для этого формируется необходимая нормативно-правовая база. Предложена одна из многочисленных дефиниций здоровья. Установлено, что направленность образовательного процесса на здоровьесбережение в условиях высшего учебного заведения может обеспечиваться тремя основными факторами: средствами здоровьеформирующей образовательной среды; с помощью различных мероприятий; через оптимизацию образовательного процесса. Приводятся результаты исследования возможностей учебно-методического комплекса для решения задач здоровьесбережения студентов.</p> 2024-11-29T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 https://journals.psu.by/pedagogical/article/view/6860 ФОРМЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ СВЯЗЕЙ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ 2024-12-06T06:21:11+00:00 А. П. МАТЕЛЕНОК a.matelenok@psu.by В. С. ВАКУЛЬЧИК vestnik_support@psu.by Ю. Ю. ГАВРОНСКАЯ vestnik_support@psu.by Е. В. САФРОНОВА e.safronova@psu.by <p>Представлены разработка и проектирование формы и методических приемов применения междисциплинарных связей в обучении математике студентов технических специальностей. Проведена конкретизация выделенных методических приемов (обучение математическому моделированию; реализация междисциплинарных связей при обращении к ранее изученному в курсе других дисциплин или сообщение учебного материала смежной дисциплины пропедевтически; реализация междисциплинарных проектов (курсовых, дипломных, научно-исследовательских работ)) с использованием профессионально ориентированных задач.</p> 2024-11-29T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 https://journals.psu.by/pedagogical/article/view/6861 ОЦЕНКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ: УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ПОДХОД 2024-12-06T06:36:17+00:00 М. В. МОЛОХОВИЧ vestnik_support@psu.by <p>Статья посвящена исследованию процесса оценки уровня развития профессиональных компетенций будущих специалистов экономического профиля. Определены основные сложности осуществления данного процесса в период обучения студентов экономических специальностей в учреждениях высшего образования. Предложены варианты решения выявленных проблем. Обоснован наиболее целесообразный подход к проведению эффективной оценки уровня развития профессиональных компетенций студентов в процессе их обучения, являющийся универсальным и довольно простым в применении. Использование данного подхода в практике подготовки специалистов для различных отраслей национальной экономики позволит получать общее представление об уровне развития исследуемых компетенций у студентов на разных этапах их подготовки, что в свою очередь позволит правильно подбирать технологии, методы и способы их обучения и своевременно вносить необходимые корректировки в образовательный процесс.</p> 2024-11-29T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 https://journals.psu.by/pedagogical/article/view/6862 ДИНАМИКА ПАТРИОТИЗМА СТУДЕНТОВ 2024-12-06T06:44:03+00:00 А. Н. НИКОЛАЕВ vestnik_support@psu.by <p>Изложены итоги эмпирического исследования уровня патриотизма студентов и его изменения за последние 8 лет. В качестве испытуемых выступили выпускники вузов двух педагогических специальностей: «Физическая культура» и «Иностранные языки». Отражены покомпонентные характеристики патриотизма и их иерархия. Показаны признаки этих компонентов – их выраженность и коэффициенты вариативности. Кроме того, приводятся данные сравнительного анализа компонентов патриотизма в обеих группах студентов и данные измерений в 2015 и 2023 гг. И наконец, представлены результаты расчета коэффициентов корреляции показателей патриотизма как в группах разных студентов, так и в группах разных лет измерения. У студентов разных педагогических специализаций различия незначительны, однако за последние 8 лет уровень патриотизма заметно изменился в обеих группах.</p> 2024-11-29T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 https://journals.psu.by/pedagogical/article/view/6863 МОДЕЛИРОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ НЕГАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ ГАДЖЕТОВ НА РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 2024-12-06T06:52:02+00:00 Х. СААДИ vestnik_support@psu.by Е. В. ЧЕКИНА vestnik_support@psu.by <p>Представлена авторская модель, направленная на решение проблемы негативного влияния гаджетов на различные аспекты развития ребенка, в т.ч. его речевую компетентность. Авторы определяют речевую компетентность дошкольников как динамическое интегральное личностное качество, проявляющееся в умении и готовности успешно слушать, воспринимать и воспроизводить информацию, включаться в разговор, выражать личные мнения и точки зрения в устной форме в соответствии с возрастной нормой. Представленная модель состоит из трех взаимосвязанных блоков (модулей): 1) педагогическая работа с детьми, 2) взаимодействие персонала дошкольного учреждения с родителями, 3) измерение развития речевой компетентности. Педагогическая работа с детьми объединяет два аспекта: обязанности дошкольного учреждения и обязанности родителей. Взаимодействие между персоналом дошкольного учреждения и родителями начинается с установления постоянного общения между учителями и родителями для предоставления информации об использовании гаджетов и их влиянии на детей. Измерение развития компетентности предусматривает три ее уровня (высокий, средний, низкий) с общим описанием каждого.</p> 2024-11-29T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 https://journals.psu.by/pedagogical/article/view/6864 АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИМИ УЧЕБНЫМИ ДИСЦИПЛИНАМИ 2024-12-06T08:13:44+00:00 К. С. ВАШКЕВИЧ vestnik_support@psu.by <p>Анализируются аспекты воспитания универсальных и специализированных компетенций в процессе занятий по основной и факультативной учебным программам. Рассматриваются взаимосвязь и междисциплинарный подход в рамках основной учебной дисциплины «Физическая культура» и факультативной учебной дисциплины «Специальные спортивные и оздоровительные компетенции». Выявлены преимущества и ограничения, связанные с внедрением программ.</p> 2024-11-29T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 https://journals.psu.by/pedagogical/article/view/6865 РЕГУЛИРОВАНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СПАСАТЕЛЕЙ-ПОЖАРНЫХ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ 2024-12-06T08:23:08+00:00 Н. И. КРАВЧЕНЯ vestnik_support@psu.by <p>Анализируются важность и необходимость полного и всестороннего изучения этапов идеомоторной тренировки в профессиональной подготовке спасателей. Представлена новая методика для оценки уровня регулирования психического состояния спасателей-пожарных посредством использования физических упражнений, где подробно рассматриваются схема построения учебно-тренировочного занятия, особенности рефлекторной системы организма спасателя при моделировании экстремальных ситуаций на практических занятиях, специфика формирования двигательного навыка, методы приобретения условно-рефлекторного способа выполнения неопределенных действий на месте чрезвычайной ситуации. Предложенный интерактивный метод внесет существенный вклад в профессионально-прикладную физическую подготовку, обеспечивая успех действий спасателей-пожарных при встрече с физическими и психологическими трудностями на месте чрезвычайной ситуации.</p> 2024-11-29T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 https://journals.psu.by/pedagogical/article/view/6866 ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ НАСТОЛЬНЫМ ТЕННИСОМ (НА ПРИМЕРЕ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ) 2024-12-06T08:34:22+00:00 ЛИ ШУАЙПУ vestnik_support@psu.by <p>Изучение содержания и организации физического воспитания в учреждениях высшего образования свидетельствует о возможностях улучшения и повышения качества образовательной дисциплины «Физическая культура». Основные задачи физического воспитания в учреждениях высшего образования – укрепление здоровья студентов, повышение заинтересованности в занятиях физической культурой и формирование потребности в занятиях физической культурой, снижение влияния негативных факторов, отражающихся на физическом и психоэмоциональном состоянии студентов. В то же время есть предпосылки для дальнейшего совершенствования образовательного процесса, улучшения физического состояния студентов, усиления мотивации к занятиям физической культурой. В статье рассматриваются вопросы повышения эффективности занятий настольным теннисом в условиях непрофильного вуза (на примере КНР), обосновано применение средств технической подготовки студентов, занимающихся настольным теннисом, проанализированы результаты проведенных исследований эффективности разработанной методики совершенствования передвижений для повышения уровня технической подготовленности (ТП) студентов.</p> 2024-11-29T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 https://journals.psu.by/pedagogical/article/view/6867 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ СТРЕЛЬБЕ ИЗ ШТАТНОГО ОРУЖИЯ 2024-12-06T08:46:14+00:00 А. К. ЛУШНЕВСКИЙ vestnik_support@psu.by В. В. РУДЕНИК vestnik_support@psu.by Н. И. АНТИПИН n.antipin@psu.by <p>На основе теоретической модели процесса обучения спортсменов технико-тактическим умениям и навыкам, а также результатов исследования закономерностей взаимосвязи элементов в системе движений и с учетом специфики вида деятельности разработаны состав и структура процесса обучения военнослужащих технике стрельбы из штатного оружия. С целью дальнейшего развития теории и методики обучения военнослужащих технике и тактике стрельбы из штатного оружия методом экспертных оценок определена направ ленность и значимость методических положений, отражающих закономерности обучения технике и тактике двигательных действий на этапах обучения военнослужащих стрельбе из штатного оружия. Представлена система дидактических (специфических) принципов, регламентирующих деятельность руководителя занятий по физической подготовке при решении частных задач этапов обучения военнослужащих технике и тактике стрельбы из штатного оружия.</p> 2024-11-29T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 https://journals.psu.by/pedagogical/article/view/6868 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ СРЕДСТВАМИ СОПРЯЖЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ 2024-12-06T09:00:52+00:00 МА ЦЗЯХАО vestnik_support@psu.by И. Ю. МИХУТА vestnik_support@psu.by <p>Рассматривается экспериментальная апробация методики повышения уровня психофизического потенциала юных футболистов средствами сопряженной направленности. Авторская методика позволяет юным футболистам в процессе своего развития существенно раскрыть и расширить индивидуальные резервные возможности психофизического потенциала и тем самым существенно повысить эффективность технико-тактических действий в игровых ситуациях. В ходе сравнительного анализа ЭГ и КГ были выявлены существенные меж- и внутригрупповые различия, а также положительная динамика изменений исследуемых показателей психофизического потенциала у юных футболистов. Достаточно высокая степень мобилизации психофизического потенциала юных футболистов призвана обеспечить эффективность и надежность выполнения высокоточного, координированного двигательного акта в соревновательной деятельности.</p> 2024-11-29T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 https://journals.psu.by/pedagogical/article/view/6869 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА ПРИ ОТБОРЕ СПОРТСМЕНОВ (НА ПРИМЕРЕ НАСТОЛЬНОГО ТЕННИСА) 2024-12-06T09:15:54+00:00 А. В. САЗОНОВА vestnik_support@psu.by <p>Одной из важнейших составляющих системы многолетней спортивной подготовки является отбор наиболее способных спортсменов, обладающих потенциалом для достижения высоких результатов. С изменением демографического положения, высокой учебной нагрузкой на детей, ранней специализацией во многих видах спорта и возросшим уровнем спортивных результатов в целом изменяются концептуальные положения спортивного отбора, смещая акцент с обеспечения массовости занимающихся на начальном этапе в сторону повышения качества содержания и организации мероприятий отбора на всех этапах спортивной подготовки. В статье рассматриваются основные закономерности и принципы построения системы отбора в спорте, раскрыты характерные особенности отбора детей на примере настольного тенниса.</p> 2024-11-29T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 https://journals.psu.by/pedagogical/article/view/6870 МОДЕЛЬ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ К ЗАНЯТИЯМ КИТАЙСКОЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ УШУ-ТАЙЦЗИЦЮАНЬ 2024-12-06T11:07:12+00:00 ЦЮ ГУАНВЭЙ vestnik_support@psu.by И. Ю. МИХУТА vestnik_support@psu.by Т. С. ДЕМЧУК vestnik_support@psu.by <p>На основании проведенного теоретического и эмпирического анализа показана модель готовности студентов педагогических специальностей к занятиям восточной оздоровительной системой ушу-тайцзицюань. Разработанная модель представлена 4 основными этапами: мотивационно-ориентировочным, оздоровительно-адаптационным, функционально-преобразующим, рефлексивно-оценочным, и следующими компонентами: целевым, содержательным, процессуально-деятельностным и оценочно-результативным. Экспериментальная модель готовности студентов педагогических специальностей к занятиям восточной оздоровительной системой ушу-тайцзицюань позволяет повысить эффективность системы организации физкультурно-оздоровительной деятельности студентов и, соответственно, уровень их психофизической подготовленности к предстоящей профессиональной деятельности.</p> 2024-11-29T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 https://journals.psu.by/pedagogical/article/view/6871 ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРИВЯЗАННОСТИ В БЛИЗКИХ И РОМАНТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ 2024-12-06T11:49:30+00:00 Е. А. ВАНЬШИНА vestnik_support@psu.by И. Н. АНДРЕЕВА i.n.andreeva@psu.by <p>Рассматриваются привязанности в эмоциональных отношениях студентов. Цель исследования – выявить характер взаимосвязи между показателями привязанности в близких и романтических отношениях у студентов. Использовались опросник привязанности к близким людям Н. В. Сабельниковой и Д. В. Каширского, мультиопросник измерения романтической привязанности у взрослых Т. Л. Крюковой и О. А. Екимчик. К показателям привязанности к близким людям относятся переменные «Избегание» и «Беспокойство». К показателям привязанности в романтических отношениях – переменные «Стремление к сближению», «Фрустрация», «Самоподдержка», «Амбивалентность», «Доверие, уверенность», «Ревность, страх быть брошенным», «Срастание с партнером». Для обработки результатов использовался метод корреляционного анализа Спирмена.</p> <p>В ходе исследования были выявлены следующие значимые умеренные и сильные корреляции переменных привязанности в близких и романтических отношениях: 1) показатель «Избегание» обнаруживает положительные взаимосвязи с показателями «Фрустрация, «Самоподдержка», «Амбивалентность», а также отрицательные – с показателями «Стремление к сближению», «Доверие, уверенность»; 2) показатель «Беспокойство» образует положительные взаимосвязи с показателями «Фрустрация», «Амбивалентность», «Ревность, страх быть брошенным», «Срастание с партнером».</p> 2024-11-29T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 https://journals.psu.by/pedagogical/article/view/6872 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОЭЗИИ КАК ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО СРЕДСТВА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ, ПРИЕМЫ И ТЕХНИКИ 2024-12-06T12:03:24+00:00 А. В. ДАНИЛЕНКО vestnik_support@psu.by <p>Рассматриваются проблемы нового современного направления психотерапии и психологии – поэзиотерапии, разновидности арт-терапии и направления библиотерапии. Поэзиотерапия является одним из эффективных средств психологической и психотерапевтической помощи с использованием поэзии. На фоне возрастающего значения различных видов творчества и искусства в облегчении переживания людьми нарастающего стресса, усиливающегося экзистенциального кризиса поэзиотерапия активно распространяется среди психологов-практиков, однако продолжает оставаться слабо разработанной в теоретическом аспекте областью, отмечается дефицит публикаций по проблеме содержательного и аналитического, обобщающего и систематизирующего характера, отсутствие банка методик для работы поэзиотерапевтов с клиентами и их специальной подготовки. В статье теоретически обобщаются и систематизируются подходы к использованию поэзии (и ее форм и жанров) как психотерапевтического средства, предлагаются авторские разработки.</p> 2024-11-29T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 https://journals.psu.by/pedagogical/article/view/6873 ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ ЭМПАТИИ СТУДЕНТОВ-ВОЛОНТЕРОВ И АКТИВНОСТИ В ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2024-12-06T12:19:41+00:00 Т. Л. ЖУКОВА vestnik_support@psu.by М. В. ЯНКОВСКАЯ vestnik_support@psu.by <p>Рассматривается эмпатия как свойство личности человека, способствующее пониманию внутреннего мира другого человека, приобщению к его жизни, а также реализации помогающего поведения в ситуациях общения и взаимодействия. Авторы изучают эмпатию в совокупности эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов, особенности ее проявления в волонтерской деятельности и взаимосвязи с активностью студентов-волонтеров. Студенты-волонтеры, обучающиеся на разных факультетах и специальностях, в процессе общественной благотворительной деятельности совершенствуют свои коммуникативные навыки, навыки работы в команде, развивают умение слушать другого, перефразировать, отражать и отзеркаливать эмоции, формируют «soft skills», или «гибкие навыки» (к числу которых относится и эмпатия), необходимые для успешности как в любой профессиональной деятельности, так и в жизни в целом.</p> 2024-11-29T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 https://journals.psu.by/pedagogical/article/view/6874 МЕТОДИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ И ОТНОШЕНИЯ К НЕУДАЧНЫМ ВЫСТУПЛЕНИЯМ СПОРТСМЕНОВ 2024-12-06T12:41:17+00:00 А. Н. НИКОЛАЕВ vestnik_support@psu.by Л. В. АНУФРИЕНКО vestnik_support@psu.by <p>Показана актуальность, а также дано описание процедуры разработки методик исследования, с помощью которых можно осуществлять фасилитацию нормализации психического состояния спортсменов после неудачных выступлений на различных соревнованиях. Статья носит научно-практический характер, поэтому в качестве и вместо стандартизации приведенных методик описаны именно эффекты от их использования. Большую актуальность результатам данного исследования придает определенная специфика соревновательной деятельности, успешность которой связана с психическим состоянием спортсменов, где от результата их выступлений зависит победа или поражение, а иногда и вся дальнейшая спортивная карьера. Кроме того, приводятся тексты разработанных методик и даны ключи для обработки полученных с их помощью данных.</p> 2024-11-29T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 https://journals.psu.by/pedagogical/article/view/6875 ВЫРАЖЕННОСТЬ НЕГАТИВНЫХ ЛИЧНОСТНЫХ СВОЙСТВ И СОСТОЯНИЙ У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ ДЕТСКИМ ОПЫТОМ ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ 2024-12-06T12:50:39+00:00 С. В. ОСТАПЧУК s.ostapchuk@psu.by Е. Р. ТИХОНОВА vestnik_support@psu.by <p>Рассматриваются различия между студентами с разным детским опытом домашнего насилия по выраженности негативных личностных свойств и состояний. Для проведения исследования были использованы авторская анкета «Домашнее насилие» и 16-факторный опросник FPI. Полученные данные свидетельствуют о взаимосвязи детского опыта переживания домашнего насилия и таких личностных свойств и состояний, как невротичность, спонтанная агрессивность, депрессивность и раздражительность, которые проявляются у студентов как отдаленные последствия пережитого в детстве. Выраженность данных показателей выше у студентов, к которым применялось насилие.</p> 2024-11-29T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 https://journals.psu.by/pedagogical/article/view/6876 ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНОЙ ЗРЕЛОСТИ И МЕЖЛИЧНОСТНОЙ ЗАВИСИМОСТИ У СТУДЕНТОВ 2024-12-09T06:00:42+00:00 Ю. А. СОЛДАТЕНКОВА vestnik_support@psu.by Н. Н. СТРУНИНА vestnik_support@psu.by <p>Представлены результаты эмпирического исследования проявлений межличностной зависимости у студентов, а также взаимосвязи проявлений личностной зрелости и межличностной зависимости. Установлено, что студенты знакомы с понятиями «личностная зрелость» и «межличностная зависимость». Выявлена положительная корреляционная взаимосвязь между некоторыми показателями личностной зрелости и межличностной зависимости у студентов различных специальностей.</p> 2024-11-29T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024