Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E. Педагогические науки https://journals.psu.by/pedagogical Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E. Педагогические науки – публикует статьи, содержащие новые научные результаты в области педагогики, образования и воспитания, методики и дидактики обучения, философии и культурологии ru-RU i.n.andreeva@psu.by (Ирина Николаевна Андреева) vestnik_support@psu.by (Голубева Светлана Николаевна) Вт, 28 ноя 2023 00:00:00 +0000 OJS 3.2.1.1 http://blogs.law.harvard.edu/tech/rss 60 МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В МУЖСКИХ ДУХОВНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ ВИТЕБСКА (XIX – НАЧАЛО XX вв.) https://journals.psu.by/pedagogical/article/view/5111 <p>Приведен историко-педагогический анализ практики музыкального образования в мужских духовных учебных заведениях Витебска в XIX - начале XX вв. на примере духовного училища и семинарии. Выявлено, что ведущей формой музыкального образования были обязательные уроки церковного пения, которые проводились в течение всего периода обучения. В настоящее время актуальными могут быть некоторые элементы выявленного исторического опыта для применения в духовных семинариях и училищах: создание хорового коллектива и обучение игре на музыкальных инструментах, проведение музыкальных вечеров, коллективное исполнение патриотических песен на торжественных собраниях.</p> И. В. ДЕНИСОВА Copyright (c) 2023 https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 https://journals.psu.by/pedagogical/article/view/5111 Вт, 28 ноя 2023 00:00:00 +0000 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ: АВТОРСКИЙ ПОДХОД https://journals.psu.by/pedagogical/article/view/5112 <p>Статья посвящена исследованию методологических основ развития профессиональных компетенций студентов экономических специальностей. Изучена сущность данных компетенций, рассмотрены различные подходы к ее толкованию, определены их преимущества и недостатки. Проведен анализ современных видов профессиональных компетенций специалистов экономического профиля, позволивший сгруппировать их в несколько укрупненных групп и определить возможности их дополнения. На основе результатов проведенного исследования разработан авторский подход к совершенствованию методологических основ развития профессиональных компетенций студентов экономических специальностей, включающий обоснование авторской трактовки термина «профессиональные компетенции» и расширение видового состава данных компетенций с учетом реалий современного мира.</p> М. В. МОЛОХОВИЧ Copyright (c) 2023 https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 https://journals.psu.by/pedagogical/article/view/5112 Вт, 28 ноя 2023 00:00:00 +0000 РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ МАТЕМАТИКИ И СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ХИМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ https://journals.psu.by/pedagogical/article/view/5113 <p>Представлены содержательный и методологический аспекты реализации междисциплинарной интеграции математики и специальных дисциплин, входящих в модули «Моделирование и проектирование нефтеперерабатывающих производств (специальная подготовка)» и «Технология переработки нефти газа», учебного плана специальности «Химическая технология переработки природных энергоносителей и углеродных материалов». Приведенная методика направлена на формирование необходимых профессиональных компетенций будущего инженера-технолога. Выделена основная методическая форма реализации междисциплинарной интеграции: интегрированный модуль (ИМ), объединяющий наиболее близкие по содержанию и пересечению формируемых компетенций дисциплины. Названы педагогические требования для проектирования ИМ. Показано, что успешное осуществление каждого спроектированного ИМ возможно при решении организационно-управленческих задач: методологической; содержательной; организационной. Раскрыта сущность названных задач. Рассмотрены конкретные примеры методики включения ИМ в образовательный процесс.</p> А. П. МАТЕЛЕНОК, И. В. БУРАЯ, Е. В. МОЛОТОК, В. С. ВАКУЛЬЧИК, М. Г. ИВАНОВ Copyright (c) 2023 https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 https://journals.psu.by/pedagogical/article/view/5113 Вт, 28 ноя 2023 00:00:00 +0000 ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЕ И ОПЕРАЦИОНАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА https://journals.psu.by/pedagogical/article/view/5114 <p>На основе ретроспективного анализа научного дискурса нескольких десятилетий показано, что термин «речевая компетентность» не получил общепринятого определения, особенно когда речь идет о дошкольном возрасте. Проведенное авторами исследование позволило определить феноменологические характеристики речевой компетентности дошкольника, рассматривая ее как динамичное интегральное личностное качество, проявляющееся в умении и готовности успешно слушать, воспринимать и воспроизводить информацию, вести беседу, выражать личные мнения и точки зрения в устной форме в соответствии с возрастной нормой. В качестве функциональных компонентов, подлежащих педагогическому воздействию, определены лексический, фонологический, грамматический, диалогический и монологический. Эти компоненты содержат операциональные характеристики речи ребенка дошкольного возраста. Речевая компетентность детей дошкольного возраста также включает следующие мета-компоненты: осознание путей и средств речевого взаимодействия; адекватность выбора имеющихся речевых навыков, их применение в речевой деятельности; ориентация в коммуникационной ситуации; комплексное, переменное и творческое применение речевых и неречевых средств в соответствии с поставленной целью. Следование внутренней структуре речевой компетентности ребенка дошкольного возраста в образовательном процессе должно сделать его более системным, а результаты этого процесса – легче измеримыми в их комплексной, интегративной совокупности.</p> Х. СААДИ, Е. В. ЧЕКИНА Copyright (c) 2023 https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 https://journals.psu.by/pedagogical/article/view/5114 Вт, 28 ноя 2023 00:00:00 +0000 РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ https://journals.psu.by/pedagogical/article/view/5115 <p>Проанализирована необходимость развития у студентов специализированных социально-личностных компетенций наряду с основными функциями физической культуры и спорта в процессе освоения факультативных учебных дисциплин. Определены основные преимущества в использовании направлений видов спорта и оздоровительных технологий на формирование профессионально значимых навыков. Рассмотрены и выделены наиболее доступные способы формирования специализированных компетенций.</p> К. С. ВАШКЕВИЧ Copyright (c) 2023 https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 https://journals.psu.by/pedagogical/article/view/5115 Вт, 28 ноя 2023 00:00:00 +0000 ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ БОРЦОВ ГРЕКО-РИМСКОГО СТИЛЯ https://journals.psu.by/pedagogical/article/view/5116 <p>На основе теоретической модели технико-тактической подготовки спортсменов разработана структура процесса подготовки высококвалифицированных борцов греко-римского стиля. Установлены особенности технико-тактической подготовки спортсменов на этапах обучения обусловленным, преднамеренным, преднамеренно-экспромтным и экспромтным двигательным действиям. Основное внимание высококвалифицированные спортсмены уделяют совершенствованию тактических умений выбора способов разрешения двигательных ситуаций на этапе обучения преднамеренно-экспромтным двигательным действиям, а также повышению уровня двигательного потенциала, необходимого для выполнения с требуемой эффективностью приемов, используемых в процессе поединков. Значительное внимание уделяется совершенствованию умений рефлексивного управления деятельностью соперника. Определены общие и частные задачи этапов обучения, рекомендованы средства и методы их решения. Разработанная структура подготовки высококвалифицированных борцов греко-римского стиля апробирована в процессе многолетней авторской спортивной деятельности.</p> А. А. ГРАБОВИК, В. В. РУДЕНИК, Н. И. АНТИПИН, Н. В. НИКИФОРОВ, А. Н. НИКИФОРОВ Copyright (c) 2023 https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 https://journals.psu.by/pedagogical/article/view/5116 Вт, 28 ноя 2023 00:00:00 +0000 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ОЛИМПИЙСКИХ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 1-03 02 01 «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В УЧЕБНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ https://journals.psu.by/pedagogical/article/view/5117 <p>Представлены результаты апробации авторской методики формирования олимпийских знаний студентов факультета физической культуры специальности 1-03 02 01 «Физическая культура» учреждения образования «Гомельский государственный университет имени Ф. Скорины». Авторская методика формирования олимпийских знаний студентов на репродуктивном, продуктивном и творческом уровнях отличается от традиционной применением системы специально разработанных учебных заданий, включающих описание педагогической цели, используемых средств и методов педагогической работы, содержания учебных заданий, способов мотивации студентов и критериев успешности. Важным элементом методики является метрологически корректный диагностический инструментарий для определения уровня сформированности олимпийских знаний студентов. В результате апробации установлено, что авторская методика в ходе формирующего педагогического эксперимента показала более высокую эффективность по сравнению с традиционной, что доказано математической обработкой результатов, продемонстрированных студентами экспериментальной и контрольной групп.</p> С. А. ИВАНОВ, В. Н. СТАРЧЕНКО Copyright (c) 2023 https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 https://journals.psu.by/pedagogical/article/view/5117 Вт, 28 ноя 2023 00:00:00 +0000 САМОКОНТРОЛЬ В ПОДГОТОВКЕ СПАСАТЕЛЕЙ-ПОЖАРНЫХ https://journals.psu.by/pedagogical/article/view/5118 <p>Регулярно занимаясь физическими упражнениями, можно повысить свою физическую работоспособность и, таким образом, увеличить функциональный резерв организма. В этом случае человек справляется с работой с меньшим напряжением и легче противостоит физическим и психическим перегрузкам. Для спасателя-пожарного жизненно важно не только иметь оптимальное здоровье, но и обладать навыками самоконтроля за его состоянием и изменениями под влиянием регулярных занятий упражнениями и спортом. Самоконтроль дисциплинирует будущих спасателей-пожарных, прививает способность к самоанализу. В совокупности с тестами, функциональными пробами он позволяет качественно оценить физическое состояние слушателей, правильно подобрать или отрегулировать нагрузку, чтобы избежать травм и перенапряжений, которые могут возникнуть во время проведения спасательных операций на месте чрезвычайных ситуаций.</p> Н. И. КРАВЧЕНЯ Copyright (c) 2023 https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 https://journals.psu.by/pedagogical/article/view/5118 Вт, 28 ноя 2023 00:00:00 +0000 СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИЗИЧЕСКОЙ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПЛОВЦОВ НА ЭТАПЕ УГЛУБЛЕННОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ https://journals.psu.by/pedagogical/article/view/5119 <p>Анализируются современные теоретико-методические аспекты физической и технической подготовки пловцов на этапе углубленной специализации. Теоретико-методический подход к развитию физического и технического потенциала юных пловцов средствами сопряженной направленности рассматривается в качестве перспективного направления в системе спортивной подготовки в аспекте повышения их эффективности и успешности в соревновательной деятельности. Данный подход базируется на основе комплексного воздействия, дифференцированности, системности, сопряженности тренировочных воздействий, которые оказывают положительное влияние на сенсорные, когнитивные и моторные компоненты соревновательного потенциала юных пловцов. Представленная авторская методика создает физическую и техническую основу для обеспечения не только внешней формы двигательного действия, но и для внутренней структуры движений. Достаточно высокая степень мобилизации потенциала юных пловцов призвана обеспечить эффективность и надежность выполнения высокоточного координированного двигательного акта в соревновательной деятельности.</p> СУНЬ СУЙЦЯН, И. Ю. МИХУТА Copyright (c) 2023 https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 https://journals.psu.by/pedagogical/article/view/5119 Вт, 28 ноя 2023 00:00:00 +0000 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И МЕТРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТЕСТА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ДВИГАТЕЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ https://journals.psu.by/pedagogical/article/view/5120 <p>Рассматривается одна из важных задач физического воспитания, связанная с формированием основ двигательного мышления студентов. С позиции информационного подхода представлена теоретическая модель двигательного мышления как системы нейросемантической обработки информации, поступающей из предметной области, и выработки на нее адекватного двигательного ответа.</p> <p>Формирование двигательного мышления невозможно без разработки диагностического инструментария для определения уровня его сформированности. Основываясь на теоретической модели двигательного мышления, был разработан метрологически корректный тест для определения уровня сформированности двигательного мышления студентов. Апробация теста показала его адекватность объекту тестирования, приемлемую надежность и логическую адекватность (информативность) предмету тестирования. Статистически значимой разницы между результатами девушек и юношей как в тесте, так и в ретесте не выявлено.</p> <p>Тест может быть использован для разработки методики формирования основ двигательного мышления студентов.</p> В. Н. СТАРЧЕНКО, А. А. КУРАКО Copyright (c) 2023 https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 https://journals.psu.by/pedagogical/article/view/5120 Вт, 28 ноя 2023 00:00:00 +0000 ПОСТРОЕНИЕ ГОДИЧНОГО ЦИКЛА ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ-ХОККЕИСТОВ НА ЭТАПЕ УГЛУБЛЕННОЙ СПОРТИВНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ https://journals.psu.by/pedagogical/article/view/5121 <p>Рассматривается подготовка спортсменов-хоккеистов на этапе углубленной спортивной специализации. Благодаря рациональному планированию и распределению тренировочных нагрузок в игровом сезоне 2021-2022 удалось повысить уровень физической и технической подготовленности спортсменов, участвующих в исследовании. Достоверные изменения (p &lt; 0,01 и p &lt; 0,05) между исходными и конечными данными в 20 контрольных упражнениях, а также улучшение среднего показателя оценок на 1 балл свидетельствуют о хороших темпах прироста результатов, что в свою очередь благоприятным образом отразилось на итоговом месте команды ДЮСШ «Бобруйск Арена» в турнирной таблице сезона 2021-2022.</p> И. И. ТРОФИМОВИЧ, Е. О. КРИВОЛУЦКИЙ, А. Г. НАРСКИН Copyright (c) 2023 https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 https://journals.psu.by/pedagogical/article/view/5121 Вт, 28 ноя 2023 00:00:00 +0000 ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ МЫШЦ КОРА У ЮНОШЕЙ 14−15 ЛЕТ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В ФИГУРНОМ КАТАНИИ НА КОНЬКАХ https://journals.psu.by/pedagogical/article/view/5122 <p>В настоящее время отмечается увеличение количества исследований в сфере спорта, затрагивающих обоснование прикладной значимости, а также актуализирующих важность улучшения функционального состояния мышц кора (мышцы-стабилизаторы таза, бедра, позвоночного столба). Углубленное рассмотрение обозначенных аспектов достаточно важно для фигурного катания на коньках по причине его специфики (выполнение сложных в координационном и техническом плане элементов, поддержание равновесия тела, повышенный риск травматизма и т.д.). В соответствии с указанной интенцией данное исследование было посвящено подробному изучению функционального состояния мышц кора у юношей 14−15 лет, специализирующихся в фигурном катании на коньках. Выбор для обследования подобного контингента обусловлен возрастным цензом в принятии участия во взрослых соревнованиях, что, в свою очередь, напрямую сопряжено с интенсификацией спортивной подготовки и возможными рисками возникновения спортивных травм.</p> М. А. ХОЛОД Copyright (c) 2023 https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 https://journals.psu.by/pedagogical/article/view/5122 Вт, 28 ноя 2023 00:00:00 +0000 ШКАЛА ОЦЕНОК УРОВНЯ ПРОЯВЛЕНИЯ АЭРОБНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА, ОТНОСЯЩИХСЯ К СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ https://journals.psu.by/pedagogical/article/view/5123 <p>На основе фактических показателей времени преодоления студентами дистанции 3000 м в условиях стадиона разработана 10-балльная шкала оценок уровня проявления аэробной выносливости и 5-уровневая шкала оценок физической подготовленности по показателю аэробной выносливости для студентов (юноши) I–III (IV) курсов обучения, относящихся к специальной медицинской группе, технического университета. Шкала оценок уровня проявления аэробной выносливости представлена с учетом способа преодоления дистанции 3000 м студентами: бег, ходьба, их сочетание. Рассмотрены исследовательские данные об увеличении уровня проявления аэробной выносливости юношами от I к II курсу обучения и их обсуждение. Использовались методы педагогического наблюдения, математической статистики, анализа и обобщения полученной информации, интерпретации исследовательских данных с использованием информации литературных источников по теме исследования.</p> Л. И. ШИРОКАНОВА Copyright (c) 2023 https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 https://journals.psu.by/pedagogical/article/view/5123 Вт, 28 ноя 2023 00:00:00 +0000 КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ У ДЕВУШЕК С ИМЕНАМИ ВИКТОРИЯ И АНАСТАСИЯ https://journals.psu.by/pedagogical/article/view/5124 <p>Описаны результаты проведенного эмпирического исследования, целью которого было сравнение выраженности качеств личности у женщин и девушек с именами Анастасия и Виктория. Для сбора эмпирического материала использовались методики «Личностный дифференциал» и «16-факторный личностный опросник» Р. Кеттелла. Методы обработки данных – анализ описательной статистики и критерий различий U Манна– Уитни. Выявлены достоверные различия в выраженности следующих качеств личности: «Surgency – Desurgency» («Беспечность – Озабоченность»), «Parmia – Threctia» («Смелость – Робость»), «Фрустрированность – Нефрустрированность». Установлено, что девушки с именем Анастасия характеризуются большей выраженностью таких личностных черт, как сдержанность, напряженность, неусидчивость, нетерпеливость и раздражительность, у них менее развиты волевые стороны личности. Виктории отличаются преобладанием таких личностных черт, как смелость, бодрость, активность, невозмутимость, жизнерадостность, удовлетворенность любым положениям дел, большей развитостью волевых качеств.</p> В. О. КЛЕМАНТОВИЧ, И. Н. АНДРЕЕВА Copyright (c) 2023 https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 https://journals.psu.by/pedagogical/article/view/5124 Вт, 28 ноя 2023 00:00:00 +0000 НЕНАСИЛЬСТВЕННОЕ ОБЩЕНИЕ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ https://journals.psu.by/pedagogical/article/view/5125 <p>Представлены результаты теоретического анализа модели ненасильственного общения, предложенной М. Розенбергом. Подробно описаны четыре компонента концепции ненасильственного общения, позволяющие выстраивать доверительные и бесконфликтные взаимоотношения с окружающими людьми: наблюдение, чувства, потребности и просьбы. Обоснована необходимость более подробного изучения и применения концепции ненасильственного общения. Следует отметить, что модель ненасильственного общения может быть эффективно применена во всех сферах общения: семейные отношения, школа, терапия и консультирование, споры и конфликты. Предложены несколько способов просвещения людей в области ненасильственного общения и некоторые методы, способствующие развитию навыков ненасильственного общения. Ясность и точность – главный принцип метода ненасильственного общения, разработанного М. Розенбергом. Освоив четыре его основных составляющих, люди научаться говорить так, чтобы собеседник смог его услышать и понять. В результате общение станет эффективным.</p> А. С. КРЫЛОВА, И. Н. АНДРЕЕВА Copyright (c) 2023 https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 https://journals.psu.by/pedagogical/article/view/5125 Вт, 28 ноя 2023 00:00:00 +0000 МЕТОДИКА ОЦЕНКИ МОТИВОВ ЛИДЕРСКОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ https://journals.psu.by/pedagogical/article/view/5126 <p>Данная статья отражает главным образом процесс и результаты разработки средства измерения склонности к лидерскому поведению. В качестве аксиомы здесь можно принять положение о зависимости такого поведения от мотивов поведения человека как лидерского, а точнее – от отдельных групп мотивов и мотивировки в целом. Учитывая то обстоятельство, что в педагогической деятельности школьных учителей, как оказалось, востребованным явилось выполнение ими функций лидера, то создание такой методики актуально, целесообразно и необходимо. Процедура разработки методики включала в себя комплекс традиционных мер, а именно поиск признаков мотивировки на проявление лидерских качеств, подбор формы опросника и стандартизацию методики путем определения ее точности, надежности и валидности.</p> А. Н. НИКОЛАЕВ, Л. В. АНУФРИЕНКО Copyright (c) 2023 https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 https://journals.psu.by/pedagogical/article/view/5126 Вт, 28 ноя 2023 00:00:00 +0000 ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОЯВЛЕНИЙ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА И ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С РОДИТЕЛЯМИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ https://journals.psu.by/pedagogical/article/view/5127 <p>Представлены результаты эмпирического исследования проявлений перфекционизма у подростков, а также взаимосвязи перфекционизма и взаимоотношений с родителями в подростковом возрасте. Установлено, что учащиеся знакомы с понятием «перфекционизм», почти у половины опрошенных выявлен высокий уровень перфекционизма, ориентированного на себя. Выявлена значимая положительная корреляционная связь между некоторыми проявлениями перфекционизма и взаимоотношениями с родителями в подростковом возрасте.</p> Д. Г. ОДИНЕЦ, Н. Н. СТРУНИНА Copyright (c) 2023 https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 https://journals.psu.by/pedagogical/article/view/5127 Вт, 28 ноя 2023 00:00:00 +0000 РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ МАЛЬЧИКАМИ И ДЕВОЧКАМИ, УВЛЕКАЮЩИМИСЯ КОМПЬЮТЕРНЫМИ ИГРАМИ, В ПРОЯВЛЕНИИ АГРЕССИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ https://journals.psu.by/pedagogical/article/view/5128 <p>Рассматриваются различия между мальчиками и девочками, увлекающимися компьютерными играми, в проявлении разных видов агрессии. Приводятся данные, полученные в ходе эмпирического исследования. Согласно его результатам, существует значимое различие между мальчиками и девочками в выраженности косвенной вербальной агрессии. Исследование способствует проведению профилактики среди подростков агрессивного поведения.</p> С. В. ОСТАПЧУК, Я. В. МЯДЕЛЬ Copyright (c) 2023 https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 https://journals.psu.by/pedagogical/article/view/5128 Вт, 28 ноя 2023 00:00:00 +0000 ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ, ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ ЛИЧНОСТИ И ОТНОШЕНИЕ К ТЕЛЕСНОМУ «Я» (НА ПРИМЕРЕ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ) https://journals.psu.by/pedagogical/article/view/5129 <p>Анализируется взаимосвязь между иррациональными установками, гендерными стереотипами и отношением к телесному «Я» у старших подростков. Выявлена взаимосвязь между некоторыми показателями иррациональных установок и отношением к своему телу и здоровью у подростков. Установлено, что чем выше у подростков иррациональные установки катастрофизации, иррациональность мышления, долженствования в отношении других людей, тем ниже показатели ориентации на здоровье, физическую подготовку, положительную оценку своего здоровья и удовлетворенность частями своего тела. Подростки, имеющие высокие показатели фрустрационной толерантности, лучше оценивают свою физическую подготовку и здоровье; подростки, которые сильнее подвержены стереотипам о гендерных различиях в профессиональной деятельности, более ориентированы на свой внешний вид.</p> Е. А. СТРИЖОНОК, С. В. АНДРИЕВСКАЯ Copyright (c) 2023 https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 https://journals.psu.by/pedagogical/article/view/5129 Вт, 28 ноя 2023 00:00:00 +0000 КОММУНИКАТИВНАЯ ПРИРОДА ВЛАСТИ И ЕЕ ТРАНСФОРМАЦИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ КУЛЬТУРЫ https://journals.psu.by/pedagogical/article/view/5130 <p>Дается анализ теории власти Никласа Лумана. Власть он рассматривает как жизненный центр любой политической системы, как важное средство коммуникации в обществе. В связи с этим выделяется идея обезличенности власти, ее деперсонализации, что связано с природой коммуникации, цементирующей общественную систему. Однако в условиях поздней современности происходит трансформация коммуникативной природы власти, поскольку сама коммуникация изменяется в условиях цифровизации культуры.</p> Е. В. БЕЛЯЦКАЯ Copyright (c) 2023 https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 https://journals.psu.by/pedagogical/article/view/5130 Вт, 28 ноя 2023 00:00:00 +0000 СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ: МЕХАНИЗМЫ И ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ https://journals.psu.by/pedagogical/article/view/5131 <p>Исследованы особенности социокультурного конструирования толерантности в современном обществе. Обоснована актуальность осмысления толерантности в социокультурном конструировании мира. Приведен теоретический анализ понятия «толерантность» в междисциплинарном подходе исследования, тем самым определена многоаспектность данного феномена, что объясняет наличие разнообразных исследовательских концепций и подходов. Проанализированные основные теоретические источники позволяют рассматривать сущность толерантности в контексте взаимодействия различных субъектов поликультурного общества. Автор исследования подчеркивает, что толерантность в современном социокультурном пространстве представляет собой не столько теоретическое понятие, а реальное проявление отношений и взаимодействий людей в социуме. Выявлены основные механизмы и принципы реализации социокультурного конструирования толерантности, способствующие устойчивому развитию современного социума. Представлены выводы о том, что для конструирования толерантности в поликультурном мире необходимы такие условия, которые способствуют реализации конструктивного диалога, взаимовыгодному сотрудничеству субъектов взаимодействия, согласованности их действий, а также признанию самоценности и самодостаточности друг друга.</p> Т. Н. БОЯРЧУК Copyright (c) 2023 https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 https://journals.psu.by/pedagogical/article/view/5131 Вт, 28 ноя 2023 00:00:00 +0000