ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВНОСТЬ КАК ЗНАЧИМОЕ КАЧЕСТВО ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА
##plugins.themes.bootstrap3.article.sidebar##
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Анатацыя
Рассматриваются смысловые и содержательные сущностные характеристики понятий «инициатива», «инициативность», «профессиональная инициативность». Анализируются различные подходы к изучению данных феноменов, уделяется внимание анализу существующих теорий формирования инициативности, однако основной ракурс обращен в сторону исследования одного из важнейших личностных свойств современного педагога – его профессиональной инициативности, которая в настоящее время действительно является залогом эффективной профессиональной деятельности специалиста в ее социальном и личностном аспектах. Представлены результаты диагностики инициативности у студентов 1 и 4 курсов учреждения высшего образования, подтверждающие предположение о том, что традиционная профессиональная подготовка будущих педагогов не обеспечивает формирование этого качества личности на должном уровне. Также намечены основные направления целенаправленной работы по формированию профессиональной инициативности у будущих педагогов в системе высшего образования.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Гэты твор даступны па ліцэнзіі Creative Commons «Attribution» («Атрыбуцыя») 4.0 Сусветная.
Е. В. ЧЕКИНА, Гродненский государственный университет имени Янки Купалы
канд. пед. наук, доц
Бібліяграфічныя спасылкі
Шанц, Е.А. Инициативность как одно из социально-значимых качеств личности студента в общественно-полезной деятельности [Электронный ресурс] / Е.А. Шанц // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы II Междунар. науч. конф., Уфа, июль 2012 г. – Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/60/2570/. – Дата доступа: 12.03.2019.
Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь [Электронный ресурс] : постановление М-ва образования Респ. Беларусь от 15 июля 2015 № 82 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016. – Режим доступа: https://method.nchtdm.by/dokumenty_ministerstva_obrazovaniya_respubliki_belarus/. – Дата доступа : 11.03.2019.
Макаренко, A.C. Методика организации воспитательного процесса : соч. в 7 т. / А.С. Макаренко. – М. : Просвещение, 1960. – Т. 7. – 411 с.
Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д.Б. Богоявленская. – Ростов н/Д : Изд-во Рост. ун-та, 1983. – 173 с.
Рубинштейн, С.Л. Теоретические вопросы психологии и проблемы личности / С.Л. Рубинштейн // Проблемы общей психологии. – 1973. – № 2. – С. 241–342.
Высоцкий, А.И. Волевая активность школьников и методы ее изучения / А.И. Высоцкий. – Челябинск : Челяб. ГПИ, 1979. – С. 234.
Селиванов, В.И. Вопросы воли в советской педагогике / В.И. Селиванов // Вопросы психологии и педагогики воли. – 1969. – № 4. – С. 3–16.
Абраменко, В.И. Закономерности развития характера у подростков и условия его формирования : дис. … д-ра психол. наук : 19.00.07 / В.И.Абраменко. – Киев, 1986. – 476 л.
Сафина, Р.Б. Особенности психологической структуры инициативности как системного свойства личности / Р.Б. Сафина, Э.И. Карамова // Вестник Башк. ун-та. – 2007. – № 4. – С. 207–210.
Борисова, Т.С. Активность и инициативность как основа формирования социальной ответственности учащейся молодежи / Т.С. Борисова // Вестник ТГПУ. – 2011. – № 1. – С. 131–136.
Безрукова, В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога) / В.С. Безрукова. – Екатеринбург : Деловая книга, 2000. – 237 с.
Рэкамендаваныя артыкулы аўтара (аўтараў)
- H. NASSARH, A. CHEKINA, THE ESSENCE AND STRUCTURE OF THE ARABIC LANGUAGE COMPETENCE OF ISRAELI SECONDARY SCHOOL STUDENTS, Веснік Полацкага дзяржаўнага ўніверсітэта. Серыя Е. Педагагічныя навукі: № 1 (2024)
- Е. В. ЧЕКИНА, ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМАТЕ ПРОЕКТНЫХ ЗАДАНИЙ, Веснік Полацкага дзяржаўнага ўніверсітэта. Серыя Е. Педагагічныя навукі: № 7 (2021)