https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/issue/feedЭлектронный сборник трудов молодых специалистов Полоцкого государственного университета имени Евфросинии Полоцкой. Образование. Педагогика2023-12-28T09:18:35+00:00Кириенко Александр Сергеевичa.kirienko@psu.byOpen Journal SystemsЭлектронный сборник трудов молодых специалистов Полоцкого государственного университета имени Евфросинии Полоцкой. Образование. Педагогикаhttps://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/5315РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ШКОЛЬНИКОВ2023-12-27T06:31:27+00:00С. Б. АХУНОВАvestnik_support@psu.byО. Э. АДХАМЖОНОВvestnik_support@psu.by<p>Рассматривается роль учителя в развитии творческого потенциала личности школьников. Анализируются методы обучения, помогающие учителю актуализировать и развить творческие способности учащихся на уроках трудового обучения.</p>2023-11-10T00:00:00+00:00Copyright (c) 2023 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/5316ВОСПИТАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ2023-12-27T06:39:27+00:00С. Б. АХУНОВАvestnik_support@psu.byО. Э. АДХАМЖОНОВvestnik_support@psu.by<p>Рассматривается важность воспитания творческого отношения к труду на уроках трудового обучения в школе. Авторы анализируют актуальность темы, обсуждают понятие творчества и его связь с трудовым обучением.</p>2023-11-10T00:00:00+00:00Copyright (c) 2023 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/5317ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АНГЛИЙСКИХ И РУССКИХ ГЛАГОЛОВ ДВИЖЕНИЯ2023-12-27T06:43:46+00:00А. А. АДАМОВИЧvestnik_support@psu.by<p>Рассматриваются сущностные характеристики глаголов движения в английском и русском языках, анализируются лингводидактические особенности английских глаголов движения в сопоставлении с аналогичной группой русских глаголов.</p>2023-11-10T00:00:00+00:00Copyright (c) 2023 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/5318ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ УПОТРЕБЛЕНИЯ АНГЛИЙСКИХ ГЛАГОЛОВ ДВИЖЕНИЯ С УЧЕТОМ ИХ ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ ЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ2023-12-27T06:47:49+00:00А. А. АДАМОВИЧvestnik_support@psu.by<p>Приводятся результаты опытно-экспериментальной работы по формированию лексических навыков употребления английских глаголов движения с учетом их лингводидактических особенностей у студентов языковых специальностей.</p>2023-11-10T00:00:00+00:00Copyright (c) 2023 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/5319КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА2023-12-27T06:51:17+00:00А. О. ЛАЗУРКИНАvestnik_support@psu.by<p>Рассматривается роль общения в профессиональной жизни педагога и место коммуникативных умений в ней. Анализируются основные компоненты речевой деятельности учителя. Особое внимание уделяется профессионально значимым коммуникативно-речевым билингвальным умениям.</p>2023-11-10T00:00:00+00:00Copyright (c) 2023 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/5320ПРИНЦИПЫ ОПТИМИЗАЦИИ РАБОТЫ ПАМЯТИ ВО ВРЕМЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ2023-12-27T06:55:23+00:00Е. И. СЕЛЕЗНЕВАvestnik_support@psu.by<p>Рассматриваются психологические принципы запоминания информации, активизирующие работу памяти обучаемого и оптимизирующие процесс формирования лексических навыков.</p>2023-11-10T00:00:00+00:00Copyright (c) 2023 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/5321СУЩНОСТНЫЕ ЧЕРТЫ МНЕМОТЕХНИКИ И ЕЕ ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА2023-12-27T06:57:58+00:00Е. И. СЕЛЕЗНЕВАvestnik_support@psu.by<p>Рассматривается понятие мнемотехники. Проанализированы исторические периоды развития мнемотехники как дидактического явления. Представлены психологические предпосылки функционирования мнемотехнической деятельности. Приведены примеры мнемотехнических методов и приемов, в том числе для обучения иностранному языку.</p>2023-11-10T00:00:00+00:00Copyright (c) 2023 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/5322РОЛЬ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА2023-12-27T09:11:37+00:00А. М. СИМАКОВАvestnik_support@psu.by<p>Статья посвящена теме детско-родительских отношений и их влияния на формирование личности ребенка. Рассмотрены факторы, влияющие на отношение родителя к ребенку. Проведена исследовательская работа с целью выявления родительского отношения к детям. Сделан вывод о важности изучения детско-родительских отношений на формирование личности ребенка.</p>2023-11-10T00:00:00+00:00Copyright (c) 2023 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/5323ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ РИСКОМ БУЛЛИНГА И ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬЮ У ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ И НОРМАТИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ2023-12-27T09:23:21+00:00К. А. АСТРАУХvestnik_support@psu.by<p>Рассматривается проблема изучения понятий буллинга и жизнестойкости в подростковом возрасте. Представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи между риском буллинга и жизнестойкости у подростков с различным типом поведения Выявлены значимые положительные корреляционные связи у подростков с девиантным поведением типом поведения между показателями риска буллинга и жизнестойкости.</p>2023-11-10T00:00:00+00:00Copyright (c) 2023 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/5324ВЗАИМОСВЯЗЬ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ И МОТИВАЦИЯ ИЗБЕГАНИЯ НЕУДАЧ У СТУДЕНТОВ2023-12-27T09:27:06+00:00К. Е. БУЙЧИКvestnik_support@psu.by<p>Рассматривается взаимосвязь мотивации избегания неудач и стратегий поведения в конфликте у студентов. В исследовании приняли участие 70 студентов, результаты были статистически обработаны и интерпретированы. Полученные результаты показали, что использование стратегий конфликтного поведения взаимосвязаны с мотивацией избегать неудач.</p>2023-11-10T00:00:00+00:00Copyright (c) 2023 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/5325ВЗАИМОСВЯЗЬ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ И ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ2023-12-27T10:22:27+00:00К. Е. БУЙЧИКvestnik_support@psu.by<p>Рассматривается взаимосвязь личностных особенностей и стратегий поведения в конфликте у студентов. В исследовании приняли участие 70 студентов, результаты были статистически обработаны и интерпретированы. Полученные результаты показали, что использование стратегий конфликтного поведения взаимосвязаны с личностными особенностями студентов.</p>2023-11-10T00:00:00+00:00Copyright (c) 2023 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/5326САМОРЕГУЛЯЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ У СТУДЕНТОВ2023-12-27T10:26:15+00:00Я. Д. ВОЛКОВАvestnik_support@psu.by<p>В статье рассмотрены такие понятия, как саморегуляция учебной деятельности и мотивация достижения, проанализированы особенности саморегуляции учебной деятельности и мотивации достижения у студентов, а также взаимосвязь саморегуляции учебной деятельности и мотивации достижения студентов и различия в процессах саморегуляции между юношами и девушками.</p>2023-11-10T00:00:00+00:00Copyright (c) 2023 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/5327ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ И ЗАОЧНОЙ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ2023-12-27T10:31:18+00:00Д. С. ГОРЕНКОВАvestnik_support@psu.by<p>Представлены результаты эмпирического исследования социального интеллекта студентов очной и заочной форм обучения. Полученные данные сравнительного анализа особенностей социального интеллекта студентов позволяют уточнить различия и сходства в динамике развития социальных компетенций обучающихся с учетом различий в организации образовательного процесса.</p>2023-11-10T00:00:00+00:00Copyright (c) 2023 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/5328ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ИМЕНИ И ЛИЧНОСТНЫХ СВОЙСТВ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ2023-12-27T10:38:00+00:00В. О. КЛЕМАНТОВИЧvestnik_support@psu.by<p>Анализируются современные исследования личности, а также взаимосвязь имени и личностных свойств. Установлено, что большинство из зарубежных психологов представляют личность как врожденную структуру, отечественные психологи склоняются к тому, что становление личности происходит в процессе социализации. Выявлен интерес современных ученых к изучению взаимосвязи личностных качеств и имени.</p>2023-11-10T00:00:00+00:00Copyright (c) 2023 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/5329ТРЕНИНГ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ НЕНАСИЛЬСТВЕННОГО ОБЩЕНИЯ В СЕМЬЕ2023-12-27T10:52:33+00:00А. С. КРЫЛОВАvestnik_support@psu.by<p>Рассматривается проблема домашнего насилия над детьми. Описаны последствия физического и психологического насилия над детьми. Для профилактики домашнего насилия в семье был разработан тренинг для студентов «Навыки ненасильственного общения в семье», направленный на развитие навыков ненасильственного общения.</p>2023-11-10T00:00:00+00:00Copyright (c) 2023 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/5330ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ НЕНАСИЛЬСТВЕННОГО ОБЩЕНИЯ У МОЛОДЕЖИ2023-12-27T11:01:41+00:00А. С. КРЫЛОВАvestnik_support@psu.by<p>Рассматривается модель ненасильственного общения как эффективный способ взаимодействия в семье. Обоснована актуальность применения предложенной концепции ненасильственного общения во взаимодействии с детьми. Разработана тренинговая программа для студентов, направленная на повышение осведомлённости в области ненасильственного общения и развитие навыков ненасильственной коммуникации.</p>2023-11-10T00:00:00+00:00Copyright (c) 2023 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/5331СПЕЦИФИКА КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР И СОВРЕМЕННЫЕ ПОДРОСТКИ2023-12-27T11:34:22+00:00Я. В. МЯДЕЛЬvestnik_support@psu.by<p>Рассматривается вопрос, связанный со специфическими особенностями компьютерных игр в современных реалиях, вопрос о том, какое отношение имеют современные подростки к компьютерным играм. Кроме того, в статье описываются полученные нами результаты опроса подростков и родителей детей подросткового возраста в рамках тематики отношения детей и их родителей к компьютерным играм.</p>2023-11-10T00:00:00+00:00Copyright (c) 2023 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/5332ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ И КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ2023-12-27T11:41:33+00:00Я. В. МЯДЕЛЬvestnik_support@psu.by<p>Рассматривается вопрос, связанный с особенностями общительности и агрессивности в подростков, увлекающимися компьютерными играми. Кроме того, в статье описываются некоторые исследования и их противоречивые результаты, относительно корреляций коммуникативных навыков и агрессивности с компьютерными играми.</p>2023-11-10T00:00:00+00:00Copyright (c) 2023 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/5333ПРОЯВЛЕНИЕ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА У СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ2023-12-27T11:53:08+00:00Д. Г. ОДИНЕЦvestnik_support@psu.by<p>Представлены результаты эмпирического исследования представлений студентов о перфекционизме, проявлений перфекционизма у студентов разных специальностей. Установлено, что студенты знакомы с понятием «перфекционизм». Выявлены значимые различия в проявлении перфекционизма, ориентированного на себя и социально предписанного перфекционизма у студентов гуманитарного и технического профиля обучения.</p>2023-11-10T00:00:00+00:00Copyright (c) 2023 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/5334ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ У МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ С РАЗНЫМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ СТАЖЕМ2023-12-27T12:00:05+00:00С. Э. ПИМЕНОВАvestnik_support@psu.by<p>Содержится краткое описание результатов исследования эмоционального интеллекта, личностных особенностей медицинских работников среднего звена. Проведен анализ данных показателей с учетом профессионального стажа. Представлены выводы и рекомендации по полученным результатам.</p>2023-11-10T00:00:00+00:00Copyright (c) 2023 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/5335МОТИВАЦИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ У МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ В ПЕРИОД ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ОБУЧЕНИЯ НА ПЕРЕПОДГОТОВКЕ2023-12-27T12:05:45+00:00С. Э. ПИМЕНОВАvestnik_support@psu.by<p>Содержится краткое описание результатов исследования эмоционального интеллекта, мотивации к обучению медицинских работников среднего звена. Проведен теоретический обзор изучаемой проблемы и представлены результаты измерения мотивации и эмоционального интеллекта у медицинских работников в период повышения квалификации и обучения на переподготовке. Сделаны выводы и представлены краткие психологические рекомендации по повышению мотивации и эмоционального интеллекта у медицинских работников.</p>2023-11-10T00:00:00+00:00Copyright (c) 2023 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/5336ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРЕНИНГА ПО РАЗВИТИЮ ГАРМОНИЧНОГО ОБРАЗА ТЕЛЕСНОГО «Я» У ПОДРОСТКОВ2023-12-27T12:17:36+00:00Е. А. СТРИЖОНОКvestnik_support@psu.by<p>В статье поднимается вопрос о необходимости развития гармоничного образа телесного «Я» в старшем подростковом возрасте. Описана разработанная тренинговая программа по развитию гармоничного образа телесного «Я» у старших подростков. В результате эмпирического исследования была изучена эффективность программы, для этого был проведен психологический эксперимент на учащихся государственного учреждения образования «Средняя школа №4 г. Новополоцка».</p>2023-11-10T00:00:00+00:00Copyright (c) 2023 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/5338АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА В БЕЛАРУСИ2023-12-27T12:22:36+00:00Л. Ю. АРТЁМОВАvestnik_support@psu.by<p>Анализируется деятельность санаторно-курортных и оздоровительных учреждений лечебно- оздоровительного туризма Беларуси по основным показателям: общая численность, вместимость, количество прибытий, география прибытий. Также проанализировано качество и разнообразие предоставляемых санаторно-курортными учреждениями услуг.</p>2023-11-10T00:00:00+00:00Copyright (c) 2023 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/5339ОСОБЕННОСТИ ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА И ЕГО РОЛЬ В СИСТЕМЕ ТУРИСТСКИХ УСЛУГ БЕЛАРУСИ2023-12-27T12:27:52+00:00Л. Ю. АРТЁМОВАvestnik_support@psu.by<p>В статье отражены особенности лечебно-оздоровительного туризма как вида туристкой деятельности, его роль в системе общемировых курортно-туристских отношений, основные направления и тенденции развития данной отрасли. Также по средствам анкетирования было выявлено значение санаторно-курортных и оздоровительных услуг для населения Беларуси. Проведена оценка деятельности санаторно-курортных и рекреационных учреждений по основным критериям.</p>2023-11-10T00:00:00+00:00Copyright (c) 2023 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/5340АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТСМЕНОВ СБОРНОЙ КОМАНДЫ ПО БАСКЕТБОЛУ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ «ПОЛОЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ЕВФРОСИНИИ ПОЛОЦКОЙ»2023-12-27T12:35:53+00:00Е. А. КАСЬКОВИЧvestnik_support@psu.by<p>Представлен анализ спортивной деятельности спортсменов-баскетболистов учреждения образования «Полоцкий государственный университет имени Евфросинии Полоцкой» за период с 2003 г. по 2022 г. по итогам участия в Республиканской универсиаде по баскетболу. Выявлены факторы, повлиявшие на снижение результативности сборной команды университета по баскетболу.</p>2023-11-10T00:00:00+00:00Copyright (c) 2023 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/5341ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ЗАНЯТИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКОЙ НА ЛИЦ ЗРЕЛОГО И ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА2023-12-27T12:44:46+00:00М. В. КИРПИЧЁНОКvestnik_support@psu.by<p>Проведенными исследованиями установлено положительное влияние занятий оздоровительной физической культурой на лиц зрелого и пожилого возраста, на состояние их здоровья.</p> <p>На основании данных научной литературы и собственных исследований разработаны рекомендации для лиц зрелого и пожилого возраста по организации двигательной активности, режима жизнедеятельности, соблюдению принципов ЗОЖ.</p>2023-11-10T00:00:00+00:00Copyright (c) 2023 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/5342РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СОХРАНЕНИИ ЗДОРОВЬЯ ЛЮДЕЙ ЗРЕЛОГО И ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА2023-12-27T12:48:04+00:00М. В. КИРПИЧЁНОКvestnik_support@psu.by<p>По данным литературных источников изучена роль оздоровительной физической культуры в сохранении здоровья, профилактике преждевременного старения и продлении активного долголетия.</p>2023-11-10T00:00:00+00:00Copyright (c) 2023 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/5297КІРМАШЫ Ў СТРУКТУРЫ САЦЫЯЛЬНАЙ КУЛЬТУРЫ І АБРАДНАСЦІ БЕЛАРУСАЎ ПАДЗВІННЯ (ПА МАТЭРЫЯЛАХ ДРУГОЙ ПАЛОВЫ ХІХ–ПАЧАТКУ ХХ ст.)2023-12-26T06:34:22+00:00К. А. АНТОНАВАvestnik_support@psu.by<p>У мінулым кірмаш з’яўляўся адной з самых важных падзей у грамадстве. Купцы прыязджалі з розных гарадоў, прадавалі тавары, а таксама куплялі мясцовыя. Людзі маглі абменьвацца навінамі, прымаць удзел у гандлёва-гульнявых, відовішчных і масава-гульнявых дзеяннях. У артыкуле разгледжана месца і роля кірмашоў у сацыяльную культуру і абраднасці беларусаў Падзвіння на аснове матэрыялаў другой паловы ХІХ – пачатку ХХ ст.</p>2023-11-10T00:00:00+00:00Copyright (c) 2023 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/5298КІРМАШ У СТРУКТУРЫ ЭКАНАМІЧНЫХ АДНОСІН БЕЛАРУСАЎ ПАДЗВІННЯ (ПА МАТЭРЫЯЛАХ ДРУГОЙ ПАЛОВЫ ХІХ–ПАЧАТКУ ХХ ст.)2023-12-26T06:49:11+00:00К. А. АНТОНАВАvestnik_support@psu.by<p>На тэрыторыі Беларусі гандаль выконваў ролю своеасаблівага інтэгратара эканамічных намаганняў мясцовага насельніцтва. У 60-90-я гг. XIX ст. змяняецца структура і формы арганізацыі ўнутранага гандлю. Кірмашы ў гэтай гандлёвай сістэме з’яўляліся камунікацыйным цэнтрам, якія функцыянавалі па адмысловых правілах. У дадзеным артыкуле кірмаш разглядаецца ў структуры эканамічных адносін і беларусаў Падзвіння.</p>2023-11-10T00:00:00+00:00Copyright (c) 2023 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/5299СТРУКТУРА, КАДРОВЫЙ СОСТАВ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТИВНОГО ШТАБА РЕЙХСЛЯЙТЕРА РОЗЕНБЕРГА НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛАРУСИ2023-12-26T08:10:36+00:00Е. Н. АСЯПЁНОКvestnik_support@psu.by<p>Начиная практически с первых дней Великой Отечественной войны Германия развернула широкую деятельность по разграблению и уничтожению культурного достояния Беларуси. В данной статье рассмотрена структура, кадровый состав и основные направления деятельности Оперативного штаба рейхсляйтера Розенберга на территории Беларуси.</p>2023-11-10T00:00:00+00:00Copyright (c) 2023 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/5300ВЫВОЗ, РАЗГРАБЛЕНИЕ И УНИЧТОЖЕНИЕ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ НА ОККУПИРОВАННЫХ ТЕРРИТОРИЯХ БЕЛАРУСИ2023-12-26T08:19:42+00:00Е. Н. АСЯПЁНОКvestnik_support@psu.by<p>Музеям, библиотекам, архивам Беларуси, в связи с деятельностью Оперативного штаба рейхсляйтера Розенберга и других организаций, был нанесен значительный урон. Вопрос о масштабах культурных потерь все еще остается открытым, даже спустя 78 лет после окончания Великой Отечественной войны. Огромное количество культурных ценностей оказались в зоне немецкой оккупации из-за того, что в самом начале войны не была проведена должным образом эвакуация.</p>2023-11-10T00:00:00+00:00Copyright (c) 2023 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/5301ПРОЦЕСС ВЫЯВЛЕНИЯ И ВОЗВРАЩЕНИЯ УТРАЧЕННЫХ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, ПРОБЛЕМЫ РЕСТИТУЦИИ2023-12-26T08:30:27+00:00Е. Н. АСЯПЁНОКvestnik_support@psu.by<p>Процесс изучения проблем выявления и рассмотрения путей возвращения утраченных белорусских историко-культурных ценностей в период Великой Отечественной войны являются актуальными и важными для нашего государства, поскольку это одно из приоритетных и не рассмотренных направлений в изучении данного вопроса. Большое количество утраченных ценностей белорусской культуры так и не были найдены и возвращены, что обусловлено некоторыми проблемами, рассмотренными в дальнейшем.</p>2023-11-10T00:00:00+00:00Copyright (c) 2023 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/5302СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОГО ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА В ПЕРВЫЕ ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛАРУСИ2023-12-26T08:40:35+00:00А. А. БЕЛЯЕВvestnik_support@psu.by<p>Рассмотрены декреты, которые регулировали советское таможенное дело на начальном этапе; процесс создания таможенных учреждений на западных границах РСФСР в условиях нестабильной политической обстановки.</p>2023-11-10T00:00:00+00:00Copyright (c) 2023 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/5303СТАНОВЛЕНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ТАМОЖЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДРИССЕНСКОГО УЕЗДА (1 МАЯ 1918 г. – 1 ИЮЛЯ 1923 г.)2023-12-26T08:57:53+00:00А. А. БЕЛЯЕВvestnik_support@psu.by<p>Рассматриваются процесс появления и функционирования таможенных учреждений на территории Дриссенского уезда, положение и основные занятия тамсотрудников, процесс и причины перенесения таможенного центра из Дриссы в Бигосово, о приказах, регулирующих деятельность таможенных учреждений Дриссенского уезда, а также об экспорте и импорте через таможенные учреждения Дриссенского уезда.</p> <p>Статья написана на основе архивных документов, которые до этого не были введены в научный оборот.</p>2023-11-10T00:00:00+00:00Copyright (c) 2023 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/5304БОРЬБА С КОНТРАБАНДОЙ НА ТЕРРИТОРИИ ДРИССЕНСКОГО УЕЗДА В НАЧАЛЕ 1920-Х ГГ.2023-12-26T09:10:04+00:00А. А. БЕЛЯЕВvestnik_support@psu.by<p>На основе ранее не опубликованных архивных материалов Зонального государственного архива в г. Полоцке рассматриваются основные направления и содержание контрабандной деятельности, анализируется состав контрабандистов. Особое внимание уделяется работе латвийских кооперативов и их роли в контрабандной деятельности населения, а также о роли ГПУ, милиции и погранохраны в борьбе с контрабандой в Дриссенском уезде.</p>2023-11-10T00:00:00+00:00Copyright (c) 2023 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/5305ИМПОРТНАЯ КЕРАМИЧЕСКАЯ ПОСУДА ПОЛОЦКА XVI-XIX ВВ.: ПУТИ ПРОНИКНОВЕНИЯ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ (ПО МАТЕРИАЛАМ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ГОРОДА)2023-12-26T09:15:29+00:00К. Е. БУЛЬБЕНКОВАvestnik_support@psu.by<p>На основании анализа вещественных материалов и историографии, автором сделаны выводы о потенциальных торговых путях, по которым привозили керамическую посуду в Полоцк, а также рассмотрена привозная посуда с XVI-XIX вв.</p>2023-11-10T00:00:00+00:00Copyright (c) 2023 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/5306ПРАВАВОЕ І ЭКАНАМІЧНАЕ СТАНОВІШЧА ЯЎРЭЯЎ УСХОДНЯЙ ВІЦЕБШЧЫНЫ Ў 1920–1930-х гг.2023-12-26T09:22:48+00:00В. М. ЗАЙЦАВАvestnik_support@psu.by<p>У артыкуле разгледжаны асаблівасці эканамічнага і палітыка-прававога становішча яўрэяў усходняй Віцебшчыны ў 1920-1930-я гады. У гэты перыяд на тэрыторыі рэгіёна, як і на астатняй частцы БССР адбыліся істотныя змены ў грамадска-палітычным і сацыяльна-эканамічным жыцці. Усё гэта моцна паўплывала на становішча яўрэйскай этнічнай групы. Змены якія закранулі жыццё яўрэйскай супольнасці ў дадзены перыяд заслугоўваюць асобнай увагі для вывучэння.</p>2023-11-10T00:00:00+00:00Copyright (c) 2023 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/5307ЯЎРЭІ ЎСХОДНЯЙ ВІЦЕБШЧЫНЫ Ў 1920-1930-Х ГГ.: СТАТЫСТЫЧНА-ДЭМАГРАФІЧНАЯ ХАРАКТАРЫСТЫКА2023-12-26T10:21:31+00:00В. М. ЗАЙЦАВАvestnik_support@psu.by<p>У артыкуле прадстаўлена статыстычна-дэмаграфічная характарыстыка яўрэйскай этнічнай супольнасці на тэрыторыі ўсходняй Віцебшчыны ў 1920-1930-х гадах. Асноўнымі крыніцамі даследавання сталі перапісы насельніцтва СССР 1926 і 1939 гадоў, з улікам іх асаблівасцей.</p>2023-11-10T00:00:00+00:00Copyright (c) 2023 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/5308РАЗГЛЯД САЦЫЯЛЬНА-ЭКАНАМІЧНАЙ ПАЛІТЫКІ МЯСЦОВЫХ ОРГАНАЎ УЛАДЫ НА ТЭРЫТОРЫІ ДОКШЫЦКАГА РАЁНА Ў ПАСЛЯВАЕННЫ ПЕРЫЯД2023-12-26T10:30:32+00:00Ю. І. ЗГІРСКІvestnik_support@psu.by<p>У артыкуле на падставе архіўных дакументаў, матэрыялаў вуснай гісторыі і перыядычнага друку разглядаюцца адмысловыя праявы сацыяльна-эканамічнай палітыкі ў пасляваенны перыяд. Адзначаная даследчая праблема разглядаецца ў кантэксце Докшыцкага раёна, ў межах якога ў першыя гады пасля вызвалення існавалі розныя сацыяльна-эканамічныя ўклады.</p>2023-11-10T00:00:00+00:00Copyright (c) 2023 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/5309РАЗВИТИЕ ЯПОНСКОЙ ЖИВОПИСИ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ СЕГУНАТА КАМАКУРА2023-12-26T10:35:50+00:00А. К. КОСТЕВИЧvestnik_support@psu.by<p>В истории Японии период Камакура (鎌倉時代) связан с появлением первого сегуната. Свое название он получил от одноименного города Камакура, где в 1192 году Минамото-но Ёритомо присвоил себе титул сэйи тайсёгун (великого полководеца). Этот период известен появлением самураев, касты воинов и установлением феодализма в Японии. Новый класс создал спрос на картины и скульптуры, изображающее чиновников, воинов, священников и поэтов. Художники наполняли свои работы энергией и вниманием к реалистическим деталям, которым не было равных в предшествовавшей истории японской живописи. Камакура был эпохой великой популяризации буддизма.</p>2023-11-10T00:00:00+00:00Copyright (c) 2023 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/5310ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ЯПОНСКОЙ ЖИВОПИСИ В СВЯЗИ С ПРЕКРАЩЕНИЕМ ПОЛИТИКИ ИЗОЛЯЦИОНИЗМА В ПЕРИОД МЭЙДЗИ2023-12-26T10:42:28+00:00А. К. КОСТЕВИЧvestnik_support@psu.by<p>В истории Японии период Мэйдзи ((明治時代) 1868—1912 гг.) связан с формированием национального государства нового времени и японской национальной идентичности Этот период характеризовался ломкой японского традиционного образа жизни и резким переходом от культурной, технологической, экономической и политической самоизоляции Японии к резкой открытости страны и японского общества ко всему иностранному, и ускоренным заимствованием и внедрением политических, технологических, экономических и культурных заимствований из других стран и цивилизаций, как географических и культурно близких Японии так и далёких, а также этот период характеризовался ломкой японского традиционного образа жизни.</p>2023-11-10T00:00:00+00:00Copyright (c) 2023 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/5311ПОТЕРИ СОВЕТСКИХ ПАРТИЗАНСКИХ ФОРМИРОВАНИЙ В ПЕРИОД С ИЮНЯ 1941 ПО СЕНТЯБРЬ 1942 гг.2023-12-26T10:48:20+00:00М. Л. ТРУБИЛОvestnik_support@psu.by<p>Рассматривается тема потерь личного состава советских партизанских формирований на примере пяти партизанских бригад. На основе списков БШПД и списках бригад о погибших партизанах собраны количественные данные, которые позволили провести анализ динамики потерь и сделать выводы о факторах, существенно на неё повлиявших.</p>2023-11-10T00:00:00+00:00Copyright (c) 2023 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/5312ДИНАМИКА ПОТЕРЬ СРЕДИ СОВЕТСКИХ ПАРТИЗАНСКИХ ФОРМИРОВАНИЙ ЗА ПЕРИОД С СЕНТЯБРЯ 1942 ПО АВГУСТ 1943 гг.2023-12-27T06:11:43+00:00М. Л. ТРУБИЛОvestnik_support@psu.by<p>Рассматривается тема потерь советских партизанских формирований. Сделано это на основе списков выбывших из четырёх партизанских бригад и одного партизанского отряда. Проводится анализ количественных показателей и установление повлиявших на их изменение факторов.</p>2023-11-10T00:00:00+00:00Copyright (c) 2023 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/5313ПРИЧИНЫ ВЫБЫТИЯ СРЕДИ СОВЕТСКИХ ПАРТИЗАНСКИХ ФОРМИРОВАНИЙ ЗА АВГУСТ 1943 – ИЮНЬ 1944 гг.2023-12-27T06:22:17+00:00М. Л. ТРУБИЛОvestnik_support@psu.by<p>На примере нескольких партизанских формирований рассматривается динамика потерь среди партизан с августа 1943 по июнь 1944 гг., а также факторов, оказавших влияние на падение или рост статистики по выбывшим.</p>2023-11-10T00:00:00+00:00Copyright (c) 2023 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/5314ПОТЕРИ СОВЕТСКИХ ПАРТИЗАНСКИХ ФОРМИРОВАНИЙ С 1942 ПО 1944 гг. СРЕДИ КАЗАХОВ И УРОЖЕНЦЕВ КАЗАХСКОЙ ССР И СОХРАНЕНИЕ ПАМЯТИ О НИХ2023-12-27T06:26:22+00:00М. Л. ТРУБИЛОvestnik_support@psu.by<p>Рассматриваются вопросы, касающиеся потерь советских партизанских формирований в период с января 1942 по июль 1944 гг. В частности, раскрывается вопрос о потерях среди казахов и уроженцев Казахской ССР. Кроме того, затронута тема увековечения памяти о погибших партизанах.</p>2023-11-10T00:00:00+00:00Copyright (c) 2023 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/5343ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ ОБРАЗА ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ БРЭДЛИ ПИРСОНА И АРНОЛЬДА БАФФИНА В РОМАНЕ А. МЕРДОК «ЧЁРНЫЙ ПРИНЦ»2023-12-28T05:47:17+00:00Д. А. БУЕВИЧvestnik_support@psu.by<p>Рассматривается роман английской писательницы Айрис Мердок «Чёрный принц». Анализируются языковые особенности романа, отмечаются средства создания образа творческой личности в романе.</p>2023-11-10T00:00:00+00:00Copyright (c) 2023 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/5344ИНТЕРНЕТ-ДИСКУРС КАК ОБЪЕКТ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ2023-12-28T05:52:28+00:00Е. А. ГРИШАНОВИЧvestnik_support@psu.by<p>Статья посвящена определению интернет-дискурса как виду институционального дискурса. Рассмотрен вопрос понятия и типологии дискурса. Выявлены и проанализированы отличительные характеристики интернет-дискурса. Охарактеризованы структурные параметры интернет-дискурса.</p>2023-11-10T00:00:00+00:00Copyright (c) 2023 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/5345ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКИЕ И ЛИНГВОПРАГМАТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДИСКУРСА ТРЕВЕЛ-БЛОГОВ2023-12-28T06:01:16+00:00Е. А. ГРИШАНОВИЧvestnik_support@psu.by<p>Раскрываются лингвостилистические и лингвопрагматические особенности англоязычных тревел-блогов, обосновывается актуальность изучения языковых особенностей данного жанра. Рассматриваются лингвостилистичесикие особенности дискурса на различных уровнях и прагматические интенции авторов.</p>2023-11-10T00:00:00+00:00Copyright (c) 2023 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/5346ПРИМЕНЕНИЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ДИСКУРСА ТРЕВЕЛ-БЛОГОВ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ВЕБ-ПРИЛОЖЕНИЯ ПО СОЗДАНИЮ ТРЕВЕЛ-БЛОГОВ О БЕЛАРУСИ2023-12-28T06:05:19+00:00Е. А. ГРИШАНОВИЧvestnik_support@psu.by<p>Анализируются трактовки понятия «блог» отечественных и зарубежных исследователей. Приводятся рекомендации по написанию публикаций в блоге. Описывается веб-приложение для начинающих тревел-блогеров, созданное на основе рекомендаций, полученных в ходе лингвистического анализа англоязычных тревел-блогов.</p>2023-11-10T00:00:00+00:00Copyright (c) 2023 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/5347МЕТАФОРИЗАЦИЯ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕРМИНОВ ПРИ ИХ ЗАИМСТВОВАНИИ В РУССКИЙ ЯЗЫК2023-12-28T06:10:09+00:00А. А. КОВАЛЁНОКvestnik_support@psu.by<p>Рассмотрен процесс метафоризации компьютерных лексических единиц, пришедших в русский язык из английского. Выделены мотивирующие признаки образования метафоризированных терминов, а также представлены области-доноры, из которых заимствуется русские варианты английских терминов. Определен тип метафоры, имеющий наибольшую распространенность в ходе семантической ассимиляции. Процесс метафоризации англоязычных компьютерных единиц проанализирован на основе 180 компьютерных терминов.</p>2023-11-10T00:00:00+00:00Copyright (c) 2023 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/5348СЕМАНТИЧЕСКАЯ АССИМИЛЯЦИЯ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕРМИНОВ В РУССКОМ КОМПЬЮТЕРНОМ ПОДЪЯЗЫКЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ТЕРМИНОСИСТЕМЫ “WINDOWS И MSWORD”)2023-12-28T06:14:33+00:00А. А. КОВАЛЁНОКvestnik_support@psu.by<p>Изучены понятия «компьютерный термин», «компьютерная терминосистема, «терминологические заимствования». Рассмотрены типы ассимиляции заимствованных компьютерных терминов в русском компьютерном подъязыке. Выявлены особенности семантической ассимиляции заимствованных компьютерных терминов терминосистемы “Windows и MSWord” как наиболее популярных программных продуктов. Определена степень семантической ассимиляции компьютерных терминов в русском языке с помощью метода свободного ассоциативного эксперимента.</p>2023-11-10T00:00:00+00:00Copyright (c) 2023 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/5349РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕРСУАЗИВНОСТИ В ЛЕКЦИЯХ TED ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕМАТИКИ2023-12-28T06:21:16+00:00А. О. ЛАЗУРКИНАvestnik_support@psu.by<p>В статье проанализированы особенности жанра TED лекции; выделены основные коммуникативные стратегии и тактики массмедийного экологического дискурса; определены наиболее частотные лингвостилистические средства реализации персуазивности в лекциях TED по климатической и эко-системной проблематике.</p>2023-11-10T00:00:00+00:00Copyright (c) 2023 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/5350ВЕЖЛИВОСТЬ КАК ОБЪЕКТ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ2023-12-28T06:25:46+00:00А. О. ЛАЗУРКИНАvestnik_support@psu.by<p>Рассматривается понятие вежливости и основные лингвистические теории, в русле которых оно анализируется: теория социальной нормы и теория разговорных максим.</p>2023-11-10T00:00:00+00:00Copyright (c) 2023 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/5351СУЩНОСТНЫЕ ЧЕРТЫ АНГЛОЯЗЫЧНОГО ПРОТОКОЛЬНО-ЭТИКЕТНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ2023-12-28T06:29:26+00:00У. Д. ПОЛЯКОВАvestnik_support@psu.by<p>Рассмотрено понятие протокольно-этикетного выступления, определена его функционально-стилевая принадлежность. Описывается связь протокольно-этикетного выступления с риторикой и публичной речью. Проанализирована специфика морфологического, лексического, синтаксического и композиционного оформления протокольно-этикетного выступления.</p>2023-11-10T00:00:00+00:00Copyright (c) 2023 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/5352ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОТОКОЛЬНО-ЭТИКЕТНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ КОРОЛЕВЫ ВЕЛИКОБРИТАНИИ И СЕВЕРНОЙ ИРЛАНДИИ ЕЛИЗАВЕТЫ II2023-12-28T06:35:33+00:00У. Д. ПОЛЯКОВАvestnik_support@psu.by<p>Рассматриваются морфологические, лексические, синтаксические и композиционные особенности протокольно-этикетных выступлений Королевы Великобритании и Северной Ирландии Елизаветы II. Проводится качественный анализ данных лингвостилистических особенностей.</p>2023-11-10T00:00:00+00:00Copyright (c) 2023 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/5353МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО НЕМЕЦКОГО МОЛОДЕЖНОГО СЛЕНГА (НА МАТЕРИАЛЕ ВИДЕОСЕРВИСА TIKTOK)2023-12-28T06:40:56+00:00М. Ж. СУШКОvestnik_support@psu.by<p>Современный молодежный сленг представляет собой отдельную языковую систему со своими уникальными характеристиками. В статье приводится анализ современных тенденций и морфологические особенности немецкого молодежного сленга на материале видеосервиса TikTok.</p>2023-11-10T00:00:00+00:00Copyright (c) 2023 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/5354ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КАТЕГОРИИ ЮМОРА В ЛИНГВИСТИКЕ2023-12-28T06:44:16+00:00Н. Р. ХАЛИМОВvestnik_support@psu.by<p>Рассматриваются понятия юмора и комического эффекта в лингвистике, основные методы и приемы создания комического эффекта в речи, а также их классификация.</p>2023-11-10T00:00:00+00:00Copyright (c) 2023 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/5355СТИЛИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ ЮМОРИСТИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА В TED ВЫСТУПЛЕНИЯХ2023-12-28T06:48:23+00:00Н. Р. ХАЛИМОВvestnik_support@psu.by<p>Рассматриваются результаты исследования стилистических средств создания юмористического эффекта в TED выступлениях и проводится анализ обнаруженных средств.</p>2023-11-10T00:00:00+00:00Copyright (c) 2023 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/5356ХРИСТИАНСКИЕ МОТИВЫ В РОМАНЕ К.С. ЛЬЮИСА «ЛЕВ, КОЛДУНЬЯ И ПЛАТЯНОЙ ШКАФ»2023-12-28T06:52:46+00:00Д. С. ДУБЕЙКОvestnik_support@psu.by<p>Рассматривается роман К.С. Льюиса (Clive Staples Lewis, 1898-1963) «Лев, Колдунья и Платяной шкаф» (The Lion, the Witch and the Wardrobe, 1950) как произведение, в котором автор обращается к библейским мотивам. В данной работе проводится анализ персонажей Питера, Эдмунда и Аслана, Белой Колдуньи, мотивации их поступков, аллюзии на образы двери, каменного стола в их соотношении с библейским сюжетом.</p>2023-11-10T00:00:00+00:00Copyright (c) 2023 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/5357СЮЖЕТ О «ПРОКЛЯТИИ МУМИИ» В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ С. РОМЕРА2023-12-28T06:59:31+00:00Е. А. ЕРЁМИНАvestnik_support@psu.by<p>Рассматриваются рассказы С. Ромера (Sax Rohmer, псевдоним Артура Генри Сарсфилда Уорда, Arthur Henry Sarsfield Ward; 1883–1959) «Таинственная мумия» (The Mysterious Mummy, 1903) и «Обезглавленные мумии» (The Headless Mummies). Анализируются особенности сюжета о мумии в данных произведениях.</p>2023-11-10T00:00:00+00:00Copyright (c) 2023 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/5361СЮЖЕТ О «ПРОКЛЯТИИ МУМИИ» В ТВОРЧЕСТВЕ А.К. ДОЙЛА2023-12-28T08:03:49+00:00Е. А. ЕРЁМИНАvestnik_support@psu.by<p>Рассматриваются произведения А.К. Дойля (Sir Arthur Conan Doyle, 1859–1930) «Кольцо Тота» (The Ring of Thoth, 1890) и «Лот № 249» (Lot No. 249, 1892). Анализируется сюжет о «проклятии мумии» в данных рассказах.</p>2023-11-10T00:00:00+00:00Copyright (c) 2023 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/5362ОБРАЗНАЯ СИСТЕМА ВТОРОСТЕПЕННЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ В РОМАНЕ М. ЭТВУД «ПЕНЕЛОПИАДА»2023-12-28T08:10:27+00:00А. Э. ЖИЗНЕВСКАЯvestnik_support@psu.by<p>В статье анализируется система второстепенных образов в романе канадской писательницы Маргарет Этвуд (Margaret Eleanor Atwood, род. 1939) «Пенелопиада» (The Penelopiad, 2005).</p>2023-11-10T00:00:00+00:00Copyright (c) 2023 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/5363СВОЕБРАЗИЕ ЖЕНСКИХ ОБРАЗОВ В ТВОРЧЕСТВЕ М. ЭТВУД2023-12-28T08:14:18+00:00А. Э. ЖИЗНЕВСКАЯvestnik_support@psu.by<p>Анализируется гендерный аспект творчества канадской писательницы Маргарет Этвуд (Margaret Eleanor Atwood, род. 1939). Рассматриваются женские образы, ставшие героями самых известных произведений писательницы. Героиня-женщина – это сильная личность, способная остро и эмоционально чувствовать окружающий мир, погруженная во внутреннюю борьбу с собой, носитель одновременно возрастных национальных ценностей и символ изменений современного общества, отчуждение которого она стремится преодолеть.</p>2023-11-10T00:00:00+00:00Copyright (c) 2023 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/5364ИДЕЙНАЯ ОСНОВА РОМАНА У. ФОЛКНЕРА «КОГДА Я УМИРАЛА»2023-12-28T08:20:19+00:00В. Э. КОНТОРОВvestnik_support@psu.by<p>Анализируется нравственно-этический аспект романа У. Фолкнера (William Cuthbert Faulkner, 1897–1962) «Когда я умирала» (As I Lay Dying, 1930). Проблематика произведения связана с авторской рефлексией на тему общечеловеческих ценностей. Наблюдается несоответствие между высокими помыслами и истинными мотивами большинства персонажей. Художественная реальность Йокнапатофы отличается абсурдностью и противоречивостью.</p>2023-11-10T00:00:00+00:00Copyright (c) 2023 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/5365«ЮЖНАЯ» ПРОБЛЕМАТИКА И ЦЕННОСТЬ ИДЕНТИЧНОСТИ В РОМАНЕ У. ФОЛКНЕРА «СВЕТ В АВГУСТЕ»2023-12-28T08:26:30+00:00В. Э. КОНТОРОВvestnik_support@psu.by<p>Рассматривается нравственно-этический (ценностный) компонент содержания романа «Свет в августе» (Light in August, 1932) нобелевского лауреата У. Фолкнера (William Cuthbert Faulkner, 1897– 1962). На основании анализа системы персонажей делается вывод о том, что мировоззрение героев отличается противоречивостью и двунаправленностью. Подчеркивается, что проблематика произведения неразрывно связана с реалиями Юга США, потерпевшего поражение в Гражданской войне 1861–1865 гг.</p>2023-11-10T00:00:00+00:00Copyright (c) 2023 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/5366РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПТА «ЗЛО» В СБОРНИКЕ СКАЗОК О. УАЙЛЬДА «СЧАСТЛИВЫЙ ПРИНЦ И ДРУГИЕ СКАЗКИ»2023-12-28T08:33:09+00:00Т. М. КУЗМЕНКОВАvestnik_support@psu.by<p>Рассматривается структура концепта «evil», схема которой была составлена с помощью анализа сборника сказок О. Уайльда «Счастливый принц и другие сказки».</p>2023-11-10T00:00:00+00:00Copyright (c) 2023 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/5367КОНЦЕПТ «ДОБРО» И ЕГО РЕАЛИЗАЦИЯ В СБОРНИКЕ СКАЗОК О. УАЙЛЬДА «СЧАСТЛИВЫЙ ПРИНЦ И ДРУГИЕ СКАЗКИ»2023-12-28T08:37:10+00:00Т. М. КУЗМЕНКОВАvestnik_support@psu.by<p>В данной статье был проведен анализ сборника сказок О. Уайльда «Счастливый принц и другие сказки». В ходе лингвистического анализа сказок был составлен и проанализирован концепт «good».</p>2023-11-10T00:00:00+00:00Copyright (c) 2023 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/5368ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННАЯ СТРУКТУРА МИСТИЧЕСКИХ РАССКАЗОВ А. БИРСА2023-12-28T08:41:25+00:00П. Р. ЛЯСОВИЧvestnik_support@psu.by<p>Рассматривается пространственно-временная структура мистических рассказов А. Бирса (Ambrose Gwinnett Bierce, 1842–1913 (1914)). Анализируется художественное время и пространство в мистических рассказах А. Бирса. Выделяются черты готической пространственно-временной структуры в произведениях писателя.</p>2023-11-10T00:00:00+00:00Copyright (c) 2023 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/5369СИСТЕМА ПЕРСОНАЖЕЙ В МИСТИЧЕСКИХ РАССКАЗАХ А. БИРСА2023-12-28T08:47:12+00:00П. Р. ЛЯСОВИЧvestnik_support@psu.by<p>Рассматривается система персонажей мистических рассказов А. Бирса (Ambrose Gwinnett Bierce, 1842–1913 (1914)). Выделяются готические персонажи в произведениях писателя. Анализируются образ готического злодея, роль женских образов и функции второстепенных персонажей в мистических рассказах А. Бирса.</p>2023-11-10T00:00:00+00:00Copyright (c) 2023 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/5370«ГОТИЧЕСКИЙ» ТИП СЮЖЕТНОГО РАЗВЕРТЫВАНИЯ МИСТИЧЕСКИХ РАССКАЗОВ А. БИРСА2023-12-28T08:50:21+00:00П. Р. ЛЯСОВИЧvestnik_support@psu.by<p>Рассматривается «готический» тип сюжетного развертывания мистических рассказов А. Бирса (Ambrose Gwinnett Bierce, 1842–1913 (1914)). Анализируются композиционное своеобразие, особенности построения сюжета, повествовательные приемы в мистических рассказах А. Бирса.</p>2023-11-10T00:00:00+00:00Copyright (c) 2023 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/5371ОСОБЕННОСТИ РУССКОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ ЧАТОВ БЕЛОРУССКИХ СТУДЕНТОВ2023-12-28T08:54:22+00:00А. В. МАСКОВАvestnik_support@psu.by<p>Рассматриваются особенности русскоязычной речи чатов белорусских студентов. Анализируется дисплейная речь, ее своеобразие и специфика в сравнении с устной и письменной типами.</p>2023-11-10T00:00:00+00:00Copyright (c) 2023 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/5372ЧЕРТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РОМАНА В ПРОИЗВЕДЕНИИ Ш. ДЖЕКСОН «ПРИЗРАК ДОМА НА ХОЛМЕ»2023-12-28T08:58:01+00:00Л. В. МИСНИКvestnik_support@psu.by<p>Рассматривается роман Ш. Джексон (Shirley Jackson, 1916–1965) «Призрак дома на холме» (The Haunting of Hill House, 1959). Анализируются черты психологического романа, выделяются художественные средства, характерные для раскрытия психологизма через образы дома и матери.</p>2023-11-10T00:00:00+00:00Copyright (c) 2023 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/5373ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ КАК ОСОБЫЙ ПРИЕМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОЗЫ Ш. ДЖЕКСОН (НА МАТЕРИАЛЕ РОМАНА «ПРИЗРАК ДОМА НА ХОЛМЕ»)2023-12-28T09:01:07+00:00Л. В. МИСНИКvestnik_support@psu.by<p>Рассматривается роман Ш. Джексон (Shirley Jackson, 1916–1965) «Призрак дома на холме» (The Haunting of Hill House, 1959). Анализируются черты психологического романа, выделяются художественные средства, характерные для раскрытия психологизма через внутреннюю речь главной героини.</p>2023-11-10T00:00:00+00:00Copyright (c) 2023 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/5374ОБРАЗ Ч. ЛЭМА В РОМАНЕ П. АКРОЙДА «ЛОНДОНСКИЕ СОЧИНИТЕЛИ»2023-12-28T09:03:36+00:00Д. Э. ПЕННЕРvestnik_support@psu.by<p>Рассматривается роман П. Акройда (Peter Ackroyd, род. 1949) «Лондонские сочинители» (The Lambs of London, 2004). Анализируется образ Ч. Лэма и особенности его творчества в романе П. Акройда «Лондонские сочинители».</p>2023-11-10T00:00:00+00:00Copyright (c) 2023 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/5375ОБРАЗ РОКОВОЙ ЖЕНЩИНЫ В ПОВЕСТИ А. МЕЙЧЕНА «ВЕЛИКИЙ БОГ ПАН»2023-12-28T09:06:51+00:00А. И. ФЁДОРОВАvestnik_support@psu.by<p>Рассматривается повесть А. Мейчена (Arthur Machen, 1863–1947) «Великий бог Пан» (Great God Pan, 1894). Анализируется образ роковой женщины, выделяются черты, характерные для создания образа роковой женщины в данном произведении.</p>2023-11-10T00:00:00+00:00Copyright (c) 2023 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/5376ПРОБЛЕМА ОТЦОВ И ДЕТЕЙ В ПОВЕСТИ Н. ГЕЙМАНА «КОРАЛИНА»2023-12-28T09:12:17+00:00А. И. ФЁДОРОВАvestnik_support@psu.by<p>Рассматривается проблема отцов и детей в повести Нила Геймана «Коралина». Исследуется образ Коралины, отношение к ней через противопоставление двух миров.</p>2023-11-10T00:00:00+00:00Copyright (c) 2023 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/5377МОТИВ РАЗРУШЕНИЯ РОДОВОГО ПОМЕСТЬЯ В КОНТЕКСТЕ АНГЛИЙСКОЙ ГОТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XVIII ВЕКА2023-12-28T09:15:47+00:00Ю. Д. ШАБУНЯvestnik_support@psu.by<p>Рассматривается феномен разрушения родового поместья в английской готической литературе последней трети XVIII века в творчестве Х. Уолпола (Horace Walpole, 1717–1797), К. Рив (Clara Reeve, 1729–1807) и А. Радклиф (Ann Radcliffe, 1764–1823) на материале романов «Замок Отранто» (The Castle of Otranto, 1764), «Старый английский барон» (The Old English Baron, 1777), «Удольфские тайны» (The Mysteries of Udolpho, 1794). Выделяются отличительные черты мотива разрушения родового поместья, характерные для английской готической литературы последней трети XVIII века.</p>2023-11-10T00:00:00+00:00Copyright (c) 2023 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/5378ЗАМОК КАК ХРАНИЛИЩЕ ТАЙНЫХ ЗНАНИЙ В РОМАНЕ А. РАДКЛИФ «УДОЛЬФСКИЕ ТАЙНЫ»2023-12-28T09:18:35+00:00Ю. Д. ШАБУНЯvestnik_support@psu.by<p>Интерпретируется готический замок как хранилище тайных знаний в романе английской писательницы А. Радклиф (Ann Radcliffe, 1764–1823) «Удольфские тайны» (The Mysteries of Udolpho, 1794). Рассматриваются характерные признаки замка, определяющие его как хранилище тайных знаний.</p>2023-11-10T00:00:00+00:00Copyright (c) 2023