https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/issue/feedПуть в науку. Образование. Педагогика2025-12-24T11:08:54+00:00Кириенко Александр Сергеевичa.kirienko@psu.byOpen Journal SystemsПуть в науку. Образование. Педагогикаhttps://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/8875НЕОЛОГИЗМЫ ЦИФРОВОЙ ЭПОХИ: ЯЗЫК ИНТЕРНЕТА И IT-ИНДУСТРИИ2025-12-22T10:21:01+00:00А. В. АНАЦКОvesnik_support@psu.by<p>Статья посвящена исследованию неологизмов в области интернет-технологий и цифровых коммуникаций, возникших в немецком языке на протяжении 1990-х – 2010-х гг.. Неологизмы рассматриваются как маркеры языковых изменений, отражающие технологические и культурные трансформации. Анализируются различные подходы к классификации неологизмов. Исследуются заимствования и семантические неологизмы указанного периода. Уделяется внимание влиянию на формирование новых лексических единиц таких явлений, как цифровизация и глобализация, описывается роль неологизмов в адаптации языка к изменяющимся коммуникативным условиям. Делается вывод о значимости неологизмов как инструмента развития языковой системы.</p>2025-11-05T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/8891ЭВФИМИЗМЫ В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ: ФУНКЦИИ И РОЛЬ В КОММУНИКАЦИИ2025-12-24T06:09:30+00:00M. П. БЕДУНЬКОvesnik_support@psu.by<p>В данной статье рассматривается роль эвфемизмов в межличностной и социальной коммуникации. Статья анализирует различные виды эвфемизмов, их функции и влияние на восприятие информации. В заключении подчеркивается важность использования эвфемизмов для эффективной коммуникации.</p>2025-11-05T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/8892ПАРЕМИЯ КАК ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ2025-12-24T06:14:23+00:00Д. Н. ДЕНИСОВАvesnik_support@psu.by<p>В статье рассматриваются пословицы и поговорки как основные виды паремий, которые являются универсальными языковыми единицами и обладают грамматическими, семантическими и стилистическими признаками. Анализируются их функции, особенности языковой формы, образность, звуковая организация и трудности межъязыкового сопоставления, подчеркивающие культурную значимость паремий.</p>2025-11-05T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/8893КОГНИТИВНО-СЕМАНТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОТРАЖЕНИЯ ПОНЯТИЯ «ВОЗРАСТ» В АНГЛИЙСКИХ ПАРЕМИЯХ2025-12-24T06:18:37+00:00Д. Н. ДЕНИСОВАvesnik_support@psu.by<p>В статье анализируется вербализация понятия «возраст» в английских паремиологических единицах. Основное внимание уделяется тому, как языковые средства – метафоры, сравнения, оценочные конструкции – передают отношение общества к разным периодам человеческой жизни.</p>2025-11-05T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/8894СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕКЛАМНОЙ КОММУНИКАЦИИ В СФЕРЕ КИБЕРСПОРТА2025-12-24T06:22:42+00:00М. А. ДУБОВИКvesnik_support@psu.by<p>В статье рассматриваются структурно-семантические особенности рекламной коммуникации в сфере киберспорта. В условиях высокой конкуренции компании активно используют киберспорт как платформу для продвижения брендов, привлекая лояльную аудиторию. Исследование анализирует методы рекламного продвижения в киберспорте: коллаборации, стриминговые платформы и спонсорскую поддержку. Также изучаются стилистические приемы рекламных слоганов, специализированная лексика и влияние киберспортивного медиа-дискурса на восприятие рекламных сообщений.</p>2025-11-05T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/8895ВЫЯВЛЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА МЕТАФОРЫ В TED-ЛЕКЦИЯХ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ2025-12-24T06:31:31+00:00О. В. ДУБЯГОvesnik_support@psu.by<p>В работе представлена характеристики медийного экологического дискурса, в частности такого его жанра как TED-лекции. Определены функции метафор в дискурсе. Проведен анализ взаимосвязи речевого воздействия с плотностью метафор и их распределением в различных частях композиционной структуры текста, что позволило установить закономерности в использовании метафор как средства усиления воздействия на адресата и улучшения восприятия информации.</p>2025-11-05T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/8896ФУНКЦИИ МЕТАФОР В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПОЗИЦИИ В ТЕКСТЕ (НА МАТЕРИАЛЕ TED-ЛЕКЦИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ)2025-12-24T06:35:25+00:00О. В. ДУБЯГОvesnik_support@psu.by<p>В работе проанализировано структурно-коммуникативное воздействие метафор на материале TED-лекций экологической направленности с использованием индекса метафоричности и внешней структуры текста (Metaphor Structural Index external) В. Коллер.</p>2025-11-05T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/8897ХАРАКТЕРИСТИКА МЕДИЙНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ДИСКУРСА2025-12-24T06:41:12+00:00О. В. ДУБЯГОvesnik_support@psu.by<p>В работе выявлены основные характеристики медийного экологического дискурса. Медийный экологический дискурс проанализирован по критериям В.И. Карасика: участники, хронотоп, цели, ценности, стратегии, материал (тематика), жанры, прецедентные тексты и дискурсивные формулы. Отмечено, что жанровая структура медийного экологического дискурса находится в процессе постоянных изменений и трансформаций: наблюдается смешение жанров, исчезновение некоторых из них и появление новых форм.</p>2025-11-05T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/8898АНАЛИЗ СРЕДСТВ ЯЗЫКОВОЙ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ КОНЦЕПТА «ЕДА» В РОМАНЕ МАРГАРЕТ ЭТВУД «ЛАКОМЫЙ КУСОЧЕК»2025-12-24T06:48:14+00:00А. Э. ЖИЗНЕВСКАЯvesnik_support@psu.by<p>Анализируется концепт «еда» с позиции когнитивной лингвистики и лингвокультурологии. Рассматриваются подходы к изучению метафоры как средству образной номинации концепта. Определяются языковые средства, формирующие содержательную структуру концепта «Еда» и выступающие средствами его вербализации. Выявляются средства метафорической репрезентации художественного концепта «Еда» в романе М. Этвуд «Лакомый кусочек».</p>2025-11-05T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/8899КОНЦЕПТ В ЛИНГВОКОГНИТИВНОМ И ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОМ ПОНИМАНИИ2025-12-24T06:56:05+00:00А. Э. ЖИЗНЕВСКАЯvesnik_support@psu.by<p>Анализируется понятие «концепт» с позиции когнитивной лингвистики и лингвокультурологии. Рассматриваются специфика лингвокогнитивной и лингвокультурологической интерпретации концепта. Определяются природа, структура, специфика и методология изучения концепта.</p>2025-11-05T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/8900ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ КОНЦЕПТ И ОСОБЕННОСТИ ЕГО МЕТАФОРИЧЕСКОЙ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ2025-12-24T08:06:37+00:00А. Э. ЖИЗНЕВСКАЯvesnik_support@psu.by<p>Анализируется понятие «художественный концепт» как единица индивидуального сознания и авторской концептосферы. Описываются основные типы и особенности художественного концепта. Рассматриваются расширенная и концептуальная метафоры как главное средство образной номинации и экспликаторы индивидуально-авторской концептосферы.</p>2025-11-05T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/8901СЕМАНТИКО-ПРАГМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НИКНЕЙМОВ2025-12-24T08:27:54+00:00В. Р. КАЗИЕВАvesnik_support@psu.by<p>В статье анализируются никнеймы англоязычных пользователей социальной сети TikTok. Проводится их категоризация по семантическому и прагматическому признаку и выявляются их основные особенности.</p>2025-11-05T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/8902ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ КАК ОБЪЕКТ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ2025-12-24T08:34:28+00:00В. С. КИРИЛЛОВАvesnik_support@psu.by<p>В статье рассматривается фразеология как ключевой объект лингвистического исследования. Анализируются узкий и широкий подходы к определению объема фразеологии, приводятся классификации фразеологических единиц по В.В. Виноградову и А.В. Кунину. Особое внимание уделяется дискуссионным вопросам терминологии и критериям выделения фразеологизмов, что позволяет систематизировать основные теоретические положения данной области лингвистического исследования.</p>2025-11-05T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/8903КОГНИТИВНО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ АНГЛИЙСКИХ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ, ВЫРАЖАЮЩИХ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА2025-12-24T08:50:05+00:00В. С. КИРИЛЛОВАvesnik_support@psu.by<p>В статье проводится когнитивно-семантический анализ английских фразеологизмов, выражающих эмоциональные состояния человека. На материале 86 единиц, отобранных из словаря А.В. Кунина, выявляются основные тематические группы фразеологизмов: соматизмы, наименования объектов окружающей среды, религиозные компоненты и прямые наименования эмоций. Исследование демонстрирует, как через фразеологические единицы закрепляются культурно-обусловленные модели восприятия и выражения эмоций в английской лингвокультуре.</p>2025-11-05T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/8904НЕОЛОГИЗМЫ КАК ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ2025-12-24T08:54:17+00:00И. Р. ЛЯСОВИЧvesnik_support@psu.by<p>Статья посвящена проблемам неологии. Рассматривается процесс вхождения лексических неологизмов в узус. Анализируются узкий и широкий подходы к определению термина «неологизм» и критерии его идентификации, такие как временной параметр, новизна и номинативная функция. Приводятся определения различных лингвистов. Предпринимается попытка вывести собственное определение термина «неологизм».</p>2025-11-05T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/8905ОСОБЕННОСТИ КЛАССИФИКАЦИИ НЕОЛОГИЗМОВ В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ2025-12-24T09:06:32+00:00И. Р. ЛЯСОВИЧvesnik_support@psu.by<p>В статье рассматриваются многоаспектные критерии классификации неологизмов: по способу появления, степени новизны, узуальности и словообразованию. Анализируются различные типы новых слов - лексические, семантические, фразеологические, что позволяет систематизировать их изучение. Предпринимается попытка составить полный список параметров и признаков классификации неологизмов.</p>2025-11-05T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/8906СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МОДЕЛИ НЕОЛОГИЗМОВ В СОВРЕМЕННОМ АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ2025-12-24T09:14:33+00:00И. Р. ЛЯСОВИЧvesnik_support@psu.by<p>Проведен комплексный анализ словообразовательных моделей, являющихся основным источником появления неологизмов в современном английском языке. Исследование базируется на классификации продуктивных способов словообразования, к которым автор относит аффиксацию, словосложение, конверсию, аббревиацию и усечение. Теоретические положения иллюстрируются многочисленными примерами новых лексически единиц из таких областей, как интернет-коммуникация, технологии и социальная жизнь.</p>2025-11-05T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/8907СТРАТЕГИЯ ПОЗИТИВА И СПОСОБЫ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ В АНГЛОЯЗЫЧНОМ ТУРИСТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ТУРИСТИЧЕСКОЙ АНГЛОЯЗЫЧНОЙ БРОШЮРЫ “DISCOVER MUNICH: THE OFFICIAL GUIDE»)2025-12-24T09:20:01+00:00Р. Х. РАДОСvesnik_support@psu.by<p>Рассмотрены понятия коммуникативной стратегии и тактики. Проведен анализ англоязычной туристической брошюры для выявления использованных в ней коммуникативных стратегий и тактик. Проанализированы особенности и специфика использования стратегии позитива в данной брошюре.</p>2025-11-05T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/8908НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СПЕЦИФИКА ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ С КОМПОНЕНТАМИ «BREAD», «MILK», «TEA» В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ2025-12-24T09:25:34+00:00В. В. ЧЕХОВИЧvesnik_support@psu.by<p>Статья посвящена анализу фразеологических единиц с компонентами «bread», «milk» и «tea» с позиции лингвокультурологии. Исследование раскрывает семантическое разнообразие данных фразеологизмов, их символическое значение и роль в межкультурной коммуникации, подчеркивая уникальность и богатство британской культурной идентичности.</p>2025-11-05T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/8909ЖАНРОВАЯ СПЕЦИФИКА БУКТРЕЙЛЕРА (НА МАТЕРИАЛЕ TIKTOK-БУКТРЕЙЛЕРОВ)2025-12-24T10:10:56+00:00К. Н. ШКЕТИКvesnik_support@psu.by<p>Рассмотрены буктрейлеры как краткие аудиовизуальные версии книг. Выделены ключевые характеристики и основные задачи буктрейлеров, а также их роль в популяризации книг на платформе TikTok. Представлены виды буктрейлеров и параметры для анализа их вербальной части.</p>2025-11-05T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/8910ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕВОДА ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ С КОМПОНЕНТОМ «ЯБЛОКО» НА РУССКИЙ ЯЗЫК2025-12-24T10:15:30+00:00В. С. ЯСЕНОВИЧvesnik_support@psu.by<p>В данной статье рассматривается перевод фразеологизмов с компонентом «яблоко» с английского языка на русский язык. Анализируются способы перевода фразеологизмов, происхождение выражений, их использование в речи и соответствия в русском языке. Исследование подчеркивает культурные особенности и сложности, возникающие при переводе фразеологизмов.</p>2025-11-05T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/8911ПРОБЛЕМАТИКА КНИГИ Г.Д. ТОРО «УОЛДЕН, ИЛИ ЖИЗНЬ В ЛЕСУ»2025-12-24T10:20:47+00:00В. В. БАБИНСКИЙvesnik_support@psu.by<p>В данной статье рассматривается произведение американского писателя Г.Д. Торо (Henry David Thoreau, 1817–1862) «Уолден, или Жизнь в лесу» (Walden; or, Life in the Woods, 1854). Анализируется проблематика данного произведения, его роль в творчестве Г.Д. Торо.</p>2025-11-05T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/8912СПЕЦИФИКА ВОПЛОЩЕНИЯ МУЖСКИХ ОБРАЗОВ В РОМАНЕ Э. ГАСКЕЛ «СЕВЕР И ЮГ»2025-12-24T10:24:37+00:00Д. М. ДОБРОВЛЯНИНАvesnik_support@psu.by<p>В статье исследуются мужские персонажи в романе Элизабет Гаскелл (Elizabeth Cleghorn Gaskell, 1810–1865) «Север и Юг» (North and South, 1855). Анализируется, как автор раскрывает мужские образы через призму социально-экономических конфликтов, характерных для периода индустриализации. Особое внимание уделяется сложности и многогранности персонажей, которые играют ключевую роль в развитии сюжета. Подчеркивается, что писательница использует глубокий психологизм, диалоги и детализацию внутреннего мира героев, чтобы показать их эволюцию и взаимодействие с окружающей действительностью.</p>2025-11-05T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/8913ОБРАЗ СВЯЩЕННИКА В РОМАНЕ О. ГОЛДСМИТА «ВЕКФИЛДСКИЙ СВЯЩЕННИК»2025-12-24T10:28:30+00:00В. С. КИРИЛЛОВАvesnik_support@psu.by<p>В статье исследуется роль образа священника в литературе английского сентиментализма на примере романа «Векфилдский священник» (The Vicar of Wakefield, 1766) О. Голдсмита (Oliver Goldsmith, 1728–1774). Этот образ служит не только символом духовности и морали, но и отражает социальные и культурные реалии своего времени. Рассматриваются ключевые аспекты образа священника, его характерные черты, а также влияние на общество и личность.</p>2025-11-05T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/8914СОЗДАНИЕ ОККАЗИОНАЛЬНЫХ СЛОВ ПРИ ПЕРЕВОДЕ РОМАНА ДЖ.К. РОУЛИНГ «ГАРРИ ПОТТЕР И КУБОК ОГНЯ»2025-12-24T10:31:26+00:00А. С. КОРОЛЁВАvesnik_support@psu.by<p>Статья исследует способы создания окказиональных слов переводчиком романа Дж.К. Роулинг «Гарри Поттер и Кубок Огня». Актуальность статьи обусловлена тем, что в условиях глобализации перевод авторских неологизмов становится ключевым аспектом сохранения уникальности текста. Рассматриваются классификации неологизмов, трудности перевода и способы создания окказиональных слов, применяемые Дж.К. Роулинг. Анализ конкретных примеров помогает выявить механизмы передачи специфических значений и культурных коннотаций.</p>2025-11-05T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/8915ФИЛОСОФСКИЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ АНГЛИЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПЕРВОЙ ТРЕТИ XVIII ВЕКА2025-12-24T10:35:48+00:00Ю. Г. КУЗЬМИЧvesnik_support@psu.by<p>В статье исследуется взаимосвязь философских учений эпохи Просвещения и становления английской литературы первой трети XVIII века. Акцентирует роль Англии как колыбели просветительской мысли, где философские идеи сформировали идеологическую основу для литературных экспериментов.</p>2025-11-05T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/8916ЭВОЛЮЦИЯ ХАРАКТЕРА ГЛАВНОЙ ГЕРОИНИ РОМАНА Д. ДЕФО «РАДОСТИ И ГОРЕСТИ ЗНАМЕНИТОЙ МОЛЛЬ ФЛЕНДЕРС» ПОД ВЛИЯНИЕМ ЗАКОНОВ ОБЩЕСТВА И ОБСТОЯТЕЛЬСТВ2025-12-24T10:42:55+00:00Ю. Г. КУЗЬМИЧvesnik_support@psu.by<p>Рассматривается роман английского писателя и просветителя Д. Дефо (Daniel Defoe, 1660 – 1731) «Радости и горести знаменитой Молль Флендерс» (The Fortunes and Misfortunes of the Famous Moll Flanders, 1722). Анализируется процесс формирования и изменения характера главной героини под влиянием конкретных обстоятельств. При этом акцент делается на биографических сведениях о ней и на делении ее жизни на два основных этапа, в которых наиболее ярко проявляются отдельные черты характера.</p>2025-11-05T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/8917ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРПРЕТАЦИОННЫХ НАВЫКОВ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ ПРИ АНАЛИЗЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИСТОРИКО-КОНТЕКСТУАЛЬНОГО МЕТОДА2025-12-24T10:46:54+00:00Е. Г. ЛЕЩЕНКОvesnik_support@psu.by<p>Рассматривается историко-контекстуальный метод анализа художественного текста, разработанный А.А. Гугниным (1941 – 2021). Предлагается адаптация данного метода для иностранных студентов с начальным уровнем владения русским языком. Анализируются предлагаемые в методике РКИ системы упражнений и заданий для формирования навыков интерпретации. На примере рассказа Л.Н. Толстого «Косточка» предлагается поэтапная модель работы в рамках изучающего чтения с акцентом на уровне «текста как такового» для параллельного развития языковых компетенций и формирования навыков литературоведческого анализа.</p>2025-11-05T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/8918ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С ОБЩЕСТВОМ И ПРИРОДОЙ В МАЛОЙ ПРОЗЕ Э.М. ФОРСТЕРА2025-12-24T10:50:33+00:00А. А. НАУМИКvesnik_support@psu.by<p>Статья посвящена исследованию взаимоотношений человека, социума и природной среды в малой прозе английского писателя Э.М. Форстера (Edward Morgan Forster, 1879–1970). На материале рассказов, вошедших в сборник «Машина останавливается» (The Machine Stops, 2013), анализируется философско-этическая проблематика, связанная с противостоянием технократического прогресса и органической связи с природой.</p>2025-11-05T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/8919ЛИЧНОСТНАЯ ЗРЕЛОСТЬ И МЕЖЛИЧНОСТНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ В КОНТЕКСТЕ «СВОЕГО» И «ЧУЖОГО» (НА МАТЕРИАЛЕ МАЛОЙ ПРОЗЫ Э.М. ФОРСТЕРА)2025-12-24T10:55:00+00:00А. А. НАУМИКvesnik_support@psu.by<p>В данном исследовании осуществляется комплексный анализ проблемы межличностной зависимости и личностной зрелости через призму оппозиции «свой – чужой» в рассказах Э.М. Форстера «Паника» (The Story of a Panic, 1904), «Дружок для младшего священника» (The Curate’s Friend, 1907), «Небесный омнибус» (The Celestial Omnibus, 1908), «Иное царство» (The Other Kingdom, 1909) и «Машина останавливается» (The Machine Stops, 1909).</p>2025-11-05T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/8920ТЕМА ЛЮБВИ В СБОРНИКЕ В. ИРВИНГА «БРЕЙСБРИДЖ-ХОЛЛ, ИЛИ ЮМОРИСТЫ»2025-12-24T10:58:46+00:00К. М. ТИХОНОВАvesnik_support@psu.by<p>В статье исследуется тема любви в литературе американского романтизма на примере сборника новелл В. Ирвинга (Washington Irving, 1783–1859) «Брейсбридж-холл, или Юмористы» (Bracebridge Hall, 1822). Анализируется, как автор изображает жизнь английского поместья, предлагая разнообразные и часто ироничные взгляды на любовь – от романтических идеалов и ухаживаний до прагматичных браков и комичных недоразумений в отношениях.</p>2025-11-05T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/8921АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ2025-12-24T11:01:57+00:00М. А. МАРКОВИЧvesnik_support@psu.by<p>В статье рассмотрена проблема низкой учебной мотивации и познавательной активности учащихся на уроках «Трудового обучения. Технический труд». Обоснована актуальность применения игровых методик, как средства повышения эффективности технологического образования. Представлены результаты разработки и апробации авторской игровой механики на основе настольного обучающего игрового устройства. Проведенный педагогический эксперимент подтвердил, что использование игрового подхода способствует росту интереса к предмету и улучшению усвоения конструкторско-технологических знаний.</p>2025-11-05T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/8922РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ВНЕДРЕНИЮ ИГРОВОЙ МЕХАНИКИ НА УРОКАХ ТЕХНИЧЕСКОГО ТРУДА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7-Х КЛАССОВ2025-12-24T11:05:40+00:00М. А. МАРКОВИЧvesnik_support@psu.by<p>В статье представлены результаты педагогического эксперимента по внедрению игровой механики с использованием настольного обучающего игрового устройства в учебный процесс по предмету «Трудовое обучение. Технический труд» на тему «Мебельная фурнитура». Целью исследования была оценка влияния игровой механики на повышение интереса учащихся и усвоение учебного материала. Результаты анкетирования и наблюдений свидетельствуют о повышении мотивации и учебной активности в экспериментальной группе.</p>2025-11-05T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/8923ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЯМ НА ОСНОВЕ ИХ ПРОФИЛЯ ФАКУЛЬТЕТА2025-12-24T11:08:54+00:00А. С. ПОДЛЕЩУКvesnik_support@psu.byА. С. ДЕМЬЯНОВАvesnik_support@psu.by<p>Статья посвящена разработке практических рекомендаций по повышению мотивации студентов к занятиям физической культурой на основе анализа результатов сдачи нормативов ГФОК. Выявлены устойчивые корреляции между профилем обучения и уровнем физической подготовленности. Полученные данные свидетельствуют о необходимости дифференцированного подхода к организации учебного процесса. Предложены адресные меры по оптимизации физического воспитания с учетом выявленных профильно-специфичных проблем.</p>2025-11-05T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/8835СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ ЭКСТЕНСИВНОГО ЧТЕНИЯ2025-12-19T09:09:51+00:00Е. С. АТРОЩЕНКОvesnik_support@psu.by<p>Рассматривается сущность и понятие экстенсивного чтения как специфической формы учебной деятельности, имеющей целью развитие навыков восприятия больших объемов текстовой информации на иностранном языке с акцентом на общее понимание. Анализируются функции, особенности и преимущества экстенсивного чтения, а также обоснование необходимости использования адаптированных текстов. Особое внимание уделяется методическим аспектам организации процесса экстенсивного чтения в образовательной практике, его роли в формировании языковой компетенции и мотивации обучающихся.</p>2025-11-05T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/8836ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНО - ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ2025-12-19T09:16:28+00:00Ю. И. ВРУБЛЕВСКИЙvesnik_support@psu.by<p>В статье рассматриваются вопросы патриотического воспитания средствами декоративно-прикладного творчества как на уроках трудового обучения в школе, так и во внеклассной работе. Опи- сываются основные черты и особенности белорусского декоративно-прикладного творчества. Отмечается важная роль уроков трудового обучения в формировании нравственно-здоровой личности и воспитании патриотических чувств школьников.</p>2025-11-05T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/8837РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПАТРИОТИЗМА ШКОЛЬНИКОВ2025-12-19T09:20:12+00:00Ю. И. ВРУБЛЕВСКИЙvesnik_support@psu.by<p>В статье рассматриваются и анализируются различные методы и факторы, оказывающие патриотическое воспитательное влияние на школьников, роль учителя в формировании патриотизма школьников. Также отмечается необходимость и важность совершенствования преподавательской деятельности учителей по патриотическому воспитанию.</p>2025-11-05T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/8838АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИНТЕГРАЦИИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В СИСТЕМУ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ2025-12-19T09:24:14+00:00И. С. МАТЮШЕВСКИЙvesnik_support@psu.by<p>Статья посвящена проблемам внедрения искусственного интеллекта (ИИ) в технологическое образование Беларуси. Рассмотрен международный опыт использования ИИ для персонализации обучения и автоматизации работы. Выявлены ключевые барьеры: недостаточная техническая оснащённость школ и низкая ИИ-грамотность педагогов. Предложены пути решения через модернизацию инфраструктуры и системную подготовку кадров.</p>2025-11-05T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/8848ПРАКТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ И МЕТОДЫ ИНТЕГРАЦИИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ2025-12-20T11:08:33+00:00И. С. МАТЮШЕВСКИЙvesnik_support@psu.by<p>В статье рассматриваются конкретные методологические и технологические подходы к интеграции элементов искусственного интеллекта (ИИ) в систему технологического образования. На основе анализа современных педагогических моделей, международного опыта и инфраструктурных требований предлагается комплекс практических решений для белорусской системы образования. Особое внимание уделяется разработке суверенных ИИ-решений, адаптированных к национальному контексту, и преодолению ключевых барьеров внедрения, связанных с подготовкой кадров.</p>2025-11-05T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/8849ОСОБЕННОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА2025-12-20T11:37:52+00:00П. Ю. МАТЮШОНОКvesnik_support@psu.by<p>В данной работе анализируются теоретические аспекты, касающиеся патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Особое внимание уделяется специфике проявления патриотизма у детей, составляющим его элементам, а также методам внедрения этого направления в образовательный процесс.</p>2025-11-05T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/8850ОСОБЕННОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОНТЕКСТЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ2025-12-20T11:43:32+00:00П. Ю. МАТЮШОНОКvesnik_support@psu.by<p>В данной работе основное внимание уделяется опытно-экспериментальной деятельности по изучению формирования патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста. Кроме того, в статье рассматривается методика и итоги применения интерактивных игровых технологий в образовательном процессе, ориентированных на формирование базовых представлений о патриотизме у детей.</p>2025-11-05T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/8851ОТ ИГРЫ К ЛЮБВИ К РОДИНЕ: ВИРТУАЛЬНЫЕ ИГРЫ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА2025-12-20T11:48:29+00:00П. Ю. МАТЮШОНОКvesnik_support@psu.by<p>В данной статье анализируется воздействие технологического прогресса на становление подрастающего поколения и перспективы интеграции современных технологий в образовательную среду. Особое внимание уделяется анализу потенциала виртуальных игр, как инструмента патриотического воспитания детей дошкольного возраста. В заключение представлены практические советы по организации занятий с использованием виртуальных игр.</p>2025-11-05T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/8852СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ КАК ОБЪЕКТА ОТЕЧЕСТВЕННОГО И МЕЖДУНАРОДНОГО МОНИТОРИНГА2025-12-20T11:55:02+00:00А. Г. ПАЛИЙvesnik_support@psu.by<p>Статья посвящена исследованию понятия читательская грамотность; рассмотрены сущностные черты читательской грамотности с точки зрения зарубежных исследований (PISA), а также отечественного исследования Национального института качества образования. Установлены противоречия между содержательным компонентом отечественных учебно-методических комплексов и требованиями к сформированности основных компонентов читательской грамотности.</p>2025-11-05T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/8853ПРОСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ: РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ГРУППАМИ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНМ И НОРМАТИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ2025-12-20T12:12:52+00:00К. А. АСТРАУХvesnik_support@psu.by<p>В статье рассматривается проблема изучения понятие просоциального поведения в подростковом возрасте. Представлены результаты эмпирического исследования различия показателей просоциального поведения у подростков с различным типом поведения. Установлено, что у подростков с девиантным типом поведения по сравнению с подростками с нормативным типом поведения на достоверном уровне преобладает средний уровень альтруизма, а также низкий уровень манипулятивности.</p>2025-11-05T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/8854ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЮДЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И БЕЗ НАРУШЕНИЙ2025-12-20T12:16:09+00:00Г. Г. ВОЛКОВvesnik_support@psu.by<p>В статье представлены результаты эмпирического исследования индивидуально-психологических особенностей людей с инвалидностью, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата и без нарушений. Полученные данные сравнительного анализа позволяют выявить различия и сходства в особенностях индивидуально-психологических характеристик людей с инвалидностью, имеющих нарушение опорно-двигательного аппарата и без нарушения; расширяют понимание особенностей психического развития людей с заболеванием опорно-двигательного аппарата.</p>2025-11-05T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/8855ВЗАИМОСВЯЗЬ ВОСПРИЯТИЯ ВРЕМЕННЫХ ПЕРСПЕКТИВ И ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ЛЮДЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ, С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА2025-12-20T12:20:06+00:00Г. Г. ВОЛКОВvesnik_support@psu.by<p>В статье представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи восприятия временных перспектив и индивидуально-психологических характеристик людей с инвалидностью, имеющих нарушение опорно-двигательного аппарата. Результаты проведенного сравнительного анализа дают возможность выявить наличие корреляционной связи, а также ее направление и силу между исследуемыми показателями; расширяют представление о влиянии двигательных нарушений человека на формирование личностных характеристик и временных перспектив.</p>2025-11-05T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/8856РАССТРОЙСТВО ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ: СУЩНОСТЬ, ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ2025-12-20T12:23:30+00:00Я. А. ГУГНИНАvesnik_support@psu.by<p>В статье рассмотрены теоретические подходы к исследованию нарушений пищевого поведения. Раскрыта сущность и классификация данного феномена, проанализированы его основные причины и факторы риска. Охарактеризованы психологические, физиологические и социальные последствия.</p>2025-11-05T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/8857ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРЕНИНГОВЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТУДЕНТОВ2025-12-20T12:26:24+00:00Я. А. ГУГНИНАvesnik_support@psu.by<p>В статье приведен анализ эффективности тренинговых занятий по профилактике нарушений пищевого поведения, которые были проведены со студентами. Описана тренинговоая программа и дан анализ полученных результатов.</p>2025-11-05T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/8858САМООТНОШЕНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ У СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ И ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ2025-12-22T06:15:20+00:00А. В. ДАЛЬЧАНИНАvesnik_support@psu.by<p>В статье представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи самоотношения и профессиональной идентичности у студентов гуманитарных и технических специальностей. Выборка составила 70 студентов Полоцкого государственного университета имени Евфросинии Полоцкой. Использовались методики: тест-опросник самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев) и методика исследования профессиональной идентичности (Л.Б. Шнейдер). Установлено, что такие компоненты самоотношения, как самоуважение, аутосимпатия и самоуверенность, умеренно положительно связаны с профессиональной идентичностью. Статистически значимых различий между студентами гуманитарных и технических специальностей не выявлено. Результаты могут быть использованы в психолого-педагогическом сопровождении студентов.</p>2025-11-05T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/8859РАЗВИТИЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПОДВИЖНЫХ ИГР2025-12-22T06:19:20+00:00М. И. ЖУКvesnik_support@psu.by<p>Статья посвящена изучению влияния подвижных игр на развитие психофизических качеств детей среднего дошкольного возраста. Проведена исследовательская работа с целью установления влияния подвижных игр на развитие психофизических качеств.</p> <p>Сделан вывод об эффективности использования подвижных игр в развитии психофизических качеств.</p>2025-11-05T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/8860КОЛИЧЕСТВО ВРЕМЕНИ, ПРОВОДИМОЕ В ПРИЛОЖЕНИИ TIKTOK, КАК ИНДИКАТОР ЗАВИСИМОСТИ: КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ2025-12-22T06:22:56+00:00Е. С. ЗОРИНvesnik_support@psu.by<p>Статья посвящена изучению формирования зависимости от социальной сети TikTok с акцентом на количественный показатель — количество времени, проведённого пользователем в приложении. Цель исследования — изучить количество времени, проводимого пользователями юношеского возраста в приложении TikTok, как возможный индикатор риска формирования зависимого поведения. В статье рассматриваются, такие понятия как социальные сети и зависимость.</p>2025-11-05T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/8861ВЗАИМОСВЯЗЬ КОЛИЧЕСТВА ВРЕМЕНИ, ПРОВЕДЕННОГО В ПРИЛОЖЕНИИ TIKTOK, С КОМПОНЕНТАМИ ВОСПРИНИМАЕМОГО СТРЕССА У ЛИЧНОСТИ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА2025-12-22T06:25:39+00:00Е. С. ЗОРИНvesnik_support@psu.by<p>В статье представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи показателей воспринимаемого стресса личности юношеского возраста с количеством времени, проводимым в социальной сети «TikTok». Актуальность работы обусловлена растущим влиянием короткометражного видеоконтента на психологическое состояние молодежи и недостаточной изученностью данного феномена в отечественной психологии. Цель исследования – изучить особенности взаимосвязи времени использования приложения «TikTok» и показателей воспринимаемого стресса у лиц юношеского возраста.</p> <p>Выявлены значимые умеренно положительные взаимосвязи между количеством времени, проводимым в приложении «TikTok», и такими показателями воспринимаемого стресса, как общая шкала воспринимаемого стресса и фактор дистресса.</p>2025-11-05T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/8862СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ: ОБЗОР ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ2025-12-22T06:30:08+00:00М. В. ИВАНОВАvesnik_support@psu.by<p>В статье рассматриваются различные теоретические подходы к пониманию суицидального поведения у подростков. Анализируются социологические, психоаналитические, когнитивные и межличностные теории, а также интегративный подход, позволяющий учесть взаимодействие биологических, психологических и социальных факторов. Особое внимание уделяется факторам риска и защиты, связанным с суицидальным поведением. Представлены данные, подчеркивающие актуальность проблемы суицидального поведения подростков, в том числе статистические данные по Беларуси.</p>2025-11-05T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/8863ВЗАИМОСВЯЗЬ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА И СУБЪЕКТИВНОГО ОДИНОЧЕСТВА У ПОДРОСТКОВ2025-12-22T08:14:50+00:00М. В. ИВАНОВАvesnik_support@psu.by<p>В статье рассматривается актуальная проблема взаимосвязи суицидального риска и субъективного одиночества у подростков. Проведенное исследование подтвердило наличие взаимосвязи между суицидальным риском и одиночеством в подростковом возрасте. Полученные результаты свидетельствуют о том, что одиночество может играть важную роль в возникновении суицидальных мыслей и намерений у подростков.</p>2025-11-05T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/8864САМООЦЕНКА И УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ2025-12-22T08:24:02+00:00В. В. ОЗЕРОВАvesnik_support@psu.by<p>В статье представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи самооценки и учебной мотивации у учащихся подросткового возраста. С помощью корреляционного анализа (коэффициент Спирмена) выявлены статистически значимые связи между компонентами самооценки и мотивационными профилями. Установлено, что: уверенность в себе отрицательно коррелирует с познавательными мотивами и стремлением к саморазвитию, но положительно связана с принятием школьной роли.</p>2025-11-05T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/8865ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВНЕШНЕМ ОБЛИКЕ У СОВРЕМЕННЫХ ДЕВУШЕК2025-12-22T08:28:51+00:00Е. Е. ПАВЛОВСКАЯvesnik_support@psu.by<p>Психологическое благополучие личности представлено несколькими уровнями, зависящими от<br />направленности личности и её взаимодействия с обществом. У людей с низким уровнем психологического благополучия часто отсутствует положительный опыт близких отношений. Они строят свои взаимоотношения на основе постоянного контроля над окружающими и ожидании активной положительной<br />реакции на себя, таких как выражение позитивных эмоций. Представления о своём физическом внешнем<br />облике человека существенно влияют на его психологическое благополучие.</p>2025-11-05T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/8866ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО И СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ2025-12-22T08:33:50+00:00В. М. РОМАНОВСКАЯvesnik_support@psu.by<p>В статье рассматривается понятие психологического и субъективного благополучия, их соотношение между собой. Установлено, что на данный момент в психологической науке существует неоднозначность соотношения понятий “субъективное” и “психологическое” благополучие. В одних исследованиях субъективное рассматривается как часть психологического, а у других, напротив, психологическое как часть субъективного. В некоторых работах термины - синонимы.</p>2025-11-05T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/8867ВЫРАЖЕННОСТЬ ЛИЧНОСТНЫХ СВОЙСТВ И СОСТОЯНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАЗНЫМ ДЕТСКИМ ОПЫТОМ ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ2025-12-22T08:38:12+00:00Е. Р. ТИХОНОВАvesnik_support@psu.by<p>В данной статье анализируются различия в выраженности личностной тревожности, агрессивности и самооценки среди детей младшего школьного возраста с разным опытом домашнего насилия в детстве. По данным полученным в результате исследования видно, что у детей младшего школьного возраста, подвергавшихся насилию, наблюдаются более высокие показатели личностной тревожности и более низкие показатели самооценки.</p>2025-11-05T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/8868ВЫРАЖЕННОСТЬ ЛИЧНОСТНЫХ СВОЙСТВ И СОСТОЯНИЙ У ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ ДЕТСКИМ ОПЫТОМ ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ2025-12-22T08:47:25+00:00Е. Р. ТИХОНОВАvesnik_support@psu.by<p>В статье рассматриваются различия между подростками с различным детским опытом домашнего насилия, по выраженности личностной тревожности, самооценки и агрессивности. Результаты исследования показывают высокую выраженность показателей негативных личностных свойств и состояний у подростков и низкую самооценку, к которым применялось насилие.</p>2025-11-05T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/8869ПОЛ И СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС КАК ПРЕДИКТОРЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ2025-12-22T08:59:43+00:00В. В. ТРАШКОВАvesnik_support@psu.by<p>В статье рассматриваются особенности ответственности и жизненных ценностей молодежи в условиях постоянных изменений профессиональной сферы с учетом пола и социального статуса. Установлено, что у большинства преобладает нормативный тип ответственности, а универсализм – главная ценность. Женщины-руководители придают особое значение ценности традиции. У юношей-гуманитариев нормативный тип ответственности сочетается с высокой осмысленностью жизни.</p>2025-11-05T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/8870ЭСТЕТИКА СИЛЫ: ИСТОРИОГРАФИЯ СТАНОВЛЕНИЕ АТЛЕТИЗМА ВО ФРАНЦИИ2025-12-22T09:03:09+00:00Е. С. МУЧАНКОvesnik_support@psu.by<p>В русскоязычной историографии культуризм представлен преимущественно англо-американской традицией. Настоящее исследование восполняет пробел, анализируя эволюцию французского culturisme на основе оригинальных источников, с акцентом на педагогические, эстетические и медицинские аспекты телесной дисциплины, сформированной вне англоязычного контекста.</p>2025-11-05T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/8871МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПРОФИЛЯ ФАКУЛЬТЕТА2025-12-22T09:13:53+00:00А. С. ПОДЛЕЩУКvesnik_support@psu.byА. С. ДЕМЬЯНОВАvesnik_support@psu.by<p>Статья посвящена исследованию специфики мотивации студентов к занятиям физической культурой в разрезе их профессиональной направленности. На основе анкетирования 300 учащихся различных факультетов выявлены и проанализированы значимые различия в доминирующих мотивах, барьерах и предпочтениях. Полученные данные свидетельствуют о необходимости дифференцированного подхода к организации учебного процесса по физической культуре.</p>2025-11-05T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/8872ОСНОВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА МОТИВАЦИЮ СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ2025-12-22T09:19:46+00:00А. С. ПОДЛЕЩУКvesnik_support@psu.byА. С. ДЕМЬЯНОВАvesnik_support@psu.by<p>В работе проведено исследование с целью определения основных и второстепенных факторов, влияющих на вовлеченность студентов в занятия физической культурой. Проведена классификация факторов на основные и второстепенные, определена их иерархия и взаимосвязь. Подчеркивается зна- чимость учета всего спектра мотивационных стимулов для повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в вузах.</p>2025-11-05T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/8873ИССЛЕДОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ СПОРТИВНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ2025-12-22T09:23:26+00:00Д. С. ЦАРЬКОВАvesnik_support@psu.byЮ. А. ИВАНЬКОvesnik_support@psu.by<p>Проведена оценка анатомо-физиологических параметров студентов спортивных специальностей. Установлено, что большинство студентов, участвующих в исследовании, имеют нормальные показатели физического развития. Однако у некоторых студентов (30 %) имеются признаки избыточной массы тела; 10 % студентов имеют недостаточную массу тела.</p>2025-11-05T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/8874ОЦЕНКА УРОВНЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКЕ2025-12-22T09:28:56+00:00Д. С. ЦАРЬКОВАvesnik_support@psu.byЮ. А. ИВАНЬКОvesnik_support@psu.by<p>Проведено исследование уровня работоспособности сердечно-сосудистой системы студентов спортивных специальностей при физической нагрузке. Для оценки уровня работоспособности использовали пробу Руфье. Анализ результатов исследования показал, что большинство студентов имеют хороший уровень работоспособности и адаптационных возможностей сердечно-сосудистой системы.</p>2025-11-05T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/8788КАРАТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ НАЦИСТОВ В ОТНОШЕНИИ МИРНОГО НАСЕЛЕНИЯ НА ОККУПИРОВАННОЙ ТЕРРИТОРИИ БЕЛАРУСИ В ПЕРИОД С ИЮНЯ 1941 – ПО МАЙ 1942 ГГ.2025-12-15T08:29:02+00:00Я. И. АНИСИМОВАvesnik_support@psu.by<p>В данной статье рассматриваются особенности и результаты проведения карательных операций нацистов на территории Беларуси в период с июня 1941 – май 1942 года. В частности, особое внимание уделено анализу причин, целей, методов, а также определенной территории, на которых были осуществлены нацистские карательные операции в указанный период. На основе выборки опубликованных данных проведенный автором их анализ позволяет ввести в научный оборот количественные показатели касаемо жертв карательных операций среди гражданского населения в июне 1941 г. – мае 1942 г.</p>2025-11-05T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/8789НАЦИСТСКИЕ КАРАТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛАРУСИ В ПЕРИОД С ИЮНЯ 1942 ПО ЯНВАРЬ 1943 ГОДА: ОСОБЕННОСТИ И МЕТОДЫ2025-12-15T08:36:47+00:00Я. И. АНИСИМОВАvesnik_support@psu.by<p>В статье анализируются особенности и методы нацистских карательных операций на территории Беларуси в июне 1942 – январе 1943 годов. Рассматриваются причины, география проведения, масштабы и их последствия.</p>2025-11-05T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/8790КАРАТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ НАЦИСТОВ НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛАРУСИ В ПЕРИОД С ФЕВРАЛЯ 1943–1944 ГГ.: ТАКТИКА, МАСШТАБЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ2025-12-15T08:50:36+00:00Я. И. АНИСИМОВАvesnik_support@psu.by<p>Рассмотрены карательные операции на территории Беларуси, которые проводились с февраля 1943 по 1944 год. Основное внимание уделяется тактике проведения, масштабом и последствиями карательных операций в изучаемый период. Также стоит упомянуть, что под масштабом понимается территория проведения карательных операций, которая в период освобождения Беларуси уменьшается.</p>2025-11-05T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/8791СТАТИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЕВРЕЙСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ВОСТОЧНОЙ ВИТЕБЩИНЫ В 1920-1939 ГГ.2025-12-15T08:56:35+00:00Н. А. ВЛАДИМИРОВvesnik_support@psu.by<p>В статье на основании исследований на тему статистики, динамики населения и массива статистических источников приводится обновленный взгляд на вопрос статистической характеристики еврейского населения Восточной Витебщины в 1920-1939 гг. Автор уделяет особое внимание на ранее не задействованную перепись 1920 г. и изменение вывода об оценке динамики еврейского населения.</p>2025-11-05T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/8792ЧИСЛЕННОСТЬ ЕВРЕЙСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ВОСТОЧНОЙ ВИТЕБЩИНЫ В 1862-1939 ГГ.: ИСТОРИОГРАФИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ2025-12-15T09:05:14+00:00Н. А. ВЛАДИМИРОВvesnik_support@psu.by<p>В статье проводиться анализ работ на тему статистической характеристики еврейского населения на территории Восточной Витебщины с последующим сравнением подходов в работе со статистическими источниками. Особое внимание автор уделяет проблеме исследований на данную тему и предлагает варианты решения проблем: разработка недостающего массива данных или исключение его из общих данных за весь период.</p>2025-11-05T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/8819«КЛЮЧ ЦАРСТВА НЕБЕСНОГО» КАК ОТРАЖЕНИЕ РЕЛИГИОЗНО-ПОЛЕМИЧЕСКОГО КРИЗИСА КОНЦА XVI В. – НАЧАЛА XVII В.2025-12-18T12:05:55+00:00Н. А. ВЛАДИМИРОВvesnik_support@psu.by<p>В статье анализируется «Посвятительное предисловие князю А. К. Острожскому» Герасима Смотрицкого в сборнике «Ключ царства небесного». Рассматриваются его религиозно-нравственные идеи, политический подтекст и значение в условиях Контрреформации на землях Речи Посполитой для защиты православия.</p>2025-11-05T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/8820ПОЛИТИКА ЛИКВИДАЦИИ БЕЗГРАМОТНОСТИ В ПОЛОЦКОМ ОКРУГЕ (1924-1930 ГГ.): ПО МАТЕРИАЛАМ ГАЗЕТЫ «ПОЛОЦКИЙ ПАХАРЬ»2025-12-18T12:17:40+00:00А. В. КАРАВАЕВvesnik_support@psu.by<p>В статье на основе материалов главной окружной газеты «Полоцкий пахарь» рассматривается реализация политики советской власти по ликвидации безграмотности в Полоцком округе с 1924 по 1930 год. На страницах издания нашли отражение ключевые проблемы реализации ликбеза — от кадрового дефицита и нехватки ресурсов до сопротивления части населения, — что позволяет на его основе детально изучить специфику этого процесса в регионе.</p>2025-11-05T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/8821СОЗДАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЛОЦКОГО ОКРУЖНОГО ОБЩЕСТВА КРАЕВЕДЕНИЯ С 1925 ПО 1930 ГОД2025-12-18T12:26:11+00:00А. В. КАРАВАЕВvesnik_support@psu.by<p>В статье рассматривается вопрос создания и деятельности Полоцкого окружного общества краеведения с 1925 по 1930 год. Основной базой источников в работе являются документы из Зонального государственного архива в г. Полоцк (Зонального государственного архива в г. Полоцке). В процессе работы была исследована организационная структура общества, а также источники финансирования и основные мероприятия, в которых оно принимало участие.</p>2025-11-05T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/8822ПРАЗДНОВАНИЕ 1100-ЛЕТИЯ ГОРОДА ПОЛОЦКА2025-12-18T12:39:51+00:00И. И. КАРТАШОВvesnik_support@psu.by<p>В статье рассматривается учреждение и проведение первого дня города Полоцка в 1962 году. Основное внимание уделяется двойственной цели мероприятия: с одной стороны, продемонстрировать древнюю историю города, а с другой — представить Полоцк как современный индустриальный центр. Несмотря на попытки краеведческого музея создать исторический нарратив через выставки и публикации, идеологический акцент был сделан на демонстрации успехов советской промышленности. Делается вывод, что первый День города Полоцка стал платформой для демонстрации достижений Советской власти. Несмотря на декларируемое уважение к истории, праздник в первую очередь выполнял утилитарную и идеологическую функции.</p>2025-11-05T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/8823ПРАЗДНОВАНИЕ 1125-ЛЕТИЯ ГОРОДА ПОЛОЦКА2025-12-18T12:44:04+00:00И. И. КАРТАШОВvesnik_support@psu.by<p>В статье рассматривается возрождение празднования Дня города Полоцка в 1987 году после 25-летнего перерыва. Анализируются ключевые отличия второго праздника (1125-летия) от первого (1100-летия). Делается вывод, что праздник 1125-летия Полоцка в 1987 году стал ярким событием в жизни города. Вместе с этим он хорошо показывает возрождение местной исторической и культурной идентичности, через публичную демонстрацию национальных и религиозных символов. Несмотря на сохранение некоторых традиционных советских форм, обновленный День города заложил основу для нового подхода к городским праздникам, ориентированного на туризм, культуру и живое участие горожан.</p>2025-11-05T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/8824СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПАРТИЗАНСКОГО ДВИЖЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛАРУСИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941-1944 ГГ.)2025-12-18T12:52:34+00:00К. М. СЕЛИВОНЧИКvesnik_support@psu.by<p>В данной работе приведена оценка и дана общая характеристика партизанским формированиям за период с 1941 по 1944 год. Рассмотрены основные этапы партизанского движения, процессы их развития от разрозненных отрядов до централизованных формирований, что действовали в тылу врага.</p>2025-11-05T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/8825ПОТЕРИ ПАРТИЗАН ПРИ ОСВОБОЖДЕНИИ ТЕРРИТОРИИ БЕЛАРУСИ ЗА СЕНТЯБРЬ 1943 – МАЙ 1944 ГГ.2025-12-19T06:02:06+00:00К. М. СЕЛИВОНЧИКvesnik_support@psu.by<p>В исследовании анализируются потери партизанских формирований с сентября 1943 по май 1944 гг. Рассмотрены ключевые аспекты, влиявшие на динамику потерь среди партизан. Работа основана на списках потерь пяти партизанских бригад.</p>2025-11-05T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/8826ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ КАТОЛИЧЕСКОГО МОНАШЕСКОГО ОРДЕНА ДОМИНИКАНЦЕВ В XIII В.2025-12-19T06:07:20+00:00К. В. ФИЛИППОВАvesnik_support@psu.by<p>В статье прослеживаются истоки зарождения ордена доминиканцев на территории Европы в XIII веке. Анализируется роль его основоположника – св. Доминика и его последователей, которые повлияли на дальнейшее становление и распространение ордена. Также рассматривается история становления отдельных доминиканских провинций на территории Прибалтики, Польши, Англии и в других европейских стран.</p>2025-11-05T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/8827ОСОБЕННОСТИ ЮЖНОГО ВЕКТОРА ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ В 1621–1648 ГГ.2025-12-19T06:15:39+00:00П. Г. ФРАНЦКЕВИЧvesnik_support@psu.by<p>В статье исследуется развитие южного вектора внешней политики Речи Посполитой в 1621 – 1648 гг. В частности, рассматриваются особенности внешнеполитических отношений Речи Посполитой с Османской империей после фактического поражения последней в Хотинской битве 1621 г. Анализируются взаимосвязи данного направления внешней политики государства с противостоянием Речи Посполитой и Российского царства в указанный период.</p>2025-11-05T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/8828ЮЖНЫЙ ВЕКТОР ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ В 1648–1670-Х ГГ.2025-12-19T06:20:01+00:00П. Г. ФРАНЦКЕВИЧvesnik_support@psu.by<p>В статье исследуется развитие южного вектора внешней политики Речи Посполитой в 1648 – 1670-х гг. Делается акцент на влиянии южных соседей Речи Посполитой на ход восстания Б. Хмельницкого и последующей войны с Российским государством 1654 – 1667 гг. Анализируется результат противостояния Речи Посполитой с Османской империей в 1672 – 1676 гг. и его роль во внешнеполитическом ослаблении Речи Посполитой к началу 80-х гг. XVII в.</p>2025-11-05T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/8829РЕЧЬ ПОСПОЛИТАЯ В ВЕЛИКОЙ ТУРЕЦКОЙ ВОЙНЕ 1683–1699 ГГ.2025-12-19T06:24:26+00:00П. Г. ФРАНЦКЕВИЧvesnik_support@psu.by<p>В статье рассматривается участие Речи Посполитой в антитурецкой коалиции европейских держав в 1680 – 1690-х гг., более известной как Священная лига. Делается акцент на первостепенной роли Речи Посполитой в разгроме османского войска под Веной в 1683 г., а также на взаимосвязи затратных, но безрезультатных молдавских походах Яна III Собеского в 1690-х гг. и плачевном внешнеполитическом и экономическом положении Речи Посполитой к концу XVII в.</p>2025-11-05T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/8830ГОРОД ВЕТКА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (ПО ВОСПОМИНАНИЯМ МЕСТНЫХ ЖИТЕЛЕЙ И АРХИВНЫМ ДОКУМЕНТАМ)2025-12-19T06:34:17+00:00М. А. ЧУДОВvesnik_support@psu.by<p>С началом оккупации города Ветки и Ветковского района фашистские захватчики устанавливали режим «нового порядка» и осуществляли геноцид местного населения. На основании ряда архивных документов и воспоминаний местных жителей в работе приведена характеристика оккупационного режима на рассматриваемой территории.</p>2025-11-05T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/8831ПАРТИЗАНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ НА ВЕТКОВЩИНЕ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ2025-12-19T06:38:24+00:00М. А. ЧУДОВvesnik_support@psu.by<p>На основании ряда документальных и нарративных источников в статье рассмотрены особенности развития партизанского движения в Ветковском районе и на прилегающих территориях в годы Великой Отечественной войны.</p>2025-11-05T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/8832ПАМЯТНИКИ АРХЕОЛОГИИ НА ТЕРРИТОРИИ ШУМИЛИНСКОГО РАЙОНА2025-12-19T08:19:10+00:00В. А. ШЕВЯКОvesnik_support@psu.by<p>Представлены результаты изучения актуального состояния и степени сохранности памятников археологии на территории Шумилинского района Витебской области, включённых в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь (далее - Госсписок). В ходе работы автор приходит к заключению, что охране археологического наследия на территории района не уделяется должного внимания.</p>2025-11-05T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/8833ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ НА ТЕРРИТОРИИ ШУМИЛИНСКОГО РАЙОНА В 1933–1985 ГГ.2025-12-19T08:40:39+00:00В. А. ШЕВЯКОvesnik_support@psu.by<p>Рассмотрена история изучения археологических объектов на территории Шумилинского района в 1933-1985 гг. Дана их краткая характеристика. В ходе работы автор приходит к заключению, что наибольшее количество экспедиций были направлены на изучение южной части района, с большего это представлено территории у русла р. Западной Двины и её притоками.</p>2025-11-05T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/view/8834ОБОРОНА ГРОДНО ЛЕТОМ 1941 ГОДА В ВОСПОМИНАНИЯХ УЧАСТНИКОВ СОБЫТИЙ2025-12-19T08:45:19+00:00М. Е. ШКЕТИНvesnik_support@psu.by<p>В данной статье на основе рукописных воспоминаний участников событий июня 1941 года проанализированы ход, характер и итоги оборонительных боев за Гродно летом 1941 года. Сохранившиеся материалы позволяют установить факт того, что, несмотря на героизм солдат Красной армии, из-за ошибок командования, потери управления и нереалистичного довоенного плана оборона города была обречена на провал.</p>2025-11-05T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025