«ПИГМАЛИОН» ДЖ. Б. ШОУ В ЗЕРКАЛЕ МИФОПОЭТИКИ: КРИЗИС ИНИЦИАЦИИ В ЭПОХУ МОДЕРНИЗМА

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

А. С. СМИРНОВ

Аннотация

Предметом исследования является ритуально-мифологический подтекст пьесы Дж. Б. Шоу «Пигмалион», соответствующий схеме инициации, описанной В. Проппом на материале волшебной сказки. Существенным для пьесы оказывается демонстративно неполное соответствие её сюжета классической схеме инициации, в чем проявляется авторское переосмысление соотношения личностного и родового (коллективного). Следствием инициации для героини становится осознание собственной личностности и принципиальный отказ от следования постинициационным сценариям социального поведения. Показано, что, в отличие от фольклорного «автора», полагающего высшее личностное достижение героя волшебной сказки в его слиянии с родовым коллективом, ценностным приоритетом для Шоу является индивидуальное человеческое «я». Определено место пьесы Шоу как художественного и философско-эстетического документа эпохи модернизма среди иных произведений, представляющих девиантные формы инициации.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
СМИРНОВ, А. С. (2023). «ПИГМАЛИОН» ДЖ. Б. ШОУ В ЗЕРКАЛЕ МИФОПОЭТИКИ: КРИЗИС ИНИЦИАЦИИ В ЭПОХУ МОДЕРНИЗМА. Вестник Полоцкого государственного университета. Серия А. Гуманитарные науки, (3), 96-100. https://doi.org/10.52928/2070-1608-2023-68-3-96-100
Выпуск
Раздел
Филологические науки
Биография автора

А. С. СМИРНОВ, Гродненский государственный университет имени Янки Купалы, Центр исследований белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук Беларуси, Минск

канд. филол. наук, доц.

Библиографические ссылки

Балашов П.С. Художественный мир Бернарда Шоу. – М.: Худ. лит-ра, 1982. – 326 с.

Аникст А.А. Шоу // История западноевропейского театра: в 8 т. – М.: Искусство, 1974. – Т. 6. – С. 35–75.

McGovern D. J. Eliza Undermined: The Romanticisation of Shaw’s «Pygmalion». – New Zealand, 2011. – 421 p.

Трофимова В.А. Лингвостилистические средства отражения эволюции жизненных установок протагониста (на материале пьесы Б. Шоу «Пигмалион») // Социосфера. – URL: https://oaji.net/articles/2016/1834-1459927129.pdf.

Marker Fr. J. Shaw’s early plays // The Cambridge Companion to George Bernard Shaw / ed. Chr. Innes. – New York: Cambridge University Press, 1998. – P. 103–123.

Davis T.C. Shaw’s interstices of empire: decolonizing at home and abroad // The Cambridge Companion to George Bernard Shaw / ed. Chr. Innes. – New York: Cambridge University Press, 1998. – P. 218–239.

Ромм А.С. Послесловие к пьесе «Пигмалион» // Полн. собр. пьес: в 6 т. / Б. Шоу. – Л.: Искусство, 1980. – Т. 4. – С. 622–628.

Борисова Е.Б., Князева Н.А. Лингвопоэтические средства описания поступков персонажа (на материале пьесы Б. Шоу «Пигмалион» // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. – URL: https://cyberleninka.ru/article/v/lingvopoeticheskie-sredstva-opisaniya-postupkov-personazha-na-materiale-piesy-b-shou-pigmalion.

Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки // Морфология волшебной сказки; Исторические корни волшебной сказки / В. Я. Пропп. – М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2021. – С. 163–635.

Шоу Б. Пигмалион // Пьесы. – М.: Правда, 1982. – С. 181–256.

Шоу Б. Пигмалион // Полн. собр. пьес: в 6 т. – Л.: Искусство, 1980. – Т. 4. – С. 205–304.

Shaw J. B. Pygmalion // The Project Gutenberg eBook of Pygmalion, by George Bernard Shaw [Электронный ресурс]. – URL: https://www.gutenberg.org/files/3825/3825-h/3825-h.htm. (дата обращения: 08.04.2023).

Shaw J. B. Pygmalion // Wikisource, the free online library [Электронный ресурс]. – URL: https://en.wikisource.org/wiki/Pygmalion. (дата обращения: 08.04.2023).

Шалимова Н.С. Роман инициации как инвариантная форма романа воспитания // Вестн. Краснояр. гос. пед. ун-та им. В.П. Астафьева. – 2014. – № 4 (30). – С. 265–268.

Смирнов И.П. От сказки к роману // Труды Отдела древнерусской литературы. – Л.: Наука, 1972. – Т. 27. – С. 284–320.

Зезюлевич А.В. В поисках идеала: сюжет о Пигмалионе в русской литературе переходных эпох // Revitalizace hodnot: umění a literatura. – Brno: Tribun EU, 2013. – С. 511–518.

Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства // Восстание масс / Х. Ортега-и-Гассет. – М.: АСТ, 2002. – С. 213–245.

Смирнов А.С. «Точки зрения» в повествовательной структуре рассказа У. Фолкнера «Запах вербены» // Совр. методы анализа худож. произв.: материалы науч. сем. / Гродн. гос. ун-т ; сост. и ред. Г.Н. Ермоленко, Т.Е. Автухович. – Гродно: ГрГУ, 2003. – С. 99–113.

Манн Т. Введение к «Волшебной горе» // Собр. соч.: в 10 т. – М.: ГИХЛ, 1960. – Т. 9. – С. 153–171.

Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века. – М.: Аграф, 1999. – 384 с.