СНОВИДЕНИЯ И ПОНЯТИЕ СУДЬБЫ В НЕМЕЦКОМ РОМАНТИЗМЕ
##plugins.themes.bootstrap3.article.sidebar##
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Рассматриваются особенности сновидческих текстов в прозаических произведениях Новалиса, Э.Т.А. Гофмана, А. фон Арнима и Л. Тика. Сновидения с присущей им хаотичностью, неподчиненностью каузальной логике, фантастичностью являются одним из средств художественного воплощения судьбы в немецком романтизме. Общей характеристикой романтических сновидений является их функционирование в тексте как особой формы инобытия, которая отражает «сверхобычность» и иррациональность судьбы. Сновидческие тексты привлекаются романтиками в повествование для создания атмосферы напряженности, упреждения судьбоносных поворотов в жизни персонажей, демонстрации сложности мироустройства и часто становятся средством отражения трагичности бытия. Отношение немецких романтиков к снам амбивалентно. Сновидения используются как мифологема «жизнь есть сон», как метафора смерти или метафора свободы.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Т. М. ГОРДЕЁНОК, Полоцкий государственный университет
канд. филол. наук, доц.
Библиографические ссылки
Лотман,Ю.М. Культура и взрыв / Ю.М. Лотман. – М. : Гнозис ; Изд. группа «Прогресс», 1992. – 272 с.
Бурганов, А.Н. Выставка «Искусство и сновидение». Впечатления художника / А.Н. Бурганов // Сон – семиотическое окно. XXYI-е Випперовские чтения. – М., 1993. – 147 с.
Ельницкая, Л.М. Сновидения в художественном мире Лермонтова и Блока: миф о демоне / Л.М. Ельницкая // Сон – семиотическое окно. XXYI-е Випперовские чтения. – М., 1993. – 147 с.
Избранная проза немецких романтиков : в 2 т. – М. : Худож. лит., 1979. – Т. 1. – 397 с.
Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 7, Литературоведение: РЖ / РАН ИНИОН. Центр гуманит. науч.-информ. исслед. – М., 2005. – № 1. – 212 с.
Лосев, А.Ф. Философия. Мифология. Культура / А.Ф. Лосев. – М. : Политиздат, 1991. – 525 с.
Новалис. Генрих фон Офтердинген / Изд. подг. В.Б. Микушевич. – М. : Ладомир; Наука, 2003. – 280 с.
Фёдоров, Ф.П. Художественный мир немецкого романтизма: Структура и семантика / Ф.П. Фёдоров. – М. : МИК, 2004. – 368 с.
Берковский, Н.Я. Романтизм в Германии / Н.Я. Берковский. – Л. : Худож. лит., 1973. – 568 с.
Гофман, Э.Т.А. Собр. соч. : в 6 т. / Э.Т.А. Гофман. – М. : Худож. лит., 1991. – Т. 1. – 494 с.
Шумкова, Т.Л. Зарубежная и русская литература XIX века. Романтизм : учеб. пособие / Т.Л. Шумкова. – М. : Флинта: Наука, 2002. – 240 с.
Шульц, Г. Новалис, сам свидетельствующий о себе и о своей жизни / Пер. с нем. М. Бента. – Челябинск : Урал LTD, 1998. – 327 с.
Гофман, Э.Т.А. Собр. соч. : в 6 т. / Э.Т.А. Гофман. – М. : Худож. лит., 1991. – Т. 3. – 557 с.
Мхитарян, К.Н. Реальность сновидения; свидетели сновидения / К.Н. Мхитарян // Сон – семиотическое окно. XXYI-е Випперовские чтения. – М., 1993. – 147 с.
Панченко, А.А. Сон и сновидение в традиционных религиозных практиках / А.А. Панченко // Сны и видения в народной культуре. Мифологический, религиозно-мистический и культурно-психологический аспекты. – М. : РГГУ, 2001. – С. 9–25.
Энциклопедический словарь символов / Авт.-сост. Н.А. Истомина. – М. : АСТ: Астрель, 2003. – 1056 с.
Arnim, A.v. Die Kronenwächter / A.v. Arnim. – Leipzig : Philipp Reclam, 1980. – 600 S.
Arnim, L.A.v. Die Erzählungen und Romane : in 3 Bdn. / L.A.v. Arnim. – Leipzig : Insel-Verlag, 1981. – Bd. 1. – 1067 S.
Thalmann, M. Probleme der Dämonie in Ludwig Tiecks Schriften / M. Thalmann. – Weimar : Duncker Verlag, 1919. – 101 S.
Тик, Л. Виттория Аккоромбона: Роман в пяти книгах / Л. Тик. – М. : Наука, 2003. – 437 с.
Тик, Л. Странствия ФранцаШтернбальда / Л. Тик. – М. : Наука, 1987. – 360 с.
Рекомендуемые статьи автора (авторов)
- Т. М. ГОРДЕЁНОК, А. В. ЛИНКЕВИЧ, ТЕМА ОБЪЕДИНЕНИЯ ГЕРМАНИИ В РОМАНАХ К. ХАЙНА, Вестник Полоцкого государственного университета. Серия А. Гуманитарные науки: № 2 (2020)
- Т. М. ГОРДЕЁНОК, ЖАНРОВЫЕ И ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РОМАНА Б. ШЛИНКА «ОЛЬГА», Вестник Полоцкого государственного университета. Серия А. Гуманитарные науки: № 2 (2024)
- Т. М. ГОРДЕЁНОК, ОБРАЗ КУРАЖ В НЕМЕЦКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ, Вестник Полоцкого государственного университета. Серия А. Гуманитарные науки: № 2 (2018)
- Т. М. ГОРДЕЁНОК, А. В. ЛИНКЕВИЧ, ОСМЫСЛЕНИЕ НАЦИСТСКОГО ПРОШЛОГО В НОВЕЛЛАХ Ф. ФЮМАНА, Вестник Полоцкого государственного университета. Серия А. Гуманитарные науки: № 2 (2019)
- Т. М. ГОРДЕЁНОК, ОБРАЗ ЖЕНЩИНЫ ПОД ПОКРОВОМ В ТВОРЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ ФРИДРИХА ШИЛЛЕРА, Вестник Полоцкого государственного университета. Серия А. Гуманитарные науки: № 2 (2017)
- Т. М. ГОРДЕЁНОК, ТЕМА ДОГОВОРА С ДЬЯВОЛОМ И ПОНЯТИЕ СУДЬБЫ В НЕМЕЦКОМ РОМАНТИЗМЕ, Вестник Полоцкого государственного университета. Серия А. Гуманитарные науки: № 2 (2016)
- Т. М. ГОРДЕЁНОК, Е. В. КУЗНЕЧИК, ОСМЫСЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫНУЖДЕННОЙ МИГРАЦИИ В РОМАНЕ К. ХАЙНА «ЗАХВАТ ЗЕМЛИ», Вестник Полоцкого государственного университета. Серия А. Гуманитарные науки: № 10 (2016)
- Т. М. ГОРДЕЁНОК, ТРИДЦАТИЛЕТНЯЯ ВОЙНА И ЕЕ ОСМЫСЛЕНИЕ В НЕМЕЦКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ, Вестник Полоцкого государственного университета. Серия А. Гуманитарные науки: № 2 (2015)
- Т. М. ГОРДЕЕНОК, ПОНЯТИЕ СУДЬБЫ В ДРАМЕ ГУГО ФОН ГОФМАНСТАЛЯ «ФАЛУНСКИЙ РУДНИК» И РОМАНТИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ, Вестник Полоцкого государственного университета. Серия А. Гуманитарные науки: № 10 (2015)