ТОПОС «КНИГА» В ЛИТЕРАТУРЕ ПОСТМОДЕРНИЗМА: СТРУКТУРА, СЕМАНТИКА, СПЕЦИФИКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
##plugins.themes.bootstrap3.article.sidebar##
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Представлен анализ топоса «книга» в литературном процессе рубежа XX – XXI вв. Выявлена специфика структуры топоса: в качестве ядрообразующих семантических элементов выступают отрицательно маркированные компоненты бинарных оппозиций, отражающих базовые философские уровни – онтологический, аксиологический, гносеологический. Структура топоса определяет развитие сюжета, выстраивает систему персонажей, а также предопределяет хронотоп произведения. Выступая в качестве устойчивого образа, наделенного пространственными координатами, топос «книга» представлен в тексте различными субтопосами. Для литературы последних десятилетий характерными являются следующие пространства: собственно книга, библиотека (традиционные пространственные образы, первичная интерпретация которых связана с актуализацией представления о «живом» книжном знании; однако в современной литературе, развивающейся в рамках тенденции к архивизации культуры, даже эти субтопосы осмысливаются как отрицательные пространства), а также нетипичные локусы – архив, музей, букинистическая лавка, демонстрирующие ценностный взгляд на мир человека переходного исторического периода.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Библиографические ссылки
Елизаров, М. Ю. Библиотекарь / М. Ю. Елизаров. – М. : Ад Маргинем, 2008. – 318 с.
Турышева, О. Н. Русский литературоцентризм в аспекте литературной рефлексии / О. Н. Турышева // Урал. филол. вестн. Русская классика: динамика художественных систем. – 2013. – № 1. – С. 228–243.
Бенигсен, Вс. ГенАцид / Вс. Бенигсен. – М. : Время, 2009. – 215 с.
Щербитко, А. В. Роман Всеволода Бенигсена «ГенАцид»: испытание книгой / А. В. Щербитко // Rhema. Рема. – 2013. – № 2. – С. 30–38.
Кисель, А. Память человечества / А. Кисель // Октябрь. – 2009. – № 9. – С. 166–172.
Глуховский, Д. Метро 2033 / Д. Глуховский. – М. : ЭКСМО, 2005. – 286 с.
Турышева, О. Н. Мотив чтения в структуре повествовательного сюжета / О. Н. Турышева // Вестн. Челяб. гос. ун-та. – 2010. – № 1. – С. 363–371.
Шлинк, Б. Чтец / Б. Шлинк. – М. : Азбука, 2013. – 256 с.
Каминская, Ю. Пределы и возможности познания в новелле Т. Хюрлимана «Фройляйн Штарк» (2001) / Ю. Каминская // Литература и герменевтика. Феномен границы в литературе. – Самара : Самар. гуманит. акад., 2010. – С. 275–291.
Барма, О. А. Ризоморфный лабиринт как форма восприятия библиотеки в творчестве Х.Л. Борхеса / О. А. Барма // Вестн. Полоц. гос. ун-та. Сер. Е, Пед. науки. – 2012. – № 15. – С. 141–144.
Скоропанова, И. С. Русская постмодернистская литература: новая философия, новый язык / И. С. Скоропанова. – СПб. : Невский Простор, 2001. – 416 с.
Сарамаго, Ж. Книга имён / Ж. Сарамаго. – М. : Эксмо, 2010. – 228 с.
Биркегор, М. Тайна «Libri di Luca» / М. Биркегор. – М. : Рипол Классик, 2010. – 560 с.