ПРАГМАТИКА ДИСКУРСА СОЦИАЛЬНОЙ, ПОЛИТИЧЕСКОЙ И КОММЕРЧЕСКОЙ РЕКЛАМЫ В АСПЕКТЕ ЯЗЫКОВОЙ СИТУАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
##plugins.themes.bootstrap3.article.sidebar##
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Обосновывается рассмотрение прагматических особенностей дискурса социальной, политической и коммерческой рекламы в Республике Беларусь в аспекте теории речевых актов, а также с позиций теории речевого воздействия. Устанавливается, что рекламному дискурсу вне зависимости от его типа присуща деинтенсификация морфологических форм императива. Выявлено, что вопросительные конструкции, выражающие некатегоричное побуждение, в большей степени характерны для социальной рекламы в Республике Беларусь, в меньшей – для коммерческой; в дискурсе политической рекламы ввиду его специфики преобладают экспрессивы и декларативы. Наиболее частотной из всех разработанных систем воздействия на потребителей является система AIDA (attention – interest – desire – action) в ее различных модификациях.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Т. В. СОЛОДОВНИКОВА, Белорусский государственный университет, Минск
канд. филол. наук
Библиографические ссылки
Арутюнова, Н. Д. Прагматика / Н. Д. Арутюнова // Лингв. энцикл. сл. / Гл. ред. В. Н. Ярцева. – М. : Сов. энцикл., 1990. – 688 с.
Апресян, Ю. Д. Интегральное описание языка и системная лексикография. Избр. тр. / Ю. Д. Апресян. – Т. II. – М. : Шк. «Языки русской культуры», 1995. – 767 с.
Падучева, Е. В. Семантические исследования: Семантика времени и вида в русском языке; Семантика нарратива / Е. В. Падучева. – М. : Языки славянской культуры, 2010. – 480 с.
Колшанский, Г. В. Коммуникативная функция и структура языка / Г. В. Колшанский. – М. : Наука, 1984. – 173 с.
Лившиц, Т. Н. Реклама в прагмалингвистическом аспекте / Т. Н. Лившиц. – Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 1999. – 212 с.
Leech, G. N. English in Advertising: A Linguistic Study of Advertising in Great Britain / G. N. Leech. – London : Longman, 1966. – 210 p.
Adam, J.-M. L’argumentation publicitaire. Rhétorique de l’éloge et de la persuasion / J.-M. Adam, M. Bonhomme. – Paris : Armand Colin, 1997. – 366 р.
Everaert-Desmedt, N. La communication publicitaire. Etude sémio-pragmatique / N. Everaert-Desmedt. – Louvain-la- Neuve : Cabay, 1984. – 307 р.
Berthelot-Guiet, K. Analyser les discours publicitaires / K. Berthelot-Guiet. – Paris : Armand Colin, 2015. – 172 p.
Двумя пальцами в мороженое: провокационные фото бренда Alcreme созданы на основе фокус-групп с потребителями (2018) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://marketing.by/keysy/dvumya-paltsami-v-morozhenoe-fotosessiya-dlya-brenda-alcreme-vozbudila-baynet/?mobile=Y. – Дата доступа: 19.01.2019.
Рекламу Mark Formelle обвинили в сексизме (2016) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://citydog.by/post/zaden-mark/. – Дата доступа: 19.01.2019.
Что получается, когда полуголые красавцы шьют женское белье: Mark Formelle раскрывает результаты скандальной рекламы (2017) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://probusiness.io/marketing/3181-chtopoluchaetsya-kogda-polugolye-krasavcy-shyut-zhenskoe-bele-mark-nbsp-formelle-raskryvaet-rezultat-skandalnoyreklamy.html. – Дата доступа: 19.01.2019.
Стросон, П. Ф. Намерение и конвенция в речевых актах / П. Ф. Стросон // Новое в зарубежной лингвистике. – Вып. 17. – М. : Прогресс, 1986. – С. 130–150.
Серль, Дж. Р. Классификация иллокутивных актов / Дж. Р. Серль // Новое в зарубежной лингвистике. – Вып.17. – М. : Прогресс, 1986. – С. 170–194.
Беляева, Е. И. Грамматика и прагматика побуждения: Английский язык / Е. И. Беляева. – Воронеж : Изд-во ВГУ, 1992. – 168 с.
Leech, G. N. Principles of Pragmatics / G. N. Leech. – London ; New York: Longman, 1983. – 250 p.
Давыденкова, О. А. Вопрос как когнитивная основа реализации имплицитного воздействия английских предложений рекламно-инструктивного характера / О. А. Давыденкова // Композиционная семантика: материалы III Междунар. шк.-сем-ра по когнитивной лингвистик : в 2 ч., 18–20 сент. 2002 г. ; отв. ред. Н.Н. Болдырев. – Ч. 1. – Тамбов : Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2002. – С. 158–162.
Шарков, Ф. И. Коммуникология: основы теории коммуникации / Ф. И. Шарков. – М. : Дашков и К, 2017. – 488 с.
Ромат, Е. В. Реклама. История. Теория. Практика: учеб. пособие / Е. В. Ромат. – СПб. : Питер, 2002. – 544 с.
Кармин, А. С. Психология рекламы / А. С. Кармин. – СПб. : ДНК, 2004. – 512 с.
La publicité: Définition [Ressource électronique]. – Mode d’accès : https://www.petite-entreprise.net/P-1722-85-G1-la-publicite-definition.html. – Date d’accès: 20.01.2019.
Berman, M. Street-Smart Advertising: How to Win the Battle of the Buzz / M. Berman. – Lanham : Rowman & Littlefield, 2010. – 238 p.
Солодовникова, Т. В. Онтология дискурса коммерческой рекламы в контексте языковой ситуации в Республике Беларусь / Т. В. Солодовникова // Известия Смоленского гос. ун-та. – 2019. – №1 (45). – С. 197–213.
«Три кита» эффективности рекламного текста [Электронный ресурс].
Назайкин, А. Н. Как оценить эффективность рекламного текста (практические методики) [Электронный ресурс] / А. Н. Назайкин. – Режим доступа: http://marketing.by/mnenie/kak-otsenit-effektivnost-reklamnogo-teksta-prakticheskie-metodiki/?mobile=Y. – Дата доступа: 20.10.2019.
Рекомендуемые статьи автора (авторов)
- Т. В. СОЛОДОВНИКОВА, ОСОБЕННОСТИ ДЕЙСТВИЯ ФАКТОРОВ, ОБУСЛАВЛИВАЮЩИХ ПРОЦЕСС МЕЖКУЛЬТУРНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ В КОНТЕКСТЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, Вестник Полоцкого государственного университета. Серия А. Гуманитарные науки: № 2 (2021)
- Т. В. СОЛОДОВНИКОВА, ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ОЦЕНКИ ДОСТОВЕРНОСТИ ПРОГНОЗОВ И РЕКОМЕНДАЦИЙ НАУЧНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА, Вестник Полоцкого государственного университета. Серия А. Гуманитарные науки: № 10 (2018)