МОТИВ ТАИНСТВЕННОГО ПОРТРЕТА В АНГЛИЙСКОЙ ГОТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII В. (НА МАТЕРИАЛЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Х. УОЛПОЛА, К. РИВ, А. РАДКЛИФ)
##plugins.themes.bootstrap3.article.sidebar##
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Рассматривается мотив таинственного портрета в английской готической литературе второй половины XVIII в. на материале произведений Х. Уолпола (Horace Walpole, 1717–1797) «Замок Отранто» (The Castle of Otranto, 1764), К. Рив (Clara Reeve, 1729–1807) «Старый английский барон» (The Old English Baron, 1777), А. Радклиф (Ann Radcliffe, 1764–1823) «Удольфские тайны» (The Mysteries of Udolpho, 1794). Анализируются эстетические особенности данного мотива, отмечается его роль в создании готической атмосферы и раскрытии внутренних конфликтов персонажей. Выявляются ключевые функции портрета как средства выражения страха, тайны, двойственности и фантастического. Анализируется историчность портрета. Отмечается значение портрета как вещной детали и его связь с художественным пространством.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Библиографические ссылки
Кульсарина И.Г., Фаткуллина Ф.Г. Портрет как средство создания образа в художественной литературе // Актуальные проблемы русской и сопоставительной филологии: материалы междунар. науч.-метод. конф., Уфа, 12-13 мая 2016 г. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2016. – С. 284–287.
Габель М.О. Изображение внешности лиц // Избранные труды по теории литературы / А.И. Белецкий. – М., 1964. – С. 149–169.
Кунавин О.Б., Кунавина И.И. Проблема портрета в художественной литературе // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. – 2017. – № 2(26). – С. 202–207.
Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: учеб. пособие. – 9-е изд.– М.: Флинта: Наука, 2008. – 248 с.
Хализев В.Е. Теория литературы: учеб. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Высш.шк., 2002. – 437 с.
Елистратова А.А. Предромантизм: Английская литература XVIII в. // История всемирной литературы: В 8 т. / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А.М. Горького. – М.: Наука, 1983–1994. – На тит. л. изд.: История всемирной литературы: в 9 т. – Т. 5. – 1988. – С. 79–82.
Целкова Л.Н. Мотив // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николюкина. – М.: Интелвак, 2003. – С. 594.
Дмитриевская Л.Н. Мотив мистического портрета в русской литературе ХIХ – начала ХХ веков // Филоlogos. – 2012. – № 13(2). – С. 39–48.
Баль В.Ю. Мотив «живого портрета» в повести Н.В. Гоголя «Портрет»: текст и контекст // Вестник Томского государственного университета. – 2009. – № 23. – С. 13–15.
Лотман Ю.М. Портрет // Об искусстве / Ю.М. Лотман. – СПб.: Искусство–СПБ, 1998. – 704 с. – С. 500–515.
Федулова О.В. Гоголь и Ирвинг: автореф. дис. … канд фил. наук: 10.01.01. – Тверь, 2005. – 28 с.
Волоконская Т.А. Мотив странных превращений в «Портрете» Н.В. Гоголя: на материале двух редакций повести // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. – 2014. – №. 3(31). – С. 118–125.
Шкурская Е.А. Мотив таинственного портрета как выражение фантастического в американской романтической прозе // Научные исследования и разработки в эпоху глобализации: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф., Волгоград, 5 февр. 2017 г. / отв. ред. А.А. Сукиасян. – Волгоград, 2017. – Т. 3. – С. 115–120.
Kojima C. Portrait–In the Middle of Reality and Illusion: Analysis on The Picture of Dorian Gray and “The Oval Portrait” // ABEI Journal. – 2003. – V. 5. – P. 39–53.
Walpole H., Reeve C. The Castle of Otranto & The Old English Baron. – Frankfurt: Bookwire, 2019. – 149 p.
Radcliffe A. The Mysteries of Udolpho. – Cambridge: Gothic Series, 2001. – 476 p.
Чернец Л.В. Литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины. – М.: Высш. шк., 2004. – 230 с.
Walpole H. Essay on modern gardening. – Canton: Kirgate Press, 1904. – 94 p.
Fothergill B. The Strawberry Hill Set: Horace Walpole and His Circle. – London: Faber and Faber, 1983. – 275 p.
Рив К. Старый английский барон [пер. с англ.]. – М.: Ладомир, Наука, 2012. – 272 с.
Рекомендуемые статьи автора (авторов)
- Ю. Д. ШАБУНЯ, Н. В. НЕСТЕР, ОБРАЗ ЗАМКА В РОМАНАХ Х. УОЛПОЛА «ЗАМОК ОТРАНТО» И К. РИВ «СТАРЫЙ АНГЛИЙСКИЙ БАРОН», Вестник Полоцкого государственного университета. Серия А. Гуманитарные науки: № 1 (2023)
- Ю. Д. ШАБУНЯ, ОБРАЗ ПОРТДЖЕННСКОЙ БАШНИ В РОМАНЕ У. КОЛЛИНЗА «МЁРТВАЯ КОМНАТА», Вестник Полоцкого государственного университета. Серия А. Гуманитарные науки: № 4 (2024)
- Ю. Д. ШАБУНЯ, ОБРАЗ ГОТИЧЕСКОГО ЗАМКА В РАССКАЗЕ О. УАЙЛЬДА «КЕНТЕРВИЛЬСКОЕ ПРИВИДЕНИЕ», Вестник Полоцкого государственного университета. Серия А. Гуманитарные науки: № 2 (2025)
- Ю. Д. ШАБУНЯ, III МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «РОМАНО-ГЕРМАНСКИЕ ЛИТЕРАТУРЫ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ», 19–21 сентября 2024 г., Минск, Вестник Полоцкого государственного университета. Серия А. Гуманитарные науки: № 2 (2025)
- Ю. Д. ШАБУНЯ, КРУГЛЫЙ СТОЛ «У ИСТОКОВ СОВРЕМЕННОГО ЖАНРА ХОРРОРА: ЭВОЛЮЦИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ВАРИАНТОВ ГОТИЧЕСКОЙ И НЕОГОТИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ», 16 октября 2024 г., Москва, Вестник Полоцкого государственного университета. Серия А. Гуманитарные науки: № 2 (2025)
- Ю. Д. ШАБУНЯ, «Межкультурная коммуникация: проблемы и перспективы» 4 апреля 2025 г., Полоцк, Вестник Полоцкого государственного университета. Серия А. Гуманитарные науки: № 4 (2025)