ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РОМАНА

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

И. С. КРИШТОП

Анатацыя

В статье рассматриваются вопросы межжанрового взаимодействия, характерного для литературного процесса рубежа XX–XXI веков и обусловленного изменяющейся исторической действительностью, а также фиксирующего формирование нового типа художественного сознания. Установлено, что в результате актуализации экологической проблематики претерпевает изменения и романный жанр. Под экологическим романом понимается художественное произведение, идейно-содержательную основу которого образуют авторские представления о существующих и/или возможных связях человека с окружающей средой и происходящих в ней процессах, т.е. представлена эстетическая рефлексия писателя над проблемой сохранения окружающей среды, на первый план выдвигаются этические установки автора, его ценностные и поведенческие ориентации в отношении к природе. Важной характеристикой экологического романа является совмещение свойств нескольких жанровых разновидностей для достижения коммуникативной цели.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Як цытаваць
КРИШТОП, И. С. (2024). ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РОМАНА. Веснік Полацкага дзяржаўнага ўніверсітэта. Серыя А. Гуманітарныя навукі, (4), 24-27. https://doi.org/10.52928/2070-1608-2024-72-4-24-27
Выпуск
Раздзел
Філалагічныя навукі
Біяграфія аўтара

И. С. КРИШТОП, Барановичский государственный университет

канд. филол. наук, доц.

Бібліяграфічныя спасылкі

Эпштейн М. Постмодерн в России. Литература и теория. – М.: Изд-е Р. Элинина, 2000. – 366 с.

Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. – М., 1975. – 504 с.

Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. – М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. – 448 с.

Бахтин М.М. Эпос и роман (о методологии исследования романа) // Литературно-критические статьи. – М., 1986. – С. 392–427.

Эсалнек А.Я. Типология романа: теоретические и историко-литературные аспекты. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. – 158 с.

Чернец Л.В. Литературные жанры: проблемы типологии и поэтики. – М.: Изд-во МГУ, 1982. – 192 с.

Suvin D. Metamorphoses of Science Fiction. – New Haven & London: Yale University Press, 1979. – 336 p.

Кипкеева Р.Э. Проблема природы и человека в северокавказской литературе: влияние литературных традиций и национальное своеобразие: дис. … канд. филол. наук: 10.01.02 / ФГБОУ ВО «Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева». – 2022. – 206 л.

Гаков Вл. Четыре путешествия на машине времени (научная фантастика и ее предвидения). – М.: Знание, 1983. – 192 с.

Glotfelty Ch., Fromm H. The Ecocriticism Reader. Landmarks in Literary Ecology. – Georgia: University of Georgia Press, 1996. – 456 р.

Городницкий Е.А. Мировоззренческие актуалии и стилевые доминанты современного литературного процесса // Русская и белорусская литературы на рубеже XX—XXI вв.: сб. науч. ст. В 2 ч. – Ч. 2 / под ред. С.Я. Гончаровой-Грабовской. – Минск: РИВШ, 2010. – C. 3–7.

Васючэнка П.В. Беларуская экалітаратура на фоне еўрапейскага літаратурнага працэсу // Паэтыка літаратурных сувязей / У.В. Гніламёдаў і інш.; навук. рэд.: У.В. Гніламёдаў, М. К. Мікуліч. – Мінск: Белар. навука, 2017. – С. 317–363.

Buell L. The Environmental Imagination: Thoreau, Nature Writing, and the Formation of American Culture. – Harvard: Harvard University Press, 1996. – 600 p.

Dwyer J. Where the wild books are: A field guide to ecofiction. – Reno NV: University of Nevada Press, 2010. – 264 р.

Андреюшкина Т.Н. Немецкий сонет: эволюция жанра: автореф. дисс. … д-ра филол. н.: 10.01.03. – М., 2008. – 32 с.