КООПЕРАТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ СОЗДАНИЯ ОБРАЗА В АНГЛО- И РУССКОЯЗЫЧНОМ РАЗГОВОРНОМ ДИСКУРСЕ
Article Sidebar
Main Article Content
Abstract
В статье рассматриваются особенности тактической организации стратегии создания образа в кооперативных диалогах из разговорного дискурса на английском и русском языках. Данная стратегия реализуется в двух вариантах – самопрезентацией и повышением статуса коммуникативного партнера. Стратегия самопрезентации манифестируется тактиками положительной и отрицательной самохарактеризации, апелляции к чужому мнению и самоиронии, в то время как повышение статуса коммуникативного партнера коррелирует с тактиками положительной характеризации собеседника, демонстрации заинтересованности, апелляции к экспертной зоне собеседника и смены темы. Различия в употребительности тактик указанных стратегий эксплицируются лингвокультурой, сходства объясняются общими принципами понимания актуализации кооперации в разговорном дискурсе.
Article Details
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.
A. IVANOU, Minsk State Linguistic University
канд. филол. наук
References
Максимов В.И. Русский язык и культура речи: учеб. – М.: Гардарики, 2001. – 413 с.
Формановская Н.И. Речевое взаимодействие: коммуникация и прагматика. – М.: Икар, 2007. – 480 с.
Brown P. Politeness: some universals in language usage. – Cambridge: Cambridge Univ. Press, 2013. – 345 p.
Cambridge Dictionary. – URL: https://dictionary.cambridge.org. (Дата обращения: 01.04.2022).
Малый академический словарь Евгеньевой А.П. (МАС). – URL: https://lexicography.online/explanatory/mas. (Дата обращения: 01.04.2022).
Ланских А.В. Речевое поведение участников реалити-шоу: коммуникативные стратегии и тактики: дис. … канд. филол. наук: 10.02.01. – Екатеринбург, 2008. – 183 л.
Gudykunst W. B., Ting-Toomey S. Culture and Interpersonal Communication. – Thousand Oaks: SAGE Publications, 1988. – 280 p.
Ратмайр Р. Прагматика извинения: сравнительное исследование на материале русского языка и русской культуры. – М.: Яз. славян. культуры, 2003. – 272 с.