МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ К КОМПЛЕКСНОМУ ПРИМЕНЕНИЮ МЕТОДОВ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ И СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ
##plugins.themes.bootstrap3.article.sidebar##
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Обсуждается проблема подготовки педагогических кадров в свете эволюции дидактики в условиях информатизации образования. Представлен теоретический анализ понятий «электронное обучение», «цифровая среда», «сетевое педагогическое взаимодействие». Методологические основания подготовки педагогов разработаны впервые и включают в себя: методологические подходы на общенаучном уровне (системный и экологический подходы), на конкретно-научном уровне (компетентностный, деятельностный и инновационный подходы) и ценностные установки педагогической подготовки в условиях развития гибридной реальности (когнитивно-интеллектуальные, конвергентные, философско-антропологические, социокультурные, здоровьесберегающие).
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
О. А. МИНИЧ, Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка, Минск
канд. пед. наук, доц.
Библиографические ссылки
Роберт, И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования / И.В. Роберт. – М. : ИИО РАО, 2010. – 140 с.
Монахов, В.М. Разработка прогностической модели развития теории обучения для IТ-образования [Электронный ресурс] / В.М. Монахов // Современные информационные технологии и ИТ-образование. – 2017. – № 2. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-prognosticheskoy-modeli-razvitiya-teorii-obucheniya-dlya-it-obrazovaniya. – Дата доступа: 18.05.2021.
Чошанов, М.А. E-дидактика: новый взгляд на теорию обучения в эпоху цифровых технологий [Электронный ресурс] / М.А. Чошанов // ОТО. – 2013. – № 3. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/e-didaktika-novyy-vzglyad-na-teoriyu-obucheniya-v-epohu-tsifrovyh-tehnologiy. – Дата доступа: 18.05.2021.
Карпенко, М.П. Современная дидактика массового электронного образования [Электронный ресурс] / М.П. Карпенко // Современные информационные технологии и ИТ-образование. – 2017. – № 4. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-didaktika-massovogo-elektronnogo-obrazovaniya. – Дата доступа: 11.04.2019.
Сергеев, С.Ф. Методологические проблемы e-learning дидактики [Электронный ресурс] / С.Ф. Сергеев // Открытое образование. – 2015. – № 3. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-problemy-e-learning-didaktiki. – Дата доступа: 18.05.2021.
Печников, А.Н. E-дидактика: кому, зачем и в каком виде она нужна [Электронный ресурс] / А.Н. Печников // ОТО. – 2013. – № 4. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/e-didaktika-komu-zachem-i-v-kakom-vide-ona-nuzhna. – Дата доступа: 18.05.2021.
Андреев, А.А. Педагогика в информационном обществе, или электронная педагогика [Электронный ресурс] / А.А. Андреев // Высш. образование в России. – 2011. – № 11. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogika-v-informatsionnom-obschestve-ili-elektronnaya-pedagogika. – Дата доступа: 18.05.2021.
E-learning in European higher education institutions: results of a mapping survey conducted in October-December 2013 / M. Gaebel [et al.] // European University Association, Brussels, November 2014. – Аccess date: 18.05.2021.
Воробьева, Т.А. К вопросу о понятии электронного обучения [Электронный ресурс] / Т.А. Воробьева // Идеи и идеалы. – 2014. – №1 (19). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-ponyatii-elektronnogo-obucheniya. – Дата доступа: 02.02.2022.
Государев, И.Б. «Электронное обучение» в языке педагогики (эволюция феномена и толкование терминов) [Электронный ресурс] / И.Б. Государев // Высш. образование в России. – 2015. – № 7. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/elektronnoe-obuchenie-v-yazyke-pedagogiki-evolyutsiya-fenomena-i-tolkovanie-terminov. – Дата доступа: 18.05.2021.
Песоцкий, Ю.С. Развитие высокотехнологической образовательной среды учебных заведений на основе учебной техники : автореф. дис. … д-ра пед. наук : 13.00.01 / Ю.С. Песоцкий ; Моск. гос. пед. ун-т. – М., 2003. – 42 с.
Анкуда, С.Н. Образовательная среда как социокультурная и деятельностная система / С.Н. Анкуда. – Saarbruchen : LAP LAMBERT Academic Publishing, 2018. – 88 с.
Попова, А.В. Цифровая педагогика: к вопросу об изменении роли акторов педагогического процесса / А.В. Попова // Проблемы современного образования. – 2021. – № 3. – С. 81–93. DOI: 10.31862/2218-8711-2021-3-81-93
Скулкин, А.А. Формирование цифрового образовательного пространства: адаптация цифровой педагогики / А.А. Скулкин // Мир науки, культуры, образования. – 2021. – № 1 (86). – С. 277–280. DOI: 10.24412/1991-5497-2021-186-277-280
Сластенин, В.А. Педагогика : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов ; под ред. В.А. Сластенина. – М. : Акад., 2002. – 576 с.
Minich, O.A. The Terms Framework Formation for E-Learning in Pedagogical Science and Practice / O.A. Minich // Journal of Contemporary Issues in Business and Government. – 2021 – Vol. 27 – Is. 3. – P. 551–559. DOI: 10.47750/cibg.2021.27.03.075 Retrieved from: https://www.cibgp.com/article_10879.html
Вайндорф-Сысоева, М.Е. «Цифровое образование» как системообразующая категория: подходы к определению / М.Е. Вайндорф-Сысоева, М.Л. Субочева // Вестн. Моск. гос. област. ун-та. Сер. Педагогика. – 2018. – № 3. – С. 25–36. DOI: 10.18384/2310-7219-2018-3-25-36
Роберт, И.В. Цифровая трансформация образования: ценностные ориентиры, перспективы развития / И.В. Роберт // Россия: тенденции и перспективы развития. – 2021. – №16-1. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-transformatsiya-obrazovaniya-tsennostnye-orientiry-perspektivy-razvitiya. – Дата обращения: 01.12.2021.
Патаракин, Е.Д. Педагогический дизайн совместной сетевой деятельности субъектов образования : автореф. дис. … д-ра пед. наук : 13.00.01 / Е.Д. Патаракин ; Ин-т пед. образования и образования взрослых РАО, Моск. гор. пед. ун-т. – М., 2017. – 38 с.