СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ: ОТ ИЗМЕРЕНИЯ К ТЕОРИИ

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

С. С. БЕЛОВА
Д. В. УШАКОВ

Аннотация

Кратко представлена зарубежная психометрическая традиция изучения социального интеллекта. Обозначаются ее ключевые этапы: ранний этап многофакторных тестов, этап альтернативных методов измерения (вербальные, невербальные, поведенческие методики), этап тестирования теоретических моделей социального интеллекта как когнитивного феномена с помощью конфирматорного факторного анализа. Обсуждаются результаты указанных направлений. Излагается подход к социальному интеллекту с позиций структурно-динамической теории, разрабатываемой Д.В. Ушаковым. Раскрываются основные положения и центральные понятия данной теории, с опорой на которые даются объяснения ряда эмпирических фактов, представленных в исследованиях социального интеллекта.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
БЕЛОВА, С. С., & УШАКОВ, Д. В. (2017). СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ: ОТ ИЗМЕРЕНИЯ К ТЕОРИИ. Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E. Педагогические науки, (7), 63-68. извлечено от https://journals.psu.by/pedagogical/article/view/3027
Выпуск
Раздел
Психология
Биографии авторов

С. С. БЕЛОВА, Институт психологии РАН, Москва, Московский государственный психолого-педагогический университет

канд. психол. наук

Д. В. УШАКОВ, Институт психологии РАН, Москва

д-р психол. наук, член-корр. РАН

Библиографические ссылки

Thorndike, E.L. Intelligence and its use. / Е.L.Thorndike. – Harper’s Magazine. – 1920. – 140. – 227– 235.

Kihlstrom, J.F. Social Intelligence / J.F. Kihlstrom, N.Cantor // R.J. Sternberg (Ed.), Handbook of intelligence. – 2nd ed. – Cambridge, U.K. : Cambridge University Press., 2000. – З. 359– 379.

Landy, F.J. The long, frustrating, and fruitless search for social intelligence: A cautionary tale. In K. R. Murphy (Ed.), A Critique of Emotional Intelligence – What Are the Problems and How Can They Be Fixed? 2006. (pp. 81–123). New Jersey : Lawrence Erlbaum Associates.

O'Sullivan, M. The measurement of social intelligence / M. O'Sullivan, J.P. Guilford, R. de Mille // Reports from the Psychological Laboratory, University of Southern California. – 1965. – № 34.

Romney, D.M.Guilford’s concept of social intelligence revisited / D.M.Romney, M.C. Pyryt // High Ability Studies. – 1999. – 10. – Р. 137–142.

Weis, S. Facets of social intelligence. Cognitive performance measures in a multitrait – multimethod design. Diplomarbeit, Universität Mannheim, Fakultät Für Sozialwissenschaften. 2002.

Люсин, Д.В. Психометрический анализ русской версии теста на социальный интеллект Дж. Гилфорда и М. О'Салливена / Д.В. Люсин, Н.Д. Михеева // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. – М. : Ин-т психологии РАН, 2004. – С. 119–128.

Chen, S.A. First-Order and Higher-Order Factors of Creative Social Intelligence Within Guilford'S Structure-Of-Intellect Model: A Reanalysis of a Guilford Data Base / S.A. Chen, W.B. Michael // Educational and Psychological Measurement, 1993. – Vol. 53, No. 3. – Р. 619–641.

Keating, D.P. A search for social intelligence / D.P. Keating // Journal of Educational Psychology. – 1978. – 70. – Р. 218–233.

Ford M. E., Tisak M. S. A further search for social intelligence // Journal of Educational Psychology. – 1983. – 75. – Р. 196–206.

Schneider, R.J. To “act wisely in human relations:” Exploring the dimensions of social competence / R.J. Schneider, P.L. Ackerman, R. / Kanfer / Personality and Individual Differences. – 1996. – Vol. 21, Issue 4. – P. 469–480.

Legree, P.J. Evidence for an oblique social intelligence factor established with a Likert-based testing procedure // Intelligence. – 1995. – 21. – Р. 247–266.

Barnes, M.L. Social intelligence and decoding of nonverbal cues / M.L. Barnes, R. Sternberg // Intelligence. – 1989. – 13. – Р. 263–287.

Marlowe, H.A. Social intelligence: Evidence for multidimensionality and construct independence / H.A. Marlowe // Journal of Educational Psychology. – 1986. – 78. – Р. 52–58.

Brown, L.T. Continuing the search for social intelligence / L.T. Brown, R.G. Anthony // Personality and Individual Differences. – 1990. – 11. – Р. 463–470.

Riggio, R.E. Social and academic intelligence: Conceptually distinct but overlapping constructs / R.E. Riggio, J. Messamer, B. Throckmorton // Personality and Individual Differences. – 1991. – 12. – Р. 695–702.

Frederiksen, N. The place of social intelligence in a taxonomy of cognitive abilities / N. Frederiksen, S. Carlson, W.C. Ward // Intelligence. – October-December, 1984. – Vol. 8, Issue 4. – Р. 315–337.

Stricker, L.J. Interpersonal competence, social intelligence, and general ability / L.J. Stricker, D.A. Rock // Personality and Individual Differences. – 1990. – Vol. 11, Issue 8. – Р. 833–83.

Social and academic intelligences: a multitrait-multimethod study of their crystallized and fluid characteristics / J-E. Lee [et al.] // Personality and Individual Differences. – 2000. – 29. – Р. 539–553.

Jones, K. Discrimination of two aspects of cognitive-social intelligence from academic intelligence / K. Jones, J.D.Day // Journal of Educational Psychology. – 1997. – 89. – Р. 486–497.

Discrimination of social knowledge and its flexible application from creativity: a multitrait-multimethod approach / J-E. Lee [et al.] // Personality and Individual Differences. – 2002. – 32. – Р. 913–928.

Weis, S. Social Intelligence – A Review and Critical Discussion of Measurement Concepts / S. Weis, H.-M. Süß // Schulze, Ralf (Ed); Roberts, Richard D. (Ed). Emotional intelligence: An international handbook. (pp. 203–230). Ashland, OH, US : Hogrefe & Huber Publishers (2005) xviii, p. 203–230

Weis, S. Reviving the search for social intelligence – A multitrait-multimethod study of its structure and construct validity / S. Weis, H.-M. Süß // Personality and Individual Differences. – 2007. – 42. – Р. 3–14.

Weis, S. Theory and Measurement of Social Intelligence as a Cognitive Performance Construct. Dissertation zur Erlangung des akademischen Grades Doktor der Philosophie genehmigt durch die Fakultät für Geistes-, Sozial- und Erziehungswissenschaften der Otto-von-Guericke-Universität Magdeburg, 2008. – 393 p.

Wong, C.-M. T. A multitrait-multimethod study of academic and social intelligence in college students / C.-M. T. Wong, J.D. Day, S.E. Maxwell, N.M. Meara // Journal of Educational Psychology. – 1995. – 87. – Р. 117–133.

Фройнд, А.Ф. Исследование и измерение одаренности и креативности с помощью Берлинского теста структуры интеллекта / А.Ф. Фройнд, Х. Холлинг // Психология. – 2005. – Т. 2, № 4. – С. 81–93.

Ушаков, Д.В. Мышление и интеллект / Д.В. Ушаков // Психология ХХI века / ред. В.Н. Дружинин. – М. : Пер Сэ, 2002. – С. 291–353.

Ушаков, Д.В. Интеллект: структурно-динамическая теория / Д.В. Ушаков. – М. : Изд-во ИП РАН, 2003.

Винер, Н. Я – математик / Н. Винер. – М. : Наука. 1967. – 356 с.