КОПИНГ-СТРАТЕГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ И ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ ЛЮДЕЙ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

М. А. ОДИНЦОВА
О. В. БАРИНОВА
Е. В. ГУРОВА

Аннотация

Проанализированы результаты исследования копинг-стратегий и жизнестойкости лиц с разным уровнем эмоционального интеллекта (N=72). Показано, что люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта (ЭИ) активны, жизнестойки, гибко реагируют на трудности, склонны к укреплению авторитета за счет демонстрации своего превосходства, упорно отстаивают свои интересы, иногда стремятся поставить других в зависимое положение. Людям со средним уровнем ЭИ свойственно использование всего арсенала копинг-стратегий преодоления для совладания со стрессами, возможно в силу недостаточно высокого уровня жизнестойкости. У людей с низким уровнем ЭИ слабо выражены все копинг-стратегии преодоления за исключением избегания, они более пассивны, беспомощны, жизненные трудности могут поставить их в тупик. Внутриличностный ЭИ более развит у мужчин в отличие от женщин, которые чаще используют импульсивные, агрессивные действия для преодоления стрессов, а также стремятся к социальной поддержке в трудных для них ситуациях. Чем выше уровень ЭИ, тем выше активность и жизнестойкость личности.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
ОДИНЦОВА, М. А., БАРИНОВА, О. В., & ГУРОВА, Е. В. (2017). КОПИНГ-СТРАТЕГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ И ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ ЛЮДЕЙ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА. Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E. Педагогические науки, (7), 75-80. извлечено от https://journals.psu.by/pedagogical/article/view/3031
Выпуск
Раздел
Психология
Биографии авторов

М. А. ОДИНЦОВА, Московский государственный психолого-педагогический университет

канд. психол. наук, доц.

О. В. БАРИНОВА, Московский государственный психолого-педагогический университет

канд. психол. наук, доц.

Е. В. ГУРОВА, Московский государственный психолого-педагогический университет

канд. психол. наук, доц.

Библиографические ссылки

Айсмонтас, Б.Б. Сравнительный анализ личностных особенностей студентов очного и дистанционного обучения / Б.Б. Айсмонтас, Мд.У. Актер // Психол. наука и образование. – 2013. – № 4. – С. 288–302.

Барцалкина, В.В. Роль внутреннего диалога в развитии личности подростка / В.В. Барцалкина // Вопросы психологии. – 1997. – № 2. – С. 36.

Куляцкая, М.Г. Типичные семейные сценарии клиентов с разным уровнем жизнеспособности / М.Г. Куляцкая // Психологическое благополучие современной семьи : материалы межрегион. науч.-практ. конф. с междунар. участием. – Ярославль, 2016. – С. 30–32.

Куляцкая, М.Г. Особенности виктимного и жизнестойкого копинг-стилей преодоления личности в экстремальных ситуациях / М.Г. Куляцкая // Психология стресса и совладающего поведения: ресурсы, здоровье, развитие : материалы IV Междунар. научн. конф. – Кострома, 2016. – С. 329–331.

Кузьмина, Е.И. Формирование позитивного мышления у студентов с ОВЗ с помощью дистанционных технологий / Е.И. Кузьмина // Психологическая помощь социально незащищенным лицам с использованием дистанционных технологий (интернет-консультирование и дистанционное обучение) : материалы III Междунар. науч.-практ. конф. – М. : МГППУ, 2013. – С. 195–197.

Кузьмина, Е.И. Особенности проведения дистанционного тренинга по развитию позитивного (саногенного) мышления у студентов с ОВЗ и их родителей / Е.И. Кузьмина // Психологическая помощь социально незащи-щенным лицам с использованием дистанционных технологий (интернет-консультирование и дистанционное обучение) : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. – М. : МГППУ, 2014. – С. 361–365.

Левит, Л.З. Влияние эгоизма на эмоциональное выгорание специалиста / Л.З. Левит, Н.П. Радчикова, Е.И. Сапего // Современная зарубежная психология. – 2013. – № 4. – С. 32–44.

Левит, Л.З. Эмоциональное выгорание и эгоизм: особенности взаимодействия / Л.З. Левит, Н.П. Радчикова, Е.И. Сапего // Вестн. Челяб. гос. ун-та. – 2013. – № 34(325). Образование и здравоохранение. Вып. 2. – С. 45–51.

Лонес, О. Моральный конфликт в системе ценностно-нормативных конфликтов малых групп / О. Лонес, О.В. Нагиева // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. – 2006. – № 2. – С. 57–58.

Суркова, Е.Г. Глубина внутриличностного конфликта и зрелость совладающего поведения личности / Е.Г. Суркова, Е.В. Гурова // Знание. Понимание. Умение. – 2012. – № 3. – С. 251–256.

Шабанова, Т.Л. Типы эмоционального развития личности у преподавателей ВУЗОВ / Т.Л. Шабанова, Н.Н. Игнатьева // Проблемы современного педагогического образования. – 2016. – № 52-6. – С. 421–427.

Клиническое значение сниженных показателей эмоционального интеллекта учащихся средней общеобразовательной школы / А.Н. Корнетов [и др.] // Вестн. Том. гос. пед. ун-та. – 2015. – № 3 (156). – С. 72–80.

Валиева, Ф.И. Индивидуально-личностные предпосылки резильентного поведения / Ф.И. Валиева // Вестн. Северо-осетин. гос. ун-та им. К.Л. Хетагурова. – 2016. – № 4. – С. 97–101.

Bonanno, G.A. Regulatory Flexibility: An Individual Differences Perspective on Coping and Emotion Regulation / G.A. Bonanno, C.L. Burton // Perspectives on Psychological Science. – 2013. – № 8 (6). – Р. 591–612.

Лобанов, А.П. Факторы вербального интеллекта и черты личности: поиск корреляций / А.П. Лобанов, Н.В. Дроздова // Гум.-экан. весн. – 2012. – № 4. – С. 17–23.

Краснопольская, Н.С. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и жизнестойкости студентов ВУЗА / Н.С. Краснопольская // Вестн. Брян. гос. ун-та. – 2012. – № 1–2. – С. 150–154.

Люсин, Д.В. Опросник на эмоциональный интеллект ЭмИн: новые психометрические данные / Д.В. Люсин // Социальный и эмоциональный интеллект: от моделей к измерениям. – М. : Ин-т психологии РАН, 2009. – C. 264–278.