ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ ЛИЦ С РАЗНЫМ ТИПОМ РОЛЕВОЙ ВИКТИМНОСТИ

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Е. И. КУЗЬМИНА
М. Г. КУЛЯЦКАЯ
В. С. СЕРГЕЕВА

Аннотация

Показана целесообразность выделения типов ролевой виктимности. Это позволяет более детально рассмотреть проявления эмоционального интеллекта (ЭИ) в каждом из них, обнаружить ресурсы развития и преодоления ролевой виктимности. Одним из таких ресурсов являются способности понимать и управлять эмоциями в группе аутовиктимных респондентов, способность управлять эмоциями – в группе виктимных лиц. Гипервиктимным людям необходима психологическая помощь и поддержка в развитии внутриличностного ЭИ, на основе хорошо развитого межличностного интеллекта, гибкости поведения, более эмоционального восприятия других людей и событий жизни в целом. Ролевая виктимность связана с компонентами внутриличностного ЭИ, но не связана с характеристиками межличностного ЭИ, что требует дальнейших исследований в этом направлении. Сознательность, ответственность, умения контролировать события своей жизни и эмоциональная устойчивость благоприятно сказываются на развитии ЭИ. Целенаправленное развитие ЭИ может способствовать снижению уровня ролевой виктимности.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
КУЗЬМИНА, Е. И., КУЛЯЦКАЯ, М. Г., & СЕРГЕЕВА, В. С. (2017). ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ ЛИЦ С РАЗНЫМ ТИПОМ РОЛЕВОЙ ВИКТИМНОСТИ. Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E. Педагогические науки, (7), 81-86. извлечено от https://journals.psu.by/pedagogical/article/view/3032
Выпуск
Раздел
Психология
Биография автора

В. С. СЕРГЕЕВА, Московский государственный психолого-педагогический университет

канд. пед. наук

Библиографические ссылки

Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект / Д. Гоулман – М. : АСТ: Хранитель, 2008. – 478 с.

Люсин, Д.В. Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования /Д.В. Люсин – М. : Ин-т психологии РАН, 2004. – С. 29–36.

Айсмонтас, Б.Б. Сравнительный анализ личностных особенностей студентов очного и дистанционного обучения / Б.Б. Айсмонтас, Мд.У Актер // Психол. наука и образование. – 2013. – № 4. – С. 288–302.

Левит, Л.З. Влияние эгоизма на эмоциональное выгорание специалиста / Л.З. Левит, Н.П. Радчикова, Е.И. Сапего // Современная зарубежная психология. – 2013. – № 4. – С. 32–44.

Лонес, О. Моральный конфликт в системе ценностно-нормативных конфликтов малых групп / О. Лонес, О.В. Нагиева // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. – 2006. – № 2. – С. 57–58.

Одинцова, М.А. Проблема виктимного личностного типа в психологии / М.А. Одинцова // Изв. Саратов. ун-та. Сер. Философия. Психология. Педагогика. – 2014. – Т. 14. № 2-1. – С. 73–79.

Панкратова, А.А. Эмоциональный интеллект: примеры программы формирования [Электронный ресурс] / А.А. Панкратова // Психол. исслед. – 2010. – N 1(9). – Режим доступа: http://psystudy.ru. – Дата доступа: 21.01.2017.

Барцалкина, В.В. Роль внутреннего диалога в развитии личности подростка / В.В. Барцалкина // Вопросы психологии. – 1997. – № 2. – С. 36.

Суркова, Е.Г. Глубина внутриличностного конфликта и зрелость совладающего поведения личности / Е.Г. Суркова, Е.В. Гурова // Знание. Понимание. Умение. – 2012. – № 3. – С. 251–256.

Кузьмина, Е.И. Формирование позитивного мышления у студентов с ОВЗ с помощью дистанционных технологий / Е.И. Кузьмина // Психологическая помощь социально незащищенным лицам с использованием дистанционных технологий (интернет-консультирование и дистанционное обучение) : материалы III Междунар. науч.-практ. конф. – М. : МГППУ, 2013. – С. 195–197.

Кузьмина, Е.И. Особенности проведения дистанционного тренинга по развитию позитивного (саногенного) мышления у студентов с ОВЗ и их родителей / Е.И. Кузьмина // Психологическая помощь социально незащищенным лицам с использованием дистанционных технологий (интернет-консультирование и дистанционное обучение): материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. – М. : МГППУ, 2014. – С. 361–365.

Одинцова, М.А. Эмоциональный интеллект как один из основных ресурсов инфантильных подростков / М.А. Одинцова, А.М. Спирина // Воспитание школьников. – 2012. – № 7. – С. 58–63.

Одинцова, М.А. Феномен «жертва» в научной литературе и житейских представлениях / М.А. Одинцова // Ом. науч. вестн. – 2006. – № 10 (49). – С. 89–94.

Андреева, И.Н. Психологическая характеристика подтипов эмоционального интеллекта с низким его уровнем / И.Н. Андреева // Когнитивные штудии: когнитивная парадигма в междисциплинарных исследованиях : материалы VI Междунар. междисциплин. конф. / под ред. А.П. Лобанова, Н.П. Радчиковой. – Вып. 6. – Минск : БГПУ, 2015. – С. 28–35.

Андроникова, О.О. Особенности взаимосвязи различных типов жертвенной позиции и эмоционального интеллекта / О.О. Андронникова, П.С. Герасимова // Сибир. пед. журн. – 2016. – № 5. – С. 118–125.

Тимофеев, А.В. Нарушения эмоционального интеллекта как фактор повышения виктимности подростка / А.В. Тимофеев, М.Ю. Емельянова, О.И Шутова // Личность в экстремальных и кризисных ситуациях жизнедеятельности. – 2014. – № 4. – С. 226–233.

Шумилкина, М.В. Психологическая виктимность и эмоциональный интеллект / М.В. Шумилкина // Достижения вузов. науки. – 2015. – № 14. – С. 92–95.

Одинцова, М.А. Этапы разработки опросника «Тип ролевой виктимности» / М.А. Одинцова, Н.П. Радчикова // Ярослав. пед. вестн. – 2012. – Т.2, № 1. – С. 309–314.

Люсин, Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн / Д.В. Люсин // Психолог. диагностика. – 2006. – № 4. – С. 3–22.

Князев, Г.Г. Валидизация русскоязычной версии опросника Л. Голдберга «Маркеры факторов «Большой Пятерки» / Г.Г. Князев, Л.Г. Митрофанова, В.А. Бочаров // Психол. журн. – 2010. – Т. 31, № 5. – С. 100–110.