ПОЛИПАРАДИГМАЛЬНОСТЬ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БЕЛАРУСИ (XIX–ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТЬ ХХ вв.)

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

М. М. СОКОЛОВСКАЯ

Аннотация

Анализируется сложный и противоречивый процесс динамики белорусской музыкальной культуры в контексте дихотомии «Запад – Восток». Опираясь на исследования В. Конона, А. Мальдиса, В. Антоневича и других белорусских ученых, автор обосновывает идею, что творчество отечественных композиторов и исполнителей конца ХVIII – первой четверти ХХ вв. формировалось под воздействием западноевропейских социокультурных парадигм и художественных стилей. В качестве результата инновационной творческой деятельности профессиональных музыкантов на белорусской земле этого периода выявлены заметные преобразования в музыкально-интонационной сфере, демократичные тенденции в образно-выразительном строе и языке музыки. В ХХ ст. музыкальная культура, по мнению автора, характеризуется уже системным свойством – эмерджентностью; постепенно усваивается белорусская народная музыка; она осмысливается как перспективная линия и вектор развития белорусской национальной музыкальной культуры.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
СОКОЛОВСКАЯ, М. М. (2017). ПОЛИПАРАДИГМАЛЬНОСТЬ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БЕЛАРУСИ (XIX–ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТЬ ХХ вв.). Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E. Педагогические науки, (7), 193-198. извлечено от https://journals.psu.by/pedagogical/article/view/3070
Выпуск
Раздел
Культурология

Библиографические ссылки

Конан, У. Драма беларускага хрысціянскага адраджэння / У. Конан // Літаратура і мастацтва. – 2001. – 23 лют. – С. 14–15.

Каган, М.С. Философская теория ценностей / М.С. Каган. – СПб. : Петрополис, 1997. – 205 с.

Мархель, У. Прысутнасць былога – пераадоленне стэрэатыпаў / У. Мархель // Романтизм в музыке : материалы науч.-практ. конф., Минск, 3–5 дек. 1997 г. / сост. Т.А. Титова. – Минск : Белорус. гос. акад. музыки, 1999. – С. 11–24.

Антоневич, В.А. Белорусская музыка ХХ века: композиторское творчество и фольклор : учеб. пособие. – Минск : Белорус. гос. акад. музыки, 2003. – 409 с.

Савицкая, О. Неизвестные страницы истории симфонической музыки Беларуси: Увертюра «Kochanka hetmańska» С. Монюшко / О. Савицкая // Музычная культура Беларусі: перспектывы даследавання : матэрыялы XIV Навуковых чытанняў памяці Л.С. Мухарынскай (1906–1987) / склад. Т.С. Якіменка. – Мінск : Беларус. дзярж. акад. музыкі, 2005. – С. 88–95.

Конен, В. Театр и симфония: Роль оперы в формировании классической симфонии / В. Конен. – М. : Музыка, 1975. – 376 с.

Мальдзіс, А.І. На скрыжаванні славянскіх традыцый. Літаратура Беларусі пераходнага перыяду. Другая палавіна XVII–XVIII cт. / А.І. Мальдзіс. – Мінск : Навука і тэхніка, 1980. – 57 с.

Луцкевіч, Л. Канстанцін Галкоўскі (1875–1963). З серыі “Партрэты віленчукоў” / Л. Луцкевіч, Г. Войцік. – Вільня, 2001. – 21 с.

Каган, М.С. Философия культуры / М.С. Каган. – СПб. : Петрополис, 1996. – 416 с.

Конан, У.М. Філасофія і эстэтыка мадэрнізму: Казімір Малевіч / У.М. Конан // Выбранае / уклад. і прад. М.А. Козенкі. – Мінск : Смэлтак, 2009. – С. 57–83.

Адорно, Т.В. Избранное: социология музыки / Т.В. Адорно. – М., СПб. : Унив. кн., 1999. – 455 с.