МАНЬЕРИЗМ КАК «ЭКЛЕКТИЧНЫЙ» ГУМАНИЗМ (РЕНЕССАНСНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ИТАЛИИ В УСЛОВИЯХ КОНЦА XVI В.)
##plugins.themes.bootstrap3.article.sidebar##
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Проанализирован процесс деформации «классического» гуманизма и становление концепции «эклектичного гуманизма», примером которого является маньеризм. Именно в этом художественном направлении отразилось столкновение гуманистических идеалов с социальными реалиями (уничтожение свободных городов-коммун, формирование монархий, реформация и контрреформация и др.). Гуманистическое содержание искусства подменяется субъективизмом, формальным изяществом, декоративизмом, аллегоризмом и символизмом. Отмечено, что в сложных условиях внутренних противоречий в Италии конца ХVI века возникает такое специфическое явление, как маньеризм – вычурность, манерность, искусственность и жеманность, – отражавшее важные изменения в итальянской культуре.
Самыми известными итальянскими маньеристами были Я. Понтормо, Дж. Б. Россо, А. Бронзино, Ф. Пармиджанино, Ф. Приматиччо, П. Тибальди, Б. Челинни, Б. Амманати, Дж. Вазари, Б. Буонталенти, главными теоретиками – Джовани Паоло Ломаццо и Федерико Цуккари. Маньеризм в культуре Ренессанса – это, прежде всего, решение вопроса о соотношении творческого субъекта и созданного им объекта.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Ю. С. САБАДАШ, Мариупольский государственный университет
проф., д-р культурологии
Библиографические ссылки
Арган, Дж.К. История итальянского искусства: Античность. Средние века. Раннее Возрождение. Высокое Возрождение. Барокко. Искусство XVIII века. Искусство XIX – начала XX века / Дж.К. Арган ; пер. с итал. Г.П. Смирновой. – М. : Радуга, 2000. – 533 с. : ил.
Байрамова, Л. Джорджоне / Л. Байрамова // Смена. – 2001. – № 2. – С. 108–123.
Бенеш, О. Искусство Северного Возрождения. Его связь с современными духовными и интеллектуальными движениями : пер. с англ. / О. Бенеш ; авт. вступ. ст. В.Н. Гращенкова. – М. : Искусство, 1973. – 304 с. ; 36 л. ил.
Гращенков, В.К. Книга О. Бенеша и проблемы Северного Возрождения / В.К. Гращенков // Северное Возрождение / О. Бенеш. – М. : Искусство, 1973. – С. 4–47.
Панченко, В.І. Історичні закономірності художнього розвитку / В.І. Панченко // Естетика / Л.Т. Левчук [і др.] ; за ред. Л.Т. Левчук. – 2-е вид., доп. і перероб. – Кіів : Вищ. шк., 2005. – С. 265–307.
Янсон, Х.В. Основы истории искусств / Х.В. Янсон, Э.Ф. Янсон. – СПб. : Икар, 1996. – 512 с.
Рекомендуемые статьи автора (авторов)
- Ю. С. САБАДАШ, «НОВЫЙ ГУМАНИЗМ» АУРЕЛИО ПЕЧЧЕИ И ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ, Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E. Педагогические науки: № 7 (2015)