СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
##plugins.themes.bootstrap3.article.sidebar##
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Анализируются понятие, структура и механизмы формирования социокультурной компетенции в процессе овладения русским языком как иностранным. В условиях глобализации и интенсификации межкультурного общения возрастает значимость владения не только лингвистическими аспектами языка, но и способностью адекватно и успешно функционировать в русскоязычной социокультурной среде. Рассматривается сущность социокультурной компетенции как интегративной категории, включающей знание реалий, норм поведения, ценностных ориентаций и умений применять знания в коммуникативных ситуациях. Исследуются компоненты структуры социокультурной компетенции. Особое внимание уделяется психологическим основам ее формирования, включая роль мотивации, установок, эмпатии и когнитивных стилей индивидов.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Библиографические ссылки
Азимов Э. Г., Щукин А. Н., Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М.: ИКАР, 2009. – 448 с.
Полат Е. С. Обучение в сотрудничестве // Иностранные языки в школе. – 2000. – № 1. – С. 4–11.
Гальскова Н. Д. Образование в области иностранных языков: новые вызовы и приоритеты // Иностранные языки в школе. – 2008. – № 5. – С. 2–7.
Корнеева Л. И. Особенности формирования межкультурной коммуникативной компетенции при обучении китайскому языку // Педагогическое образование в России. – 2016. – № 6. – С. 116–120.
Илхомова И. Н. Социокультурная компетенция как связующее звено иноязычной межкультурной компетенции в обучении иностранному языку // Научные исследования и разработки – 2018: XXXIV Междунар. науч.-практ. конф. – М., 2018. – С. 411–413.
Сафонова В. В. Интернет-ориентированная методика обучения межкультурному общению на иностранных языках: проблемы и перспективы развития // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19, Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2015. – № 2. – С. 104–113.
Плужник И. Л. Основные компоненты моделирования процесса формирования иноязычной межкультурной коммуникативной компетенции в вузовском гуманитарном образовании // Пед. образование в России. – 2016. – № 12. – С. 225–230.
Соколов С. С. Операциональный компонент межкультурной компетенции // Педагогика. – 2017. – Т. 4, № 3. – С. 56–63.
Сафонова В. В. Культуроведение в системе современного языкового образования // Иностранные языки в школе. – 2001. – № 6. – С. 17–24.
Седова Е. А. Исследования интегративной и инструментальной мотивации обучения иностранному языку в психолого-педагогической литературе // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2013. – № 5. – С. 417–419.
Никифорова И. Н. Роль мотивационных аспектов при изучении иностранного языка // Вестн. Санкт-Петерб. науч.-исслед. ин-та педагогики и психологии высш. образования. – 2023. – № 3(7). – С. 53–59.
Байбанова Ф. А. Динамические особенности личностной самоэффективности будущего педагога // Фундамент. исслед. – 2014. – № 11. – Ч. 12. – С. 2719–2723.
Ламзин С. А. Формирование Я-концепции при обучении иностранным языкам // Школа будущего. – 2022. – № 2. – С. 206–217.
Володина О. В. К вопросу об эффективности обучения иностранному языку в вузе: самомотивация, саморегуляция, самоорганизация // Пед. мастерские: сб. науч. тр. – Киров: Межрегион. центр инновац. технологий в образовании, 2022. – С. 24–27.
Леонов И. Н. Толерантность к неопределенности как психологический феномен: история становления конструкта // Вестн. Удмурт. ун-та. Философия. Психология. Педагогика. – 2014. – № 4. – С. 43–52.
Андрюшкина Ю. С. Экспериментальное исследование влияния личностной и иноязыковой тревожности в условиях учебного билингвизма // Вестн. Нижегород. гос. лингвист. ун-та им. Н. А. Добролюбова. – 2020. – № 49. – С. 9–23.