ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКСПОРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

А. В. КАЛИНИН

Аннотация

Представлен анализ сущности экономических понятий «образовательная услуга», «экспорт», «эффективность» на основе исследований отечественных и зарубежных экономистов, а также норм права. Рассматриваются как общие, так и специфические особенности образовательных услуг. Дается авторское определение «экспорта образовательных услуг». Рассматривается специфика вычисления эффективности экспортной деятельности учреждений образования, а также представлена формула для ее расчета с указанием основных элементов. Вводится авторский «коэффициент предельного набора» для повышения точности расчётов. Предложена система учета затрат на обучение для вычисления эффективности экспорта образовательных услуг. Полученные данные могут быть использованы руководителями учреждений высшего образования при организации международного сотрудничества и совершенствовании системы экспорта образовательных услуг.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
КАЛИНИН, А. В. (2018). ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКСПОРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ. Вестник Полоцкого государственного университета. Серия D. Экономические и юридические науки, (13), 60-69. извлечено от https://journals.psu.by/economics/article/view/2822

Библиографические ссылки

Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) [Электронный ресурс] / Соглашение. – Режим доступа: http://www.rgwto.com. – Дата доступа: 11.07.2018.

Бурденко, Е.В. Права работника / Е.В. Бурденко. – М. : ИИЦ МГУДТ, 2006. – 257 с.

Данилова, Т.В. Методика оценки конкурентоспособности вузов / Т.В. Данилова // Качество и конкурентоспособность в ХХI веке : материалы V Всероссийской науч.-практ. конф. – Чебоксары : Чувашский гос. ун-т, 2006. – С. 55–61.

Лукашенко, М.А. Маркетинг и PR в учебном заведении / М.А. Лукашенко // Высшее образование в России. – 2002. – № 4. – С. 32–40.

Ченцов, А. О бизнесе образовательных услуг / А. Ченцов // Высшее образование в России. – 1999. – № 2. – С. 120–123.

Стрижов, А.М. Понятие качества образовательной услуги в условиях рыночных отношений / А.М. Стрижов // Стандарты и мониторинг в образовании. – 1999. – № 3. – С. 47–50.

Джапарова, Р. Маркетинг услуг профессионального образования / Р. Джапарова // Маркетинг. – 2005. – № 4. – С. 55–65.

Липкина, Е.Д. Конкурентоспособность вузов на современном рынке образовательных услуг / Е.Д. Липкина. – Омск : ОмГПУ, 2006. – 136 с.

Зайчикова, С.А. Стратегия маркетинга высшего учебного заведения в системе открытого образования / С.А. Зайчикова, И.Н. Маяцкая. – М. : РГСУ, 2006. – 115 с.

Терещенко, Н.Н. Исследование рынка образовательных услуг высшей школы / Н.Н. Терещенко. – Красноярск : Красноярский гос. ун-т, 2005. – 267 с.

Зотов, В.Н. Разработка стратегии и тактики маркетинговой деятельности вузов на рынке образовательных услуг и научно-технической продукции : автореф. дис. … канд. экон. наук : 08.00.05 / В.Н. Зотов. – М. : РЭА им. Г.В. Плеханова, 1997. – 21 с.

Романова, И.Б. Управление конкурентоспособностью высшего учебного заведения / И.Б. Романова. – Ульяновск : Средневолж. науч. центр, 2005. – 140 с.

Щетинин, В.П. Экономика образования / В.П. Щетинин, Н.А. Хроменков, Б.Г. Рябушкин. – М. : Российское педагогическое агентство, 1998. – 306 с.

Зиннуров, У.Г. Маркетинг в деятельности вузов: теория и методы решений / У.Г. Зиннуров. – Уфа : УГАТУ, 1993. – 226 с.

Кожухар, В.М. К определению содержания образовательной услуги / В.М. Кожухар // Маркетинг в России и за рубежом. – 2005. – № 3. – С. 31–41.

Морозов, А.В. Креативная педагогика и психология : учеб. пособие для вузов / А.В. Морозов, Д.В. Чернилевский. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Академ. проект ; Королев : Традиция/Королев, 2004. – 559 с.

Панкрухин, А.П. Маркетинг образовательных услуг / А.П. Панкрухин // Маркетинг в России и за рубежом. – 1997. – № 7–8. – С. 79–85.

Налоговый кодекс Республики Беларусь (общая часть) : Закон Респ. Беларусь, 19 дек. 2002 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2003. – № 2/920.

Кодекс Республики Беларусь об образовании : Закон Респ. Беларусь, 13 янв. 2011 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2011. – № 2/1795.

Словарь современных экономических и правовых терминов ; авт.-сост. В.Н. Шимов [и др.] ; под общ. ред. В.Н. Шимова. – Минск : Амалфея, 2002. – 816 с.

Указания по заполнению формы государственной статистической отчетности 12-вэс (услуги) : отчет об экспорте и импорте услуг : постановление Национального статистического комитета Респ. Беларусь, 15 июня 2015 г. № 40 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2015. – № 7/3128.

Рогова, Т.М. Экспорт образовательных услуг российских вузов: барьеры и перспективы : дис. ... канд. экон. наук : 08.00.14 / Т.М. Рогова. – Ростов н/Д, 2013.

Косевич, А.В. Экспорт образовательных услуг сферы высшего образования: мировой опыт и российская практика : дис. ... канд. экон. наук : 08.00.14 / А.В. Косевич. – М., 2006.

Максаковская, Н.С. Структура и содержание процесса экспорта образовательных услуг в вузах физической культуры и спорта (на примере Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК) : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Н.С. Максаковская. – М., 2013.

Чухломин, В.Д. О стратегии выхода учреждения образования на внешний рынок / В.Д. Чухломин // Маркетинг в России и за рубежом. – 2014. – № 4(42). – С. 32.

Кодекс Республики Беларусь об образовании : Закон Респ. Беларусь, 13 янв. 2011 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2011. – № 2/1795.

Об утверждении Концепции развития экспорта образовательных услуг в рамках сотрудничества Республики Беларусь с иностранными государствами в 2007–2010 годах : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 12 окт. 2007 г. № 1320 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2007. – № 5/25955.

Попова, Е.П. Проблема эффективности университетов и заказчики образовательных услуг / Е.П. Попова // Соврем. гуманитар. исслед. – 2011. – № 6. – С. 220–227.

March, J.G. Ambiguity and Choice in Organizations / J.G. March, J.P. Olsen. – Bergen, Norway, 1976.

Курс экономической теории : учеб. пособие / А.В. Сидорович [и др.] ; под общ. ред. А.В. Сидорович. – 2-е изд. – М. : Дело и Сервис, 2001.

Самуэльсон, П. Экономика / П. Самуэльсон, У. Нордхаус. – М. : Вильямс, 2014. – С. 55.

Райзберг, Б.А. Современный экономический словарь [Электронный ресурс] / Б.А. Райзберг // КонсультантПлюс. – М., 2007. – Режим доступа : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_67315/a4ac408fb9d6def070ad3a76312ca092863048e5/. – Дата доступа: 27.03.2018.

Злотникова, Е. Влияние валютного курса на эффективность экспорта отдельных отраслей экономики / Е. Злотникова // Банковский вестник. – 2008. – № 1. – С. 53.

Кустиков, В.А. Факторы и эффективность экономического роста белорусской экономики: методы оценки и тенденции изменения / В.А. Кустиков // Экон. бюл. Науч.-исслед. экон. ин-та М-ва экономики Респ. Беларусь. – 2014. – № 6. – С. 55–67.

Ноздрин-Плотницкий, М.И. Факторы производства, их характеристика и взаимосвязь. Эффективность производства / М.И. Ноздрин-Плотницкий // Экономическая теория : краткий курс / М.И. Ноздрин-Плотницкий [и др.] ; под общ. ред. М.И. Ноздрина-Плотницкого. – Минск, 2017. – С. 34–40.

Высоцкий, О.А. Оценка эффективности функционирования стратегии устойчивого развития / О.А. Высоцкий // Прозрачное управление в системе обеспечения устойчивого развития предприятия / О. А. Высоцкий. – Минск, 2014. – С. 29–30.

Щитникова, И.В. Методологические принципы единства формирования показателей эффективности на различных иерархических уровнях управления экономикой / И.В. Щитникова // Науч. тр. Белорус. государственного экономического университета ; редкол.: В.Н. Шимов (пред.) [и др.]. – Минск, 2010. – Вып. 3. – С. 453–458.

Гридина, Л.В. Показатели для оценки эффективности управления качеством образовательных услуг вуза / Л.В. Гридина // Менеджмент в России и за рубежом. – 2010. – № 6. – С. 90–94.

Олешкевич, Е.Н. Методологические подходы к определению эффективности рынка образовательных услуг и методика его диагностирования в Республике Беларусь / Е.Н. Олешкевич // Вестн. экон. интеграции. – 2011. – № 1. – С. 48–56.

Попова, Е.П. Проблема эффективности университетов и заказчики образовательных услуг / Е.П. Попова // Современные гуманитарные исследования. – 2011. – № 6. – С. 220–227.

Клячко, Т.Л. Экспорт высшего образования: состояние и перспективы в мире и России / Т.Л. Клячко, Г.А. Краснова // Экономика науки. – 2015. – Т. 1, № 2. – С. 102–108.

Алексанков, А.М. Методика разработки инновационной программы вуза по экспорту образовательных услуг : дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / А.М. Алексанков. – СПб., 2003.

Словарь современных экономических и правовых терминов / авт.-сост. : В.Н. Шимов [и др.] ; под общ. ред. В.Н. Шимова. – Минск : Амалфея, 2002.

Об утверждении инструкции о порядке определения стоимости обучения при реализации образовательных программ высшего и среднего специального образования на платной основе в государственных учреждениях образования : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 29 июля 2011 г. № 210 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2012. – № 8/25073.