«И КОЛОКОЛЫ СЪИМА У СВЯТЫЯ СОФИЕ»: THE REMOVAL OF THE TEMPLE BELLS IN ANCIENT RUS

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Ю. Н. КЕЖА

Анатацыя

В статье рассматриваются летописные сообщения, упоминающие о снятии храмовых колоколов в Древней Руси ХI – начала XVI в. Для древнерусского книжника XI–XII вв., который ориентировался на библейскую письменную традицию, колокола выступали в качестве храмовых атрибутов, существенно не отличавшихся от других церковных реликвий. Снятие колоколов с церквей (1066/1067, 1146, 1169 гг.) упоминается в общем контексте разорения древнерусских храмов. Сами храмовые разорения (за исключением сообщения 1146 г.) отождествляются с разграблением Иерусалимского Храма. В период XIV–XVI вв. соборный колокол выступает символом городского сообщества, которое являлось полноценной политической силой. Снятие главного («вечевого») колокола завоевателями свидетельствовало о ликвидации вечевых свобод и политической независимости города.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Як цытаваць
КЕЖА, Ю. Н. (2023). «И КОЛОКОЛЫ СЪИМА У СВЯТЫЯ СОФИЕ»: THE REMOVAL OF THE TEMPLE BELLS IN ANCIENT RUS. Веснік Полацкага дзяржаўнага ўніверсітэта. Серыя А. Гуманітарныя навукі, (2), 30-35. https://doi.org/10.52928/2070-1608-2023-67-2-30-35
Біяграфія аўтара

Ю. Н. КЕЖА, Белорусский государственный университет, Минск

канд. ист. наук, доц.

Бібліяграфічныя спасылкі

Аверинцев С.С. К уяснению смысла надписи над конхой центральной апсиды Софии Киевской // Древнерусское искусство и художественная культура домонгольской Руси. – М.: «Наука», 1972. – С. 25–49.

Молдован А.М. «Слово о законе и благодати» Илариона. – Киев, 1984. – 240 с.

Полное собрание русских летописей: Т. I. Лаврентьевская летопись. – Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1926 – 1928. – 379 с.

Долгов В.В. Быт и нравы Древней Руси. – М.: Яуза, Эксмо, 2007. – 512 с.

Рабинович М.Г. Очерки этнографии русского феодального города. – М.: «Наука», 1978. – 327 с.

Данилевский Д.Н. Мог ли Киев быть Новым Иерусалимом? // Одиссей: Человек в истории. – М., 1998. – С. 134–150.

Ричка В.М. Київ – Другий Єрусалим (з історії політичної думки та ідеології середньовічної Русі). – Київ: Інститут історії України НАН України, 2005. – 243 с.

Топоров В.Н. Пространство // Мифы народов мира: энцикл.: в 2 т. / гл. ред. С.А. Токарев. – М.: Сов. Энцикл., 1991. – Т.2. – С. 340–342.

Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. – М.: Изд-во Академии наук СССР, 1950. – 576 с., ил.

Полное собрание русских летописей: Т. II. Ипатьевская летопись. – СПб.: Тип. М.А. Александрова, 1908. – 638 с.

Фроянов И.Я. Начало христианства на Руси. – Ижевск: Удмуртский университет, 2003. – 73 с.

Фюстель де Куланж Н.Д. Гражданская община древнего мира. – СПб: Тип. Б.М. Вольфа, 1906. – 459 с.

Полное собрание русских летописей: Т. III. Новгородские летописи. – СПб., 1841. – 628 с.

Полное собрание русских летописей: Т.XV. Рогожский летописец. Тверской сборник. – М., 2000. – 432 с.

Полное собрание русских летописей: Т. XXV. Московский летописный свод конца XV века. – М., 2004. – 488 с.

Полное собрание русских летописей: Т.V. Псковские летописи. Вып. 2. – М., 2000. – 372 с.

Лукин П.В. К истории вечевых колоколов // Новгородский исторический сборник. Великий Новгород. – 2014. – Вып. 14(24). – С. 135–167.

Хроника Георгія Амартола въ древнемъ славянорусскомъ переводе. Текст, изследованіе и словарь. Томъ I: Текстъ. Россійская государственная академическая типографія. Петроградъ, 1920. – 616 с.

Полное собраніе русскихъ летописей. Томъ четвертый. IV. V. Новгородскія и псковскія летописи. Санкт-Петербургъ. Типография Эдуарда Праца, 1848. – 365 с.

Ковалёв А.В. Военные кампании Андрея Боголюбского и их идеологическое оформление в летописании // Studia Historica Europae Orientalis = Исследования по истории Восточной Европы: науч. сб. – Минск: РИВШ, 2010. – Вып. 3. – С. 30–43.

Гайденко П.И. Сколько раз Киев подвергался разграблению в домонгольский период // Исторический формат. – 2019. – № 2. – С. 19–31.

Топоров В.Н. Текст города – девы и города – блудницы в мифологическом аспекте. Заметки по реконструкции текстов // Исследование по структуре текста. – М., 1987. – С. 121–132.

Воронин Н.Н. Памятники Владимиро-Суздальского зодчества ХІ–ХІІІ вв. – М., Л.: Академия наук СССР, 1945. – 92 с.

Гайденко П.И. Крушение мечты о Владимирской митрополии (о причинах церковно-политической неудачи Андрея Боголюбского) // История: факты и символы. – 2020. – № 1(22). – С. 35–50.

Торшин Е.Н. О строительных материалах Софийского собора в Полоцке и проблеме датировки памятника // Труды Государственного Эрмитажа: Первые каменные храмы Древней Руси: материалы архит.-археол. сем-ра, Санкт-Петербург, 22–24 нояб. 2010 г. / науч. ред. Д.Д. Ёлшин. – СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2012. – С. 337–352.

Трусаў А.А. Хто будаваў Полацкую Сафію? // Гісторыя і археалогія Полацка і Полацкай зямлі. Матэрыялы VIII Міжнароднай навукова-практычнай канферэнцыі (Полацк, 1–2 лістапада 2022 г.) / уклад. Т.У. Явіч. – Полацк: Полац. кніж. выд-ва, 2022. – С. 311–315.

Марзалюк І.А. Гістарычная самаідэнтыфікацыя насельніцтва Беларусі ў ХІ–ХVII стст. // Гістарычны альманах. – Гародня, 2001. – Т.5. – С. 3–22.

Кежа Ю.Н. Когда Волхов течёт вспять. Поход князя Всеслава на Новгород 1066 г. // Родина. – 2013. – № 5. – С. 76–78.

Емяльянаў С.П. Рэлігійныя і палітычныя стратэгіі на еўрапейскай Поўначы Х–ХІІ стагоддзяў // Весн. Полац. дзярж. ун-та. Сер. А. Гуманіт. навукі. – 2015. – № 1 – С. 13–17.

Стерлингова И.А. Иерусалимы как литургические сосуды в Древней Руси // Иерусалимы в русской культура. – М.: «Наука», 1994. – С. 46–62.

Котляр М.Ф., Ричка В.М. Княжий двір Південної Русі Х–ХІІІ ст. – Київ: Наукова Думка, 2008. – 356 с.

Котляр Н.Ф. Святослав Ольгович // Древняя Русь в средневековом мире. Энцикл. – М.: «Ладомир», 2014. – С. 728.

Флоря Б.Н. Исследования по истории церкви. Древнерусское и славянское средневековье: сб. – М.: ЦНЦ ПЭ, 2007. – 436 с.