ЛИТЕРАТУРНО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ А.Е. КРУЧЕНЫХ В КОНТЕКСТЕ КОНЦЕПЦИИ ЧИСТОГО ИСКУССТВА
##plugins.themes.bootstrap3.article.sidebar##
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
В статье предпринимается попытка раскрыть соответствие основополагающих творческих принципов А.Е. Крученых, его представлений о сущности и задачах художественного творчества основным положениям концепции чистого искусства. Рассматриваются особенности интерпретации ключевых понятий, используемых сторонниками «искусства для искусства», их постулатов в теоретико-литературных и литературно-критических работах поэта. Указывается, что характер того, как А.Е. Крученых трактует идеи, являющиеся основными положениями концепции чистого искусства, обусловливается авангардистскими исканиями поэта. Раскрывается подчиненность декларируемой А.Е. Крученых теории заумного языка принципам чистого искусства. Осмысливается характер эволюции в послереволюционный период творчества поэта его взглядов на взаимоотношения искусства и политики, художественные произведения, подчиненные решению внеэстетических задач. Выявляется роль А.Е. Крученых в развитии идей чистого искусства.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Т. В. ДАНИЛОВИЧ, Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка, Минск
канд. филол. наук, доц.
Библиографические ссылки
Вейдле В.В. Умирание искусства. Размышления о судьбе литературного и художественного творчества. – СПб.: Аксиома, 1996. – 332 с.
Осповат А.Л. Короткий день русского «эстетизма» (В.П. Боткин и А.В. Дружинин) // Лит. учеба. – 1981. – № 3. – С. 186–193.
Вязова Е.С. «Искусство для искусства» во Франции, Англии и России ХIХ века. К истории термина // Искусствознание. – 2008. – № 3/08. – С. 44–95.
Шемшурин А.А. Слишком земной человек // Алексей Крученых в свидетельствах современников. – Мюнхен: Verlag Otto Sagner, 1994. – С. 61–63.
Крученых А.Е. 15 лет русского футуризма 1912–1927 гг.: Материалы и комментарии. – М.: Всероссийский союз поэтов, 1928. – 67 с.
Толстая-Вечорка Т. Слюни черного гения // Жив Крученых!: сб. ст. / Б. Пастернак, С. Третьяков, Д. Бурлюк, Т. Толстая, С. Рафалович. – М.: Изд. Всероссийского союза поэтов, 1925. – С. 19–37.
Крученых А.Е. Апокалипсис в русской литературе. – М.: Б. и., 1923. – 46 с.
Память теперь многое разворачивает: Из литературного наследия Крученых / Сост., посл., публ. текстов и комм. Н. Гурьяновой. – Беркли: Berkeley Slavic specialities, 1999. – 498 с.
Бурлюк Д.Д. Фрагменты из воспоминаний футуриста. Письма. Стихотворения. – СПб.: Пушкин. фонд, 1994. – 381 с.
Крученых А. Е. Сдвигология русского стиха: Трахтат обижальный (трактат обижальный и поучальный). – М.: Тип. ЦИТ, 1922. – 46 с.
Третьяков C.М. Бука русской литературы (об Алексее Крученых) // А.Е. Крученых. К истории русского футуризма: Воспоминания и документы – М.: Гилея, 2006. – С. 333–345.
Крученых А.Е. Гибель Есенина: Как Есенин пришел к самоубийству. – М.: изд. авт., 1926. – 18 с.
Хлебников В., Кручёных А., Гуро Е. Трое. – СПб.: Журавль, 1913. – 96 с.
Крученых А.Е. К истории русского футуризма: Воспоминания и документы. – М.: Гилея, 2006. – 458 с.
Крученых А.Е. О Велимире Хлебникове // Литературное обозрение. – 1996. – № 5/6. – С. 29–36.
Крученых А.Е. Новое в писательской технике Бабеля, Артема Веселого, Вс. Иванова, Леонова, Сейфуллиной, Сельвинского и др.: продукция № 144. – М.: Всероссийский союз поэтов. – 1927. – 59 с.
Крученых А.Е. Леф-агитки Маяковского, Асеева, Третьякова. – М.: Изд-е Всероссийского Союза Поэтов, 1925. – 61 с.
Коган П.С. О «Лефе», о формалистах, Жирмунском и Маяковском Современная русская критика (1918–1924) // Современная русская критика (1918–1924). Сб. (образцы и характеристики). – Л.: Гос. изд-во, 1925. – С. 88–97.
Дружинин А.В. Прекрасное и вечное. – М.: Современник, 1988. – 543 с.
Крученых А.Е., Петников Г.Н., Хлебников В. Декларация заумного языка // Заумники. – М.: Б. и., 1922. – С. 12–17.