ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ В РОМАНЕ Г. ТЕРТЛДАВА «ПОКОРЕННАЯ БРИТАНИЯ»

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Я. А. АЛЕКСЕЕНКО

Аннотация

В статье рассматривается специфика интертекстуальности в романе Г. Тертлдава «Покоренная Британия», принадлежащем к жанру альтернативной истории, разновидности историографической прозы. Определены художественные произведения (трагедии, комедии, исторические хроники, поэма) У. Шекспира и К. Марло, выступающие в качестве прецедентных текстов. Ограниченное количество пьес, используемых автором, обусловлено временем действия (1597–1598 гг.), допускаются некоторые анахронизмы. Выявлено, что основная форма рецепции для американского писателя – косвенное цитирование (аллюзии / реминисценции). Установлено, что маркирование прецедентных текстов осуществляется с помощью упоминания авторов, названий пьес и имен действующих лиц, вкрапления суггестивных деталей оригинальных сюжетов. Иными интертекстуальными элементами являются пословицы, отсылки к библейским и мифологическим источникам (имена, предметы, детали фабулы). В основу фикциональных фрагментов пьес «Боудикка» и «Король Филипп II», написанных героем-драматургом, ложатся произведения У. Шекспира и его современников (Т. Хьюза, Дж. Флетчера).

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
АЛЕКСЕЕНКО, Я. А. (2024). ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ В РОМАНЕ Г. ТЕРТЛДАВА «ПОКОРЕННАЯ БРИТАНИЯ». Вестник Полоцкого государственного университета. Серия А. Гуманитарные науки, (4), 28-32. https://doi.org/10.52928/2070-1608-2024-72-4-28-32

Библиографические ссылки

Блум Х. Шекспир как центр канона [Электронный ресурс] / пер. с англ. Т. Казавчинской // Иностранная литература. – № 12. – 1998. – С. 194–213. – URL: https://magazines.gorky.media/inostran/1998/12/shekspir-kak-czentr-kanona.html. (Дата обращения: 25.03.2024).

Sturgess K. C. Shakespeare and the American Nation. – NY: Cambridge University Press, 2004. – 246 p.

Shapiro J. Shakespeare in a divided America: what his plays tell us about our past and future. – NY: Penguin Press, 2020. – 236 p.

Комаровская Т.Е. Реалистическая деконструкция Шекспира в романе Д. Смайли «Тысяча акров» // Методология изучения литературы и основы анализа художественного текста: уч.-метод. пособие. – Минск, 1998. – С. 93–96.

Комаровская Т.Е. Трагедия короля Лира в современной литературе США: роман Д. Смайли «Тысяча aкров» // Культура и литература США: проблемы поэтики и эстетики: тез. докл. конф., 1–7 дек. 1997 г. / отв. ред. Л.Г. Михайлова. – М.: МГУ, 1997. – С. 61–64.

Dolezel L. Possible Worlds of Fiction and History: The Postmodern Stage. – Baltimore: The Johns Hopkins University Press, 2010. – 172 p.

Осьмухина О.Ю., Махрова Г.А. Специфика жанра романа альтернативной истории (на материале отечественной прозы 1990-х – 2000-х гг.) // Вестн. Ленингр. гос. ун-та им. А.С. Пушкина. – 2013. – Т. 1, № 4. – С. 50–58.

Schneider-Mayerson M. What Almost Was: The Politics of the Contemporary Alternate History Novel // American Studies. – 2009. –Vol. 50. – № 3 / 4. – Р. 63–83.

Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. – М.: Прогресс, 1989. – 616 с.

Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. – М.: Худож. лит., 1975. – 502 с.

Кристева Ю. Бахтин, слово, диалог и роман // Вестн. МГУ. Сер. Филология. – 1995. – № 1. – С. 97–123.

Лотман Ю.М. Семиотика культуры и понятие текста // Избранные статьи. − Т. 1. – Таллин: Александра, 1992. – С. 129–132.

Turtledove H. Ruled Britannia. – NY.: New American Library, 2002. – 309 p.