ГЕНЕЗИС ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПОДХОДОВ К ИЗУЧЕНИЮ СТРАТЕГИЙ ОВЛАДЕНИЯ ИНОСТРАННЫМИ ЯЗЫКАМИ В РАМКАХ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛИНГВИСТИКИ И ЛИНГВОДИДАКТИКИ
##plugins.themes.bootstrap3.article.sidebar##
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Анализируются предпосылки зарождения и развития стратегической лингводидактики. На фоне быстрой смены методов, теорий и подходов, имевшей место в языковой педагогике на протяжении последних пятидесяти лет, обоснованы причины, позволившие лингвостратегической теории завоевать стабильные позиции. Показано, что ни один из существующих методов не смог преодолеть догму о примате преподавателя, тогда как основоположники стратегической лингводидактики отталкивались от естественных ментальных процессов, которые актуализируются в сознании и поведении обучаемого. В рамках новой парадигмы учащийся рассматривался как активная самоопределяющаяся личность, которая обрабатывает информацию сложными, часто своеобразными способами, и цель исследования заключалась в выявлении механизмов, с помощью которых этот процесс осуществляется успешно. Проведены обобщение и сравнительный анализ стадий и направлений лингвостратегических исследований как за рубежом, так и в советской и постсоветской языковой педагогике и психолингвистике, сделаны выводы об их результативности и перспективах.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Библиографические ссылки
Corder, S. (1967). The significance of learner’s errors. International Review of Applied Linguistics in Language Teaching, 5(1–4), 161–170. https://doi.org/10.1515/iral.1967.5.1-4.161
Shifron-Boreiko, I. (2020). K voprosu o psikholingvisticheskoi osnove strategii ovladeniya yazykom. [On the psycholinguistic basis of language acquisition strategies]. European Journal of Humanities and Social Sciences, (5), 92–96. (In Russ., abstr. in Engl.). https://doi.org/10.29013/EJHSS-20-5-92-96
Rubin, J. (1975). What the “good language learner” can teach us. TESOL Quarterly, 9(1), 41–51. https://doi.org/10.2307/3586011
White, C. (2008). Language learning strategies in independent language learning: an overview. In S. Hurd & T. Lewis. (Eds.), Language learning strategies in independent settings, 3–24. Clevedon: Multilingual Matters.
Hymes, D.H. (1972) On Communicative Competence. In J.B. Pride & J. Holmes (Eds.), Sociolinguistics: Selected readings. (269–293). Harmondsworth: Penguin.
Canale, M., & Swain, M. (1980). Theoretical basis of communicative approaches to second language teaching and testing. Applied Linguistics, 1(1), 1–47. https://doi.org/10.1093/applin/I.1.1
Imedadze, N.V. (1979). Eksperimental'no-psikhologicheskie issledovaniya ovladeniya i vladeniya vtorym yazykom [Experimental psychological studies of second language acquisition and proficiency]. Tbilisi: Metsniereba. (In Russ.).
Vyatyutnev, M.N. (1984). Teoriya uchebnika russkogo yazyka kak inostrannogo (metodicheskie osnovy) [Theory of the textbook of Russian as a foreign language (methodical bases)]. Moscow: Russkiy yazyk. (In Russ.).
Oxford, R.L., Lavine, R.Z. & Crookal, D. (1989). Language learning strategies, the communicative approach and their classroom implications. Foreign Language Annals, 22(1), 29–39. https://doi.org/10.1111/j.1944-9720.1989.tb03139.x
Cohen, A.D. (2011). Second Language Learner Strategies. In. E. Hinkel (Ed.), Handbook of research in second language teaching and learning: Volume II (681–698). New York; London: Routledge.
Kumaravadivelu, B. (2001). Towards a postmethod pedagogy. TESOL Quarterly 35(4), 537–560. https://doi.org/10.2307/3588427
Nyikos, M., & Oxford, R. (1993). A factor analytic study of language-learning strategy use: Interpretations from informationprocessing theory and social psychology. The Modern Language Journal, 77(1), 11–22. https://doi.org/10.2307/329553
Chamot, A.U. (2018). Developing self-regulated learning in the language classroom. In I. Walker, D. Chan, M. Nagami & C. Bourguignon (Eds.), New Perspectives on the Development of Communicative and Related Competence in Foreign Language Education (41–52). Berlin: De Gruyter Mouton.
Oxford, R.L. (1990). Language learning strategies: What every teacher should know. New York: Newbury House.
Grenfell, M. & Macaro, E. (2007). Language learner strategies: claims and critiques. In A.D. Cohen & E. Macaro (Eds.), Language learner strategies: Thirty years of research and practice (9–28). Oxford: Oxford University Press.
Oxford, R.L. (1999). Learning strategies. In B. Spolsky & R.E. Asher (Eds.), Concise encyclopedia of educational linguistics (215–522). Amsterdam: Elsevier.
Oxford, R.L. (2017). Teaching and researching language learning strategies: self-regulation in context (2nd ed.). New York: Routledge.
Wray, D. & Hajar, A. (2015). A critical review of language learning strategy research. The Asian Journal of English Language and Pedagogy, 3, 1–19. https://ejournal.upsi.edu.my/index.php/AJELP/article/view/1217/874
Lebedinskii, S.I. (2019). Strategicheskaya teoriya ovladeniya russkim yazykom kak inostrannym i strategii obucheniya [Strategic theory of Russian as a foreign language acquisition and teaching strategies]. Minsk: Belarusian State University. (In Russ.).