ГЕНЕЗИС ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПОДХОДОВ К ИЗУЧЕНИЮ СТРАТЕГИЙ ОВЛАДЕНИЯ ИНОСТРАННЫМИ ЯЗЫКАМИ В РАМКАХ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛИНГВИСТИКИ И ЛИНГВОДИДАКТИКИ

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

И. ШИФРОН-БОРЕЙКО

Анатацыя

Анализируются предпосылки зарождения и развития стратегической лингводидактики. На фоне быстрой смены методов, теорий и подходов, имевшей место в языковой педагогике на протяжении последних пятидесяти лет, обоснованы причины, позволившие лингвостратегической теории завоевать стабильные позиции. Показано, что ни один из существующих методов не смог преодолеть догму о примате преподавателя, тогда как основоположники стратегической лингводидактики отталкивались от естественных ментальных процессов, которые актуализируются в сознании и поведении обучаемого. В рамках новой парадигмы учащийся рассматривался как активная самоопределяющаяся личность, которая обрабатывает информацию сложными, часто своеобразными способами, и цель исследования заключалась в выявлении механизмов, с помощью которых этот процесс осуществляется успешно. Проведены обобщение и сравнительный анализ стадий и направлений лингвостратегических исследований как за рубежом, так и в советской и постсоветской языковой педагогике и психолингвистике, сделаны выводы об их результативности и перспективах.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Як цытаваць
ШИФРОН-БОРЕЙКО, И. (2022). ГЕНЕЗИС ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПОДХОДОВ К ИЗУЧЕНИЮ СТРАТЕГИЙ ОВЛАДЕНИЯ ИНОСТРАННЫМИ ЯЗЫКАМИ В РАМКАХ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛИНГВИСТИКИ И ЛИНГВОДИДАКТИКИ. Веснік Полацкага дзяржаўнага ўніверсітэта. Серыя Е. Педагагічныя навукі, (7), 30-34. Retrieved from https://journals.psu.by/pedagogical/article/view/1433

Бібліяграфічныя спасылкі

Corder, S. (1967). The significance of learner’s errors. International Review of Applied Linguistics in Language Teaching, 5(1–4), 161–170. https://doi.org/10.1515/iral.1967.5.1-4.161

Shifron-Boreiko, I. (2020). K voprosu o psikholingvisticheskoi osnove strategii ovladeniya yazykom. [On the psycholinguistic basis of language acquisition strategies]. European Journal of Humanities and Social Sciences, (5), 92–96. (In Russ., abstr. in Engl.). https://doi.org/10.29013/EJHSS-20-5-92-96

Rubin, J. (1975). What the “good language learner” can teach us. TESOL Quarterly, 9(1), 41–51. https://doi.org/10.2307/3586011

White, C. (2008). Language learning strategies in independent language learning: an overview. In S. Hurd & T. Lewis. (Eds.), Language learning strategies in independent settings, 3–24. Clevedon: Multilingual Matters.

Hymes, D.H. (1972) On Communicative Competence. In J.B. Pride & J. Holmes (Eds.), Sociolinguistics: Selected readings. (269–293). Harmondsworth: Penguin.

Canale, M., & Swain, M. (1980). Theoretical basis of communicative approaches to second language teaching and testing. Applied Linguistics, 1(1), 1–47. https://doi.org/10.1093/applin/I.1.1

Imedadze, N.V. (1979). Eksperimental'no-psikhologicheskie issledovaniya ovladeniya i vladeniya vtorym yazykom [Experimental psychological studies of second language acquisition and proficiency]. Tbilisi: Metsniereba. (In Russ.).

Vyatyutnev, M.N. (1984). Teoriya uchebnika russkogo yazyka kak inostrannogo (metodicheskie osnovy) [Theory of the textbook of Russian as a foreign language (methodical bases)]. Moscow: Russkiy yazyk. (In Russ.).

Oxford, R.L., Lavine, R.Z. & Crookal, D. (1989). Language learning strategies, the communicative approach and their classroom implications. Foreign Language Annals, 22(1), 29–39. https://doi.org/10.1111/j.1944-9720.1989.tb03139.x

Cohen, A.D. (2011). Second Language Learner Strategies. In. E. Hinkel (Ed.), Handbook of research in second language teaching and learning: Volume II (681–698). New York; London: Routledge.

Kumaravadivelu, B. (2001). Towards a postmethod pedagogy. TESOL Quarterly 35(4), 537–560. https://doi.org/10.2307/3588427

Nyikos, M., & Oxford, R. (1993). A factor analytic study of language-learning strategy use: Interpretations from informationprocessing theory and social psychology. The Modern Language Journal, 77(1), 11–22. https://doi.org/10.2307/329553

Chamot, A.U. (2018). Developing self-regulated learning in the language classroom. In I. Walker, D. Chan, M. Nagami & C. Bourguignon (Eds.), New Perspectives on the Development of Communicative and Related Competence in Foreign Language Education (41–52). Berlin: De Gruyter Mouton.

Oxford, R.L. (1990). Language learning strategies: What every teacher should know. New York: Newbury House.

Grenfell, M. & Macaro, E. (2007). Language learner strategies: claims and critiques. In A.D. Cohen & E. Macaro (Eds.), Language learner strategies: Thirty years of research and practice (9–28). Oxford: Oxford University Press.

Oxford, R.L. (1999). Learning strategies. In B. Spolsky & R.E. Asher (Eds.), Concise encyclopedia of educational linguistics (215–522). Amsterdam: Elsevier.

Oxford, R.L. (2017). Teaching and researching language learning strategies: self-regulation in context (2nd ed.). New York: Routledge.

Wray, D. & Hajar, A. (2015). A critical review of language learning strategy research. The Asian Journal of English Language and Pedagogy, 3, 1–19. https://ejournal.upsi.edu.my/index.php/AJELP/article/view/1217/874

Lebedinskii, S.I. (2019). Strategicheskaya teoriya ovladeniya russkim yazykom kak inostrannym i strategii obucheniya [Strategic theory of Russian as a foreign language acquisition and teaching strategies]. Minsk: Belarusian State University. (In Russ.).