СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИДЕЙ КИТАЙСКИХ И БЕЛОРУССКИХ УЧЕНЫХ О ПРОЦЕССЕ, МЕТОДАХ И ФОРМАХ РАЗВИТИЯ ПАТРИОТИЗМА И ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ У СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА
##plugins.themes.bootstrap3.article.sidebar##
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Анализируются и обобщаются китайские и белорусские исследования, посвященные проблеме интерпретации процесса, методов и форм развития патриотизма и гражданственности у молодежи. Согласно проведенному анализу литературы, существует терминологическая двусмысленность в вопросе концептуализации процесса развития патриотизма и гражданственности у студентов. Процесс развития патриотизма и гражданственности определяется несколькими терминологическими способами: 1) гражданско-патриотическое воспитание; 2) два отдельных направления: гражданское воспитание и патриотическое воспитание; 3) процесс гражданской или гражданско-патриотической социализации; 4) гражданское образование. Анализ литературы также показывает, что между Китаем и Беларусью есть много общего в трактовке процесса развития гражданственности и патриотизма. Приводятся эмпирические данные автора о недостаточном понимании преподавателями белорусских университетов различий между указанными терминами. Как полагают авторы, результаты опроса могли быть обусловлены терминологической неоднозначностью, существующей в академическом дискурсе.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Е. В. ЧЕКИНА, Гродненский государственный университет имени Янки Купалы
PhD in pedagogy, associate prof.
Библиографические ссылки
成勇. 新时代高校爱国主义教育的实践路径创新. 学校党建与思想教育 = Cheng Y. Innovation of the practical path of patriotism education in colleges and universities in the new era // School Party building and ideological education. – 2022. – № 24. – P. 70–72.
温静,吴一凡. 青年爱国主义教育方法的百年演进. 思想政治教育研究 = Wen J., Wu Y. The century-old evolution of youth patriotism education methods // Research on ideological and political education. – 2023. – № 2. – P. 58–59.
吴宏政.论大中小学思政课一体化建设中的几对辩证关系.思想理论教育导刊 = Wu H. On the dialectical relations in the integration construction of ideological and political courses in primary and secondary schools // Ideological and theoretical education guide magazine. – 2021. – № 11. – P. 77–82.
Патриотическое воспитание студенческой молодежи на примере подвига белорусских медиков в годы Великой Отечественной войны: методические рекомендации / авт.-сост. С.П. Кулик, О.А. Сыродоева. – Витебск: ВГМУ, 2018. – 27 с.
Звездкин Н.М. Патриотические ценности современной белорусской молодежи: от социологического анализа к актуализации сиcтемы воспитания // Весн. Брэсц. ўн-та. Сер. 1, Філасофія. Паліталогія. Сацыялогія. – 2020. – № 1. – С. 140–147.
Сендер А.Н., Соколова Т.В. Гражданско-патриотическое воспитание студенческой молодежи в образовательном пространстве университета // Весн. Брэсц. ўн-та. Сер. 3, Філалогія. Педагогіка. Псіхалогія. – 2019. – № 1. – С. 112–120.
Сендер А.Н., Соколова Т.В. Идеологическая и воспитательная работа с обучающимися Брестского государственного университета имени А. С. Пушкина в год народного единства // Весн. Брэсц. ўн-та. Сер. 1, Філалогія. Педагогіка. Псіхалогія. – 2021. – № 1. – С. 126–139.
Сушко В.В. Гражданско-патриотическое воспитание молодежи на основе христианских традиций белорусского народа // Христианские ценности и межкультурное взаимодействие: сб. науч. ст. междунар. науч.-практ. конф. / Брест (29–30 окт. 2020 г.) / редкол.: Т.В. Лисовская и др. – Брест: БрГТУ, 2020. – С. 139–141.
Система патриотического воспитания студентов университета / О.М. Дорошко, Т.М. Прудко, Т.А. Бадюкова и др. – Гродно: Ламарк, 2009. – 196 с.
Казимирская И.И. Гражданское воспитание будущего педагога в эпоху глобализации // Формирование гражданина и профессионала в условиях университетского образования: сб. науч. ст. – Габрово: ЕКС–ПРЕС, 2012. – Т. 1. – С. 149–152.
Русак И.А. Теоретические аспекты формирования гражданственности у учащейся молодежи Республики Беларусь // Весн. Брэсц. ўн-та. Сер. 3, Філалогія. Педагогіка. Псіхалогія. – 2020. – № 2. – С. 144–148.
Гутковская М.С. Роль идеологической работы в гражданской социализации молодежи Республики Беларусь // Сацыяльна-педагагічная работа. Сер. У дапамогу педагогу. – 2010. – № 9. – С. 10–12.
Гащенко Л.А. Методологические основания гражданско-патриотической социализации учащейся молодежи // Весн. Віцеб. дзярж. ўн-та. – 2008. – № 4(50). – С. 8–14.
Соколова А.А., Каленчук Т.В. Культура и гражданское образование: аксиологическая матрица личности // Весн. Палес. дзярж. ун-та. Сер. грамадскіх і гуманітарных навук: науч.-практ. журн. – 2019. – № 2. – С. 68–72.
Панов С.В., Пунчик В.Н. Патриотическое воспитание белорусской учащейся и студенческой молодежи: социально-педагогическое моделирование // Выш. школа. – 2021. – № 6. – С. 14–18.
Сидоркин А.М. Методы воспитания // Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / редкол.: В.В. Давыдов (гл. ред.) и др. – М., 1993. – Т. 1. – С. 570.
Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 256 с.
徐晓军, 孙权, ⻙雨欣. 高校“课程思政”建设现状及其影响因素分析——基于华中师范大学3450份调查问卷的实证 研究.江汉大学学报: 社会科学版 = Xu X., Sun Q., Wei Y. Current status and influencing factors of “curriculum ideology and politics” construction in universities: An empirical study based on 3450 questionnaires from Central China Normal University // Journal of Jianghan University: Social Science Edition. – 2022. – № 4. – P. 41.
崔欣玉. 新时代高校爱国主义教育的实践路径研究. 思想理论教育导刊 = Cui X. Research on practical pathways for patriotic education in universities in the new era // Guide Journal of Ideological and Theoretical Education. – 2021. – № 10. – P. 62–65.
赵馥洁, 段建海, 董小龙. 中华⺠族爱国主义史论. 北京:中国社会科学出版社 = Zhao F., Duan J., Dong X. Historical discourse on patriotism of the Chinese nation. – Beijing: China Social Sciences Press, 2008. – P. 80–93.
唐景莉,李石纯,韩晓萌,等.加强党对高校的领导——党的十八大以来全国高校思想政治工作述评.中国高等教育 = Strengthening party leadership over universities: A review of ideological and political work in national universities since the 18th CPC National Congress / J. Tang, S. Li, X. Han et al. // China Higher Education. – 2017. – № 19. – P. 53–55.
Захарова Э.В. К вопросу о воспитании гражданина в Республике Беларусь // Весн. Палес. дзярж. ун-та. Сер. грамадскіх і гуманітарных навук. – 2022. – № 1. – С. 33–37.
Конструктивный подход к гражданско-патриотическому воспитанию студентов Белорусского торгово-экономического университета потребительской кооперации / Т.Н. Байбардина, О.Г. Бондаренко, Л.В. Вишневецкая и др. // Потребительская кооперация. – 2022. – № 4(79). – С. 56–58.
Зайцева И.Т. Организационно-методические аспекты гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи в условиях высшей школы // Изв. Гомел. гос. ун-та им. Ф. Скорины. – 2011. – № 1(64). – С. 87–94.
关于经济全球化时代的爱国主义教学和研究。= Liu J. On patriotism in the era of economic globalization // Teaching and Research. – 2012. – № 4. – P. 5–15.
习近平. 习近平谈治国理政. 北京:外文出版社 = Xi J. Xi Jinping: The Governance of China. – Beijing: Foreign Languages Press., 2017. – 378 p.
Бондарь П.И. Нравственно–патриотическое воспитание молодежи Беларуси: тенденции, технологии, проблемы // Навуковы пошук у сферы сучаснай культуры і мастацтва: матэрыялы навук. канф. / Беларус. дзярж. ўн-т культуры і мастацтваў; рэд. кал.: А.А. Корбут и др. – Минск: БГУКИ, 2020. – С. 40–47.
Катович Н.К. Повышение роли детских и молодежных общественных объединений в гражданском и патриотическом воспитании школьников // Выхаванне і дадатковая адукацыя. Сер. У дапамогу педагогу. – 2011. – № 4. – С. 57–59.
Рекомендуемые статьи автора (авторов)
- Е. В. ЧЕКИНА, Л. П. ВИЛЬЧИНСКАЯ, Т. А. ТЮФАНОВА, ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОТИВАЦИИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ОБРАЗОВАНИЯ, Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E. Педагогические науки: № 7 (2017)
- Х. СААДИ, Е. В. ЧЕКИНА, МОДЕЛИРОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ НЕГАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ ГАДЖЕТОВ НА РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E. Педагогические науки: № 2 (2024)
- Е. В. ЧЕКИНА, ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ, Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E. Педагогические науки: № 7 (2016)
- Е. В. ЧЕКИНА, ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМАТЕ ПРОЕКТНЫХ ЗАДАНИЙ, Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E. Педагогические науки: № 7 (2021)