ВЗАИМОСВЯЗЬ «ТЕМНОЙ ТРИАДЫ» И ОСОБЕННОСТЕЙ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК
##plugins.themes.bootstrap3.article.sidebar##
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Проанализированы взаимосвязи «Темной триады» и особенностей самопрезентации в социальных сетях у студентов: юношей и девушек. Цель исследования – выявить характер взаимосвязи компонентов «Темной триады» и показателей самопрезентации в социальных сетях у юношей и девушек. Использовались следующие методики: «Опросник самопрезентации в социальной сети» (авторы: М. Мичикян, Дж. Деннис, К. Субраманьям, в адаптации Д. С. Корниенко, Н. А. Рудновой, Е. А. Горбушиной, Ф. В. Дериша), «Шкала перфекционистской самопрезентации» (автор: П. Хьюитт, в адаптации А. А. Золотаревой), «Опросник Темная дюжина» (авторы: П. Джонасон, Г. Вебстер, в адаптации Т. В. Корниловой, С. А. Корнилова, М. А. Чумаковой). Для обработки результатов применялся коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
У лиц обоего пола выявлены значимые умеренные положительные взаимосвязи: 1) между компонентом «Темной триады» «Макиавеллизм» и показателями самопрезентации в социальных сетях «Шкала перфекционистской самопрезентации» и «Демонстрация совершенства»; 2) между компонентом «Темной триады» «Нарциссизм» и показателями самопрезентации в социальных сетях «Шкала перфекционистской самопрезентации» и «Демонстрация совершенства».
Специфичными для юношей являются следующими значимые умеренные положительные взаимосвязи: 1) между компонентом «Темной триады» «Макиавеллизм» и такими показателями самопрезентации в социальных сетях, как «Шкала перфекционистской самопрезентации» и «Демонстрация совершенства»; 2) между компонентом «Темной триады» «Нарциссизм» и показателями самопрезентации в социальных сетях, как «Шкала перфекционистской самопрезентации», «Демонстрация совершенства», «Поведенческое непроявление несовершенства», «Реалистичное демонстративное Я».
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Н. П. РАДЧИКОВА, Московский государственный психолого-педагогический университет
канд. психол. наук, доц.
И. Н. АНДРЕЕВА, Полоцкий государственный университет имени Евфросинии Полоцкой
канд. психол. наук, доц.
Библиографические ссылки
Егорова М. С., Ситникова М. А., Паршикова О. А. Адаптация Короткого опросника Темной триады [Электронный ресурс] // Психол. исследования. – Режим доступа: https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/1052?articlesBySimilarityPage=3 (дата обращения: 26.08.2025).
Знаков В. В. Макиавеллизм, манипулятивное поведение и взаимопонимание в межличностном общении // Вопросы психологии. – 2002. – № 6. – С. 22–53.
Егорова М. С., Паршикова О. А., Ситникова М. А. Половые различия по показателям Темной триады [Электронный ресурс] // Психол. исследования. – Режим доступа: https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/566 (дата обращения: 26.08.2025).
Дериш Ф. В. Симптомокомплекс «Темная триада» во взаимосвязи с базовыми свойствами личности // Вестн. Перм. гос. гуманитар.-пед. ун-та. Сер. № 1, Психол. и пед. науки. – 2015. – № 1. – С. 18–27.
Соколова Е. Т. Нарциссизм как клинический и социокультурный феномен // Вопросы психологии. – 2009. – № 1. – С. 67–80.
Корягина Н. А. Самопрезентация и убеждающая коммуникация: учеб. и практикум для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2024. – 378 с.
Корниенко Д. С., Руднова Н. А., Горбушина Е. А. Психометрические характеристики шкалы самопрезентации в социальной сети [Электронный ресурс] // Психол. исследования. – Режим доступа: https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/153?fontstyle=f-smaller (дата обращения: 26.08.2025).
Золотарева А. А. Адаптация методики «Шкала перфекционистской самопрезентации» П. Хьюитта / Психол. журнал. – 2011. – № 6. – С. 59–66.
Лимасова С. П., Чеснокова Л. В. Особенности самопрезентации студенческой молодежи в социальной сети (на примере социальной сети Вконтакте) // Омские социал.-гуманитар. чтения. – 2023. – № 6. – С. 44–48.
Методика диагностики личностных черт «Темной триады»: апробация опросника «Темная дюжина» / Т. В. Корнилова, С. А. Корнилов, М. А. Чумакова и др. // Психол. журнал. – 2015. – № 2. – С. 99–112.
Дериш Ф. В. Половые особенности взаимосвязи Темной триады личности и эмоционального интеллекта // Вестн. Перм. ун-та. Сер. Философия. Психология. Социология. – 2019. – № 5. – С. 356–371.
Горбушина Е. А. Особенности самопрезентации в социальных сетях с учетом половых различий [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/1434 (дата обращения: 15.09.2025).
Коновалова А. В. Перфекционизм и перфекционистская самопрезентация в социальных сетях // Вестн. РГГУ. Сер. Психология. Педагогика. Образование. – 2020. – № 2. – С. 151–165.
Корниенко Д. С., Руднова Н. А., Горбушина Е. А. Особенности самопрезентации в социальной сети в связи с чертами Большой Пятерки и Темной триады // Вестн. Удмурт. ун-та. Сер. Философия. Психология. Педагогика. – 2021. – № 5. – С. 45–53.
Белинская Е. П., Прилуцкая П. Ю. Взаимосвязь виртуального социального статуса и личностных особенностей пользователей социальной сети Инстаграм // Вестн. РГГУ. Сер. Психология. Педагогика. Образование. – 2019. – № 4. – С. 116–130.
Щипицина А. С. Методики измерения перфекционизма // Вестн. Перм. гос. гуманитар.-пед. ун-та. Сер. № 1, Психол. и пед. науки. – 2014. – № 1. – С. 235–246.
Рекомендуемые статьи автора (авторов)
- В. Ю. РАДЗИХОВСКАЯ, И. Н. АНДРЕЕВА, САМОУБЕЖДЕНИЕ И ОБЪЯТИЯ VS МУЗЫКА: ПОВЫШЕНИЕ СУБЪЕКТИВНОГО ОЩУЩЕНИЯ СЧАСТЬЯ У СТУДЕНТОВ ПОСРЕДСТВОМ ВЫПОЛНЕНИЯ НАМЕРЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ, Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E. Педагогические науки: № 15 (2017)
- А. Ч. ВЫРВИЧ, И. Н. АНДРЕЕВА, ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ УРГЕНТНОЙ АДДИКЦИЕЙ, СИНДРОМОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И ПРОКРАСТИНАЦИЕЙ У УЧИТЕЛЕЙ, Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E. Педагогические науки: № 15 (2020)
- М. В. КУБЛИЦКАЯ, И. Н. АНДРЕЕВА, КОГНИТИВНЫЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ СВОЙСТВА У СТУДЕНТОК С ТИПАМИ ВНЕШНОСТИ «ГАМИН» И «НАТУРАЛ» (ПО Д. КИББИ) , Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E. Педагогические науки: № 7 (2020)
- И. Н. АНДРЕЕВА, Ю. В. БЕСПОЛЕНОВА, ВЛИЯНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВНЕШНОСТИ И ПРИВЫЧЕК, РЕАЛИЗУЕМЫХ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НА СОЦИАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ В ОТНОШЕНИИ ВНЕШНЕЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ПРОТИВОПОЛОЖНОГО ПОЛА У СТУДЕНТОВ, Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E. Педагогические науки: № 15 (2018)
- В. В. ТРАШКОВА, И. Н. АНДРЕЕВА, ВЗАИМОСВЯЗЬ КОМПОНЕНТОВ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У РАБОЧИХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ, Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E. Педагогические науки: № 1 (2025)
- П. Г. ПОРТНОВА, И. Н. АНДРЕЕВА, ВЛИЯНИЕ ПОЛА И НАЛИЧИЯ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ КРЕАТИВНОСТЬ (НА ПРИМЕРЕ ПЕРИОДА РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ), Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E. Педагогические науки: № 7 (2021)
- И. Н. АНДРЕЕВА, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИНДИВИДОВ С РЕФЛЕКСИВНЫМИ И НЕРЕФЛЕКСИВНЫМИ ВИДАМИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА, Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E. Педагогические науки: № 7 (2017)
- Ю. Д. ОЛЕНЧЕНКО, И. Н. АНДРЕЕВА, ВЗАИМОСВЯЗИ НАДЕЖДЫ И БЕЗНАДЕЖНОСТИ С ПОКАЗАТЕЛЯМИ ДЕПРЕССИИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ, Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E. Педагогические науки: № 15 (2019)
- И. В. ФРУЦКАЯ, И. Н. АНДРЕЕВА, ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОГО СТРЕССОВОГО РАССТРОЙСТВА С ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТЬЮ, ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬЮ И НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИЕЙ, Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E. Педагогические науки: № 7 (2017)
- Д. М. КУРИЛЕНКО, И. Н. АНДРЕЕВА, САМООТНОШЕНИЕ ЮНОШЕЙ И ИХ СОЦИАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ В ОТНОШЕНИИ К РОДСТВЕННИКАМ ПО ОТЦОВСКОЙ ЛИНИИ, Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E. Педагогические науки: № 7 (2021)