ВЛИЯНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВНЕШНОСТИ И ПРИВЫЧЕК, РЕАЛИЗУЕМЫХ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НА СОЦИАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ В ОТНОШЕНИИ ВНЕШНЕЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ПРОТИВОПОЛОЖНОГО ПОЛА У СТУДЕНТОВ
##plugins.themes.bootstrap3.article.sidebar##
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Представлены результаты экспериментального исследования влияния особенностей внешности и привычек, реализуемых в деятельности, на социальные установки в отношении внешней привлекательности представителей противоположного пола у студентов. Использовалась факторная схема 3*3 (две независимые переменные: «внешность» и «привычка, реализуемая в деятельности», каждая имеет по три уровня). Испытуемым предъявлялись видеоролики, которые демонстрировали деятельность «моделей» (трех юношей и трех девушек), связанную со следованием определенным привычкам: общественно полезным (помощь другому человеку), полезным в первую очередь для себя и своих близких (приготовление пищи), вредным (курение). Внешность «моделей» отличалась по уровню аттрактивности (самая привлекательная – привлекательная – менее привлекательная). В каждой из групп испытуемых осуществлялась демонстрация конкретной «модели» только в одной из экспериментальных ситуаций. Респонденты после просмотра видео должны были оценить привлекательность внешних данных «моделей» противоположного пола. Установлено, что аттрактивность юноши на достоверном уровне оценивается девушками выше в том случае, если он имеет привлекательную внешность и следует полезным для общества, себя и своих близких привычкам (готовит пищу, оказывает помощь), и ниже – если он менее привлекателен и привержен вредным привычкам (курит). У девушек совместного влияния данных факторов не обнаружено, зато выявлено влияние каждой из независимых переменных в отдельности. Выявлены значимые различия в оценке внешней привлекательности «моделей». Обнаружено, что респонденты на достоверном уровне оценивают внешние данные всех девушек-«моделей» наиболее низкими баллами в том случае, когда наблюдают их в процессе курения.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
И. Н. АНДРЕЕВА, Полоцкий государственный университет
д-р психол. наук, доц.
Библиографические ссылки
Хьюстон, М. Введение в социальную психологию. Европейский подход / М. Хьюстон, В. Шребе. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 622 с.
Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. – СПб. : Питер, 2002. – 752 с.
Аттрактивность [Электронный ресурс] // Большая психологическая энциклопедия. – Режим доступа: https://psychology.academic.ru. – Дата доступа: 25.05.2018.
Мещеряков, Б.Г. Глаза как предикторы воспринимаемой физической аттрактивности женских лиц / Б.Г. Мещеряков, Д.В. Ющенкова // Культурно-историческая психология. – 2006. – № 1. – С. 48 –56.
Суэми, В. Психология красоты и привлекательности / В. Суэми, А. Фернхем. – СПб. : Питер, 2009. – 240 с.
Ющенкова, Д.В. Опознание и оценка привлекательности человеческого лица на основе его частей : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.01 / Д.В. Ющенкова ; Междунар. ун-т природы, общества и человека «Дубна». – М., 2011. – 24 с.
Барабанщиков, В.А. Восприятие выражений лица / В.А. Барабанщиков. – М. : Ин-т психологии РАН, 2009. – 448 с.
Варлашкина, Е.А. Внешняя привлекательность мужчины в массовом сознании: гендерный аспект / Е.А. Варлашкина, С.В. Козубенко // Вестн. Ом. ун-та. Сер. Психология. – 2011. – № 2. – С. 11–18.
Smith, М.В. Attitude Change / М.В. Smith // lnternational Encyclopedia of the Social Sciences. – D.L. Sills, Crowell, 1986.
Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. – 672 с.
Ребер, А. Большой толковый психологический словарь / А. Ребер. – М. : ВЕЧЕ ; АСТ, 2000. – С. 109.
Рекомендуемые статьи автора (авторов)
- А. В. ПАРТАСЕВИЧ, И. Н. АНДРЕЕВА, РАЗЛИЧИЯ В УРОВНЯХ СЧАСТЬЯ, УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ЖИЗНЬЮ, ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО И СУБЪЕКТИВНОГО СОЦИАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ У СТУДЕНТОВ, ОБУСЛОВЛЕННЫХ НАЛИЧИЕМ У НИХ БЛИЗКИХ ОТНОШЕНИЙ, Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E. Педагогические науки: № 7 (2022)
- С. А. РОГОВА, И. Н. АНДРЕЕВА, РАЗЛИЧИЯ В ВЫРАЖЕННОСТИ КРЕАТИВНОСТИ И ТОЛЕРАНТНОСТИ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ МЕЖДУ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ И УЧИТЕЛЯМИ, Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E. Педагогические науки: № 15 (2021)
- Т. И. ГРОМ, И. Н. АНДРЕЕВА, ВЛИЯНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ И СТИЛЯ РОДИТЕЛЬСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА ВНУТРИЛИЧНОСТНУЮ КОНФЛИКТНОСТЬ ПОДРОСТКОВ, Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E. Педагогические науки: № 1 (2023)
- К. А. АСТРАУХ, И. Н. АНДРЕЕВА, РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ПОДРОСТКАМИ С ДЕВИАНТНЫМ И НОРМАТИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ В ВЫРАЖЕННОСТИ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ И ЕЕ КОМПОНЕНТОВ, Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E. Педагогические науки: № 1 (2023)
- А. С. КРЫЛОВА, И. Н. АНДРЕЕВА, НЕНАСИЛЬСТВЕННОЕ ОБЩЕНИЕ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ, Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E. Педагогические науки: № 2 (2023)
- А. Ч. ВЫРВИЧ, И. Н. АНДРЕЕВА, ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ УРГЕНТНОЙ АДДИКЦИЕЙ, СИНДРОМОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И ПРОКРАСТИНАЦИЕЙ У УЧИТЕЛЕЙ, Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E. Педагогические науки: № 15 (2020)
- В. О. КЛЕМАНТОВИЧ, И. Н. АНДРЕЕВА, КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ У ДЕВУШЕК С ИМЕНАМИ ВИКТОРИЯ И АНАСТАСИЯ, Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E. Педагогические науки: № 2 (2023)
- М. В. КУБЛИЦКАЯ, И. Н. АНДРЕЕВА, КОГНИТИВНЫЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ СВОЙСТВА У СТУДЕНТОК С ТИПАМИ ВНЕШНОСТИ «ГАМИН» И «НАТУРАЛ» (ПО Д. КИББИ) , Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E. Педагогические науки: № 7 (2020)
- Ю. Д. ОЛЕНЧЕНКО, И. Н. АНДРЕЕВА, ВЗАИМОСВЯЗИ НАДЕЖДЫ И БЕЗНАДЕЖНОСТИ С ПОКАЗАТЕЛЯМИ ДЕПРЕССИИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ, Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E. Педагогические науки: № 15 (2019)
- И. Н. АНДРЕЕВА, Я. А. ИВАНОВА, ОБРАЗ УСПЕШНОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В СОЗНАНИИ СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ, Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E. Педагогические науки: № 1 (2024)