«ДОФАМИНОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» И ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО САМОСОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

С. З. СЕМЕРНИК
П. В. КАВРУС

Аннотация

Рассматривается проблема формирования гражданского самосознания современной молодежи, влияния образования на данный процесс. Цель статьи – выявить специфику образовательных практик в условиях динамики социума, определить перспективы развития гражданского самосознания личности в современной образовательной среде. Анализируются специфические черты современного образования, сущность кото- рого позволяет описывать его как «дофаминовое образование» – ориентирующееся на удовлетворение потребности обучающихся в получении удовольствия (эмоционального, социального, когнитивного и т.п.). Раскрываются предпосылки возникновения данной образовательной модели (экономические, социокультурные, психологические), выявляются механизмы ее функционирования, влияния на когнитивные, поведенческие характеристики личности обучающегося. Отмечается, что модель «дофаминового образования» некогерентна сущности гражданского самосознания, связанного с такими характеристиками личности, как ответственность, высокий уровень правосознания и культуры мышления. Авторы обозначают основные проблемы формирования гражданского самосознания личности в сложившихся условиях, предлагают способы преодоления названных проблем, в частности, выдвигают тезис о необходимости сохранения статуса образования как сферы нематериального производства, сопряженного с трудовой аскезой, а также поддержку идеи национальной и цивилизационной специфики образовательного процесса как одного из важнейших условий формирования гражданской идентичности личности. Статья будет полезна для работников системы образования, а также для всех, интересующихся проблемами образования и вопросами формирования гражданского самосознания современной молодежи.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
СЕМЕРНИК, С. З., & КАВРУС, П. В. (2025). «ДОФАМИНОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» И ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО САМОСОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ. Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E. Педагогические науки, (2), 118-123. https://doi.org/10.52928/2070-1640-2025-44-2-118-123
Биография автора

С. З. СЕМЕРНИК, Гродненский государственный университет имени Янки Купалы

д-р филос. наук, проф.

Библиографические ссылки

Пелипенко А. А. Логоцентризм и логоцентрик (начало) // Культура культуры. – 2015. – № 4(8). – С. 2.

Бибарсова Г. Ш. Гражданско-правовое воспитание в системе профессионального образования // Изв. Юж. федерал. ун-та. Пед. науки. – 2009. – № 6. – С. 154–160.

Семерник С. З., Капалыгина И. И., Лапа О. В. Образование как фактор развития гражданского самосознания личности // Проблемы современного педагогического образования. – 2025. – № 87-3. – С. 248–251.

Козак Е. А. Трансформация инженерного образования с помощью искусственного интеллекта и виртуальной реальности // In the World of science and education. Техн. науки. – 2023. – С. 229–234.

Пищальникова В. А. Новые когнитивные структуры в цифровой информационной среде // Вестн. МГЛУ. Гуманитар. науки. – 2018. – Вып. 13(807). – С. 192–201.

Циркин В. И., Багаев В. И., Бейн Б. Н. Роль дофамина в деятельности мозга (обзор литературы) [Электронный ресурс] // Киров. гос. мед. академия. – URL: https://www.docsity.com/ru/docs/rol-dofamina-v-deyatelnosti-mozga/5490300/ (дата обращения: 01.10.2025).

Lajtha A., Sershen Н. Heterogeneity of reward mechanisms // Neurochem. – 2010. – № 35. – P. 851–867.

Смирнов В. В. Феномен цифровой зависимости в условиях информационного общества (социально-психологический аспект) // Высшее образование сегодня. – 2019. – № 4. – C. 72–76.