СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ И ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ДРУГИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
##plugins.themes.bootstrap3.article.sidebar##
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Анатацыя
Здоровьесберегающее поведение и образ жизни – понятия, популярные в медицине, педагогике и науках о физической культуре и спорте, тесно взаимосвязанные с индивидуальным и общественным здоровьем. В статье определены особенности декларированного здоровьесберегающего поведения студентов с учетом получаемой специальности в вузе и пола. Проведен социологический онлайн опрос с использованием русскоязычной версии анкеты оценки здоровьесберегающего поведения (опросник IZZ З. Ючиньского). Уровень декларированного здоровьесберегающего поведения студентов педагогических специальностей находится в пределах средних величин. Самым высоким из четырех предложенных критериев, описывающих приверженность сохранению здоровья, является позитивный психологический настрой. Студенты-спортсмены характеризовались оптимальными результатами на фоне представителей других педагогических специальностей по большинству шкал и показателю IZZ. Совершенство навыков питания среди студенток – единственный различаемый критерий по полу. Студенты-спортсмены достоверно отличались от своих сверстников в лучшую сторону по всем критериям здоровьесберегающего поведения, студентки-спортсменки – по суммарному IZZ, навыкам питания и практическому использованию профилактических знаний.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Гэты твор даступны па ліцэнзіі Creative Commons «Attribution» («Атрыбуцыя») 4.0 Сусветная.
Бібліяграфічныя спасылкі
Современные проблемы формирования здорового образа жизни у студенческой молодежи : материалы Междунар. науч.-практ. интернет-конф., Минск, 16–17 мая 2018 г. / редкол.: И.В. Пантюк (отв. ред.) [и др.]. – Минск : БГУ, 2018. – С. 194–197.
Zachowania zdrowotne studentów Fizjoterapii / M. Baumgart [et al.] // Journal of Education, Health and Sport. – 2015. – № 5 (6). – Р. 211–224.
Здоровый образ жизни и его составляющие : учеб.-метод. пособие / В.С. Глушанко [и др.] ; под ред. проф. В.С. Глушанко. – Витебск : ВГМУ, 2017. – 301 с.
Панасюк, Н.Б. Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях физической культурой со студентами /Н.Б. Панасюк // Актуальные проблемы совершенствования физического воспитания в учебных заведениях : сб. науч. ст. по материалам II Междунар. науч.-практ. конф. / редкол.: В.К. Пестис [и др.]. – Гродно : ГГАУ, 2018. – С. 296–301.
Szpakow, A. Znaczenie dobrych praktyk w transgranicznych działaniach prozdrowotnych uczelni z Grodna i Suwałk / A. Szpakow, E. Kleszczewska. – Przegląd Lekarski, 2013.
Шматова, С.С. Социальные детерминанты здоровьесберегающего поведения (на примере студентов вузов) / С.С. Шматова // Изв. Сарат. ун-та. Сер. Социология. Политология. – 2017. – Т. 17, вып. 1. – С. 56–58.
Klimatskaya, L. Lifestyle and health behavior of school aged children in Krasnoyarsk (Russia), Lithuania and Grodno (Belarus) / L. Klimatskaya, S. Laskiene, A. Shpakou // Prog Health Sci. – 2011. – № 1 (2). – P. 39–45.
Palacz, J. Zachowania zdrowotne studentów w świetle wybranych uwarunkowań / J. Palacz // Medycyna Ogólna i Nauki o Zdrowiu. – 2014. – T. 20, № 3. – Р. 301–306.
Цветкова, Л.А. Распространенность рискованных форм поведения в сфере здоровья среди студентов младших курсов / Л.А. Цветкова, Н.А. Антонова // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 12, Психология. Социология. Педагогика. – 2010. – № 4. – С. 83–93.
Харчева, И.Г. Студенческий спорт и здоровье. / И.Г. Харчева, Д.Е. Аркунова, А.А. Шамкова // Аллея науки. – 2018. – Т. 6, № 6 (22). – С. 1001–1008.
Negatywne wzorce zachowań zdrowotnych studentów. Część II. Aktywność ruchowa i nawyki żywieniowe / M. Łaszek [et al.] // Probl Hig Epidemiol. – 2011. – № 92 (3). – Р. 461–465.
Третьякова, Н.В. Здоровьесберегающая деятельность образовательных учреждений: современное состояние и проблемы / Н.В. Третьякова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2014. – № 1. – С. 30–36.
Бондаренко, А.А. Физическая культура и спорт, как условие повышения уровня здоровья студенческой молодежи / А.А. Бондаренко // Современные образовательные технологии в мировом учебно-воспитательном пространстве. – 2016. – № 10. – С. 117–121.
Абаскалова Н.П. Научный обзор: системный подход в педагогике здоровья / Н.П. Абаскалова, А.Ю. Зверкова // Науч. обозрение. Пед. науки. – 2016. – № 2. – С. 5–24.
Стволыгин, К.В. Организация научного исследования в социальной сфере / К.В. Стволыгин. – М. : Директ-Медиа, 2013. – 37 с.
Методы и средства научных исследований : учеб. пособие / Ю. Н. Колмогоров [и др.]. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2017. – 152 с.
Juczyński, Z. NPPPZ. Narzędzia pomiaru w promocji i psychologii zdrowia / Z. Juczyński. – Warszawa : Pracownia Testów Psychologicznych, 2001. – 184 s.
Buttarazzi, D. A boxplot for circular data / D. Buttarazzi, G. Pandolfo, G.C. Porzio // Biometrics. –2018. – Dec; 74 (4). – Р. 1492–1501.