ОСОБЕНОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙШКОЛЬНИКОВ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ НА ПРИМЕРЕ УЧАЩИХСЯ 4-х И 5-х КЛАССОВ
##plugins.themes.bootstrap3.article.sidebar##
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Анатацыя
Представлен сравнительный анализ различных эмоциональных состояний у учащихся младшего и среднего звена школы. Рассматривается выраженность таких эмоций, как интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, страх, презрение, стыд, вина. Выявлены актуальные эмоциональные состояния, а также доминирующее самочувствие школьников данных возрастных групп. Показаны различия в представленности и выраженности отдельных эмоций у младших школьников и учащихся среднего звена. Отмечается, что школьникам четвертых и пятов классов в целом присуще положительное самочувствие, однако, имеются различия в проявлении эмоциональных состояний. Так, у пятиклассников имеется весь спектр эмоций (по шкале К. Изарда). У четвероклассников ограничены отрицательные эмоциональные состояния, отсутствуют такие, как горе, гнев, отвращение, страх. При этом среди всех эмоций в обеих группах доминирует радость. Отмечается, что частота проявления эмоций повышается у учащихся среднего звена школы, происходит их диффериенциация, что связано с возрастными особенностями и личностным развитием детей.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Гэты твор даступны па ліцэнзіі Creative Commons «Attribution» («Атрыбуцыя») 4.0 Сусветная.
И. В. МОРОЗИКОВА, Смоленский государственный университет
канд. психол. наук, доц.
Бібліяграфічныя спасылкі
Андреева, И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии / И.Н. Андреева. – Новополоцк : ПГУ, 2011. – 388 с.
Морозикова, И.В. II Международный форум по педагогическому образованию / И.В. Морозикова // Изв. Смол. гос. ун-та. – 2016. – № 3. – С. 399–402.
Морозикова, И.В. Психологические особенности работы с акцентуированными учащимися при их подготовке к итоговому тестированию / И.В. Морозикова // Образование личности. – 2016. – № 3. – С. 134–140.
Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности / О.П. Елисеев. – СПб. : Питер, 2003. – 556 с.
Изард, К.Э. Психология эмоций / К.Э. Изард. – СПб. : Питер, 1999. – 464 с.
Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М. : Сфера, 2001. – 464 с.