ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ ЖЕНЩИНЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ДЖЕФФРИ ЧОСЕРА

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

А. А. СМУЛЬКЕВИЧ

Аннотация

В настоящей статье изучается творчество английского поэта XIV в. Джеффри Чосера в соотнесенности с таким литературным явлением, как «спор о женщинах», которое утверждало совершенство женского пола. Поэт опровергает все традиционные обвинения против женщин в неверности, злословии, глупости, привлекая примеры легендарных литературных и исторических героинь, а также используя куртуазный канон для идеализирования образа возлюбленной, совмещающей роль мудрого советчика, друга, верной супруги. Д. Чосер стремится изучить природу Любви как вселенского чувства, вызывающего самопожертвование как мужчин, так и женщин. По мнению поэта, женское начало призвано уравновешивать мужское, призывая не давать волю гневу, предрассудкам и несправедливости. Такое наблюдение позволяет сделать вывод о том, что поэт видел функционирование женщины гораздо шире, чем только частная, семейная сфера. Основной своей задачей Д. Чосер считал предостеречь как мужчин (особенно старых, глупых, жадных мужей), так и женщин (доверчивые женщины не должны стать жертвой неверных, лживых мужчин, способных предать) о негативных моментах любви. В связи с этим он призывал к применению эмпирического подхода, основывающегося на накоплении опыта из имеющихся древних источников и критическом их осмыслении, пример которого он приводит в своем собственном анализе непоследовательности в деяниях и высказываниях мудреца Соломона.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
СМУЛЬКЕВИЧ, А. А. (2024). ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ ЖЕНЩИНЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ДЖЕФФРИ ЧОСЕРА. Вестник Полоцкого государственного университета. Серия А. Гуманитарные науки, (4), 7-13. https://doi.org/10.52928/2070-1608-2024-72-4-7-13
Биография автора

А. А. СМУЛЬКЕВИЧ, Полоцкий государственный университет имени Евфросинии Полоцкой

канд. филол. наук

Библиографические ссылки

Рыбакова О.Г. Женщина в культуре западноевропейского средневековья (по материалам современной американской научной периодики). – Тюмень: ТюмГНГУ, 2014. – 118 с.

Трофимова В.С. «Спор о женщинах» в европейских культурах конца XVI – начала XVII века // Диалог со временем. – M: ИВИ, 2015. – Вып. 50. – С. 338‒349.

Трофимова В.С. Проблема женщины в эпоху раннего Возрождения: Кристина Пизанская // Вестник МГПУ. Сер. «Философские науки». – 2013. – № 2(8). – С. 103‒112.

Никола М.И. Истоки женской повествовательной прозы в Англии («Откровения божественной любви» Юлианы из Нориджа и «Книга Маджери» М. Кемп из Линна) // Вестн. Вятского гос. гуман. ун-та. – 2012. – № 3(1). – С. 121‒129.

Рябова Т.Б. Женщина в истории западноевропейского средневековья. – Иваново: Изд. центр «Юнона», 1999. – 212 с.

Matlock W.A., McCormick B. The Woman Question: Chaucer in His European Context // The Chaucer Review: A journal of medieval studies and literary criticism. – 2020. – Vol. 55, No. 4. – P. 345‒356.

Старостина И.Ю. Дж. Чосер о гендерном поведении английского дворянства // Изв. Саратов. ун-та. Сер. История. Международные отношения. – 2012. – Т. 12. – Вып. 2. – С. 7‒10.

Тебенев К.Г. Интегральность идентичности и специфика творчества Дж.Чосера // Вестн. Томск. гос. ун-та. – 2013. – № 374. – С. 114‒116.

Букатова Д.М., Колесниченко Л.И. Культ Прекрасной Дамы как отражение средневековой концепции несовершенства женской природы // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». Проблемы культурологии. –2017. – № 2. – С. 98–104. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kult-prekrasnoy-damy-kak-otrazhenie-srednevekovoy-kontseptsii-nesovershenstva-zhenskoy-prirody/viewer . (Дата обращения: 03.05.2024).

Чосер, Джеффри. Книга о королеве. Птичий парламент / Пер. с англ., коммент. С.А. Александровского. – М.: Время, 2004. – 224 с. (Триумфы). 11. The Riverside Chaucer / Third edition. Benson, Larry D., ed. Based on The Works of Geoffrey Chaucer Edited by F.N. Robinson. – Boston, MA.: Houghton Mifflin, 1987. – 1327 p.

Fumo J.C. Making Chaucer`s Book of the Duchess. Textuality and Reception. – Cardiff: University of Wales Press, 2015. – 244 p.

O’Connell, J. Emotional Boundaries in Chaucer’s Book of the Duchess // Midlands Historical Review [Electronic source]. – Vol. 2. – 2018. – URL: http://www.midlandshistoricalreview.com/emotional-boundaries-in-chaucers-book-of-the-duchess/. (Date of ac-cess: 02.05.2024).

Robertson D.W. Jr. The Historical Setting of Chaucer's Book of the Duchess // Essays in Medieval Culture. – Princeton, NJ: Princeton University Press, 1980. – P. 235–256.

Чосер Дж. Троил и Крессида / пер. М. Бородицкой // Чосер Дж., Хенрисон Р., Шекспир У. Троил и Крессида. Завещание Крессиды. Троил и Крессида / изд. подгот. А. Н. Горбунов, М. В. Оверченко, Н. Т. Пахсарьян ; отв. ред. А. Н. Горбунов. – М.: Наука. – С. 5‒307.

Горбунов А.Н. Чосер средневековый. – М.: Лабиринт, 2010. – 335 с.

Никола М.И. «Троил и Крессида» Дж. Чосера и «Троил и Крессида» У. Шекспира: опыт сравнительного анализа // Информационный гуманитарный портал «Знание, понимание, умение». Проблемы филологии и искусствознания [Электронный ресурс]. – № 4. – 2015. – URL: https://journals.mosgu.ru/zpu/article/view/174. (Дата обращения: 03.05.2024).

Чосер Дж. Кентерберийские рассказы. – М.: Наука, 2012. – 951 с. (Литературные памятники).