ЭМОТИВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ НАУЧНОГО ДИАЛОГА

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

О. Н. ЧАЛОВА

Аннотация

В статье описываются особенности реализации категории эмотивности в научном диалоге, рассматриваемом в качестве разновидности устной публичной речи, способной совмещать в себе характеристики как собственно научного, так и разговорного дискурса. Именно наличие черт разговорной коммуникации обусловливает ярко выраженный эмоциональный характер научного диалога, проявляющийся прежде всего в регулярной экспликации / номинации различных эмоций. В связи с этим в работе выявляются типы и виды эксплицируемых в научном диалоге эмоций (когнитивные и аффективные), специфика их речевой репрезентации (интенсифицированная), а также семантико-прагматические и структурные свойства высказываний, в составе которых они актуализируются. Исследование проводится на материале двух языков – русского и английского, в связи с чем определяется универсальный характер функционирования эмотивных высказываний в научном диалоге.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
ЧАЛОВА, О. Н. (2025). ЭМОТИВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ НАУЧНОГО ДИАЛОГА. Вестник Полоцкого государственного университета. Серия А. Гуманитарные науки, (2), 73-77. https://doi.org/10.52928/2070-1608-2025-74-2-73-77
Биография автора

О. Н. ЧАЛОВА, Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины

канд. филол. наук, доц.

Библиографические ссылки

Данилевская Н.В. Научный текст как динамика оценочных действий // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. – 2018. – № 2. – С. 20–28.

Котюрова М.П., Баженова Е.А. Культура научной речи: текст и его редактирование: учеб. пособие. – М.: Флинта; Наука, 2008. – 280 с.

Красильникова Л.В. Жанр научной рецензии: семантика и прагматика. – М.: Диалог-МГУ, 1999. – 138 с.

Рябцева Н.К. Название как доминантный компонент научного текста: русско-английские межъязыковые «несоответствия» // Вестник ВолГУ. Сер. 2, Языкознание. – 2018. – Т. 19, № 2. – С. 133–143.

Троянская Е.С. Научное произведение в оценке автора рецензии (к вопросу о специфике жанров научной литературы) // Научная литература. Язык, стиль, жанры: сб. науч. ст. / АН СССР, Каф. иностр. яз.; под общ. ред. М.Я. Цвиллинг. – М., 1985. – С. 67–81.

Табанакова В.Д. Предикативный потенциал заголовка научного текста // Стереотипность и творчество в тексте: межвуз. сб. тр. / М-во образования Российской Федерации, Пермский гос. ун-т; редкол.: М.П. Котюрова (гл. ред.). – Пермь, 2002. – Вып. 20. – С. 85–93.

Задворная Е.Г. Эмоциональная оценка в научном диалоге // Профессионально ориентированное обучение межкультурной коммуникации: теория и практика: сб. науч. ст. / Минск. гос. лингв. ун-т; редкол.: Е.В. Баланович (отв. ред.). – Минск, 2022. – С. 88–93.

Рябцева Н.К. Синкретизм эмоционального, рационального и эстетического в современной научной коммуникации // Представление эмоциональной сферы человека на материале разных языков / Н.К. Рябцева, М.Л. Ковшова, П.С. Дронов и др.; под ред. Е.Р. Иоанесян. – М.: Ин-т языкознания РАН, 2020. – С. 70–83.

Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2001. – 752 с.

Hu G., Chen L. «To our great surprise»: A frame-based analysis of surprise markers in research articles // Journal of Pragmatics. – 2019. – Vol. 143. – P. 156–168.

Рябцева Н.К. Стиль мышления и коммуникации в межъязыковом и когнитивном аспекте // Когнитивные исследования языка: Cognitio и communicatio в современном глобальном мире: материалы VIII Междунар. конгресса по когнитивной лингвистике, Москва, 10–12 окт. 2018 г. / Моск. гос. ун-т; редкол.: Л.А. Манерко (отв. ред.). – М., 2018. – Вып. XXXIV. – C. 830–833.

Tutin A. Surprise routines in scientific writing // Cognitive linguistics. – 2015. – № 13. – P. 415–435.

Рекомендуемые статьи автора (авторов)