ТАКТИКА САМОДИСКРЕДИТАЦИИ В НАУЧНОМ ДИАЛОГЕ
##plugins.themes.bootstrap3.article.sidebar##
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Анатацыя
В статье рассматриваются вопросы, связанные с расширением границ научной коммуникации, с проникновением в научную сферу элементов других типов дискурса. В работе признается и обосновывается, что к числу таких элементов можно отнести некоторые рефлексивно-оценочные и ссылочные речевые действия, являющиеся атрибутами любого, но только не персуазивного, общения (к последнему, между тем, относится и научное). С одной стороны, эти действия временно понижают профессиональный статус (дискредитируют) своего производителя (что, казалось бы, должно противоречить тактике позитивной самопрезентации ученого), а с другой стороны – ориентированы на выполнение ряда важных функций, например, функции уклонения от критики, что оправдывает их использование в научной речи.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Гэты твор даступны па ліцэнзіі Creative Commons «Attribution» («Атрыбуцыя») 4.0 Сусветная.
О. Н. ЧАЛОВА, Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины
канд. филол. наук, доц.
Бібліяграфічныя спасылкі
Любимова М.К. Интенциональные смыслы согласия и несогласия в русских и немецких дискурсах совещаний и переговоров: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19. – Тамбов, 2004. – 193 л.
Маслова Л.Н. Выражение согласия / несогласия в устной научной коммуникации: гендерный аспект: дис. … канд. филол. наук: 10.02.19. – М., 2007. – 192 л.
Пенина Т.П. Ответные реплики с имплицитным содержанием несогласия в структуре диалогического текста: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01. – М., 2003. – 189 л.
Постоенко И.А. Ситуация несогласия / отказа в динамике английской речи: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.04. – Хабаровск, 2001. – 185 л.
Чуриков М.П. Согласие, несогласие и уклонение в аспекте речевого общения (на материале текстов немецких политических интервью): дис. ... канд. филол. наук: 10.02.04. – Ростов н/Д, 2005. – 168 л.
Данилова В.Л. Данилова и Розин о ТМ: стенограмма научной дискуссии [Электронный ресурс]. – URL: https://www.fondgp.ru/old/lib/seminars/2012-2013/schematization/14.html. (Дата обращения: 26.06.2023).
Марача В.Г. Стенограмма обсуждения доклада [Электронный ресурс]. – URL: https://uchebana5.ru/cont/3478267-p5.html. (Дата обращения: 26.06.2023).
Г. П. Щедровицкий. Философия. Наука. Методология / редкол.: А.А. Пископпель (отв. ред.). – М.: Шк. культ. политики, 1997. – 656 с.
Современная Россия: Дискуссия (Материалы семинаров Центра россиеведения ИНИОН РАН, 2008–2013) / редкол.: И.И. Глебова (отв. ред.). – М., 2014. – 324 c.
Калиниченко В.В. Развитие методологии в сторону феноменологической саморефлексии: стенограмма обсуждения доклада [Электронный ресурс]. – URL: https://www.fondgp.ru/old/lib/seminars/2004-2005/xichten/1.html. (Дата обращения: 26.06.2023).
Перспективы и программы развития СМД-методологии: стенограмма обсуждения доклада Г.П. Щедровицкого [Электронный ресурс]. – URL: https://pandia.ru/text/77/329/69351.php. (Дата обращения: 26.06.2023).
Данилова В.Л. К проблеме вклада ММК в развитие психологии: стенограмма научной дискуссии [Электронный ресурс]. – URL: https://www.fondgp.ru/old/lib/seminars/2004-2005/xichten/18.html. (Дата обращения: 26.06.2023).
Чудновский Г.И. Столыпинская аграрная реформа: замысел и реализация: стенограмма лекции М. В. Давыдова и ее обсуждения [Электронный ресурс]. – URL: https://polit.ru/article/2007/02/08/davydov/. (Дата обращения: 26.06.2023).
Сазонов Б.В. Методология как технология: стенограмма научной дискуссии [Электронный ресурс]. – URL: https://www.fondgp.ru/old/lib/seminars/2004-2005/xichten/7.html. (Дата обращения: 26.06.2023).
Живая педагогика: Открытость. Культура. Наука. Образование: материалы круглого стола «Отечественная педагогика сегодня – диалог концепций» / Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки [ИППК] работников образования; редкол.: Т.В. Абрамова (отв. ред.). – М.: Народное образование, 2004. – 272 с.
Галкин А.А. Фашизм как болезнь общества: стенограмма лекции А.А. Галкина и ее обсуждения [Электронный ресурс]. – URL: https://polit.ru/article/2006/05/08/galkin/. (Дата обращения: 26.06.2023).
Зорин А.И. История эмоций: стенограмма лекции А.И. Зорина и ее обсуждения [Электронный ресурс]. – URL: https://polit.ru/article/2004/06/18/zorin/. (Дата обращения: 26.06.2023).
Эльконин Б.Д. Проблема развития в психологической теории деятельности (ТД) и СМД-методологии [Электронный ресурс]. – URL: https://refdb.ru/look/1715593-pall.html. (Дата обращения: 26.06.2023).
Рэкамендаваныя артыкулы аўтара (аўтараў)
- О. Н. ЧАЛОВА, КОММУНИКАТИВНО-ПРАГМАТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ССЫЛОК В НАУЧНОЙ РЕЧИ, Веснік Полацкага дзяржаўнага ўніверсітэта. Серыя А. Гуманітарныя навукі: № 10 (2021)
- О. Н. ЧАЛОВА, ПРАГМАТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ В ДИСКУРСЕ COVID-19, Веснік Полацкага дзяржаўнага ўніверсітэта. Серыя А. Гуманітарныя навукі: № 9 (2022)
- О. Н. ЧАЛОВА, АКТУАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЖАНРОВОЙ СИСТЕМЫ НАУЧНОЙ КОММУНИКАЦИИ В ПОЛЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО ДИСКУРСА, Веснік Полацкага дзяржаўнага ўніверсітэта. Серыя А. Гуманітарныя навукі: № 2 (2020)
- О. Н. ЧАЛОВА, РЕЧЕАКТОВАЯ ДИНАМИКА НАУЧНОГО ДИСКУРСА, Веснік Полацкага дзяржаўнага ўніверсітэта. Серыя А. Гуманітарныя навукі: № 2 (2018)
- О. Н. ЧАЛОВА, НАУЧНАЯ КОММУНИКАЦИЯ СКВОЗЬ ПРИЗМУ ДИСКУРСИВНОГО АНАЛИЗА, Веснік Полацкага дзяржаўнага ўніверсітэта. Серыя А. Гуманітарныя навукі: № 2 (2017)