ЗАВИСИМОСТЬ ОТ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ БЕЛОРУССКИХ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК ПОКОЛЕНИЯ Z
##plugins.themes.bootstrap3.article.sidebar##
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Зависимость от социальных сетей в значительной степени распространена среди представителей поколения Z. Выявлены статистически значимые связи зависимости для юношей и девушек от социальных сетей: отрицательные – с возрастом, ассертивностью, агрессивностью и настроением, и положительные – с импульсивностью, проблемами со сном и зависимостью от смартфона. Только для юношей имеет место отрицательная связь зависимости от социальных сетей с незащищенностью от манипуляций. В процессе обучения в УВО происходит постепенное снижение степени зависимости от социальных сетей. Установленные отрицательная корреляция зависимости от социальных сетей с ассертивностью и положительная связь с импульсивностью и зависимостью от смартфонов подтверждают в белорусском социуме аналогичные связи, выявленные ранее в зарубежных исследованиях. Не обнаружено прямого влияния зависимости от социальных сетей на успеваемость, но имеет место негативное влияние на успеваемость незащищенности от манипуляций и импульсивности, связанное с зависимостью от смартфона. Полученные результаты свидетельствуют о негативном воздействии зависимости от смартфона на психологическое состояние жертв этой зависимости.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
В. П. ШЕЙНОВ, Республиканский институт высшей школы, Минск
д-р социол. наук, проф.
В. А. КАРПИЕВИЧ, Белорусский государственный технологический университет, Минск
канд. ист. наук, доц.
Библиографические ссылки
Kondrat'eva, L.E. & Dovejko, A.B. (2021). Internet-kommunikaciya «pokoleniya Z» kak bazovaya chast' kommunikacii molodogo pokoleniya v sovremennom obshchestve [Internet communication of «generation Z» as a basic part of the communication of the younger generation in modern society]. XI Ryazanskiye sotsiologicheskiye chteniya: razvitiye territorii v usloviyakh sovremennykh vyzovov : materialy Natsional'noy nauchno-prakticheskoy konferentsii, Ryazan', 14–15 oktyabr' 2021 g. [XI Ryazan sociological readings: development of the territory in the face of modern challenges: materials of the National Scientific and Practical Conference, Ryazan, October 14–15, 2021], 305–313. (In Russ.).
Sapa, A.V. (2014). Pokolenie Z – pokolenie epohi FGOS [Generation Z is the generation of the GEF era]. Innovacionnye Proekty i Programmy v Obrazovanii [Innovative Projects and Programs in Education], (2), 24–30. (In Russ., abstr. in Engl.).
Kucherihin, V.V. (2018). Pokolenie Z – pokolenie «pryamogo efira» i «istorij» [Generation Z – the generation of «live» and «stories»]. Cherepovetskiye nauchnyye chteniya–2017 : materialy Vseros. nauch.-prakt. konf., Cherepovets, 21–22 noyab. 2017 g.: v 4 ch. [Cherepovets Scientific Readings–2017: Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference, Cherepovets, November 21–22. 2017 (in 4 parts)], 70–72. (In Russ.).
Pokolenie Z – samoe pravil'noe pokolenie? [Generation Z is the right generation?] (2017). Akkreditaciya v Obrazovanii [Accreditation in Education], 8(100), 80–84. (In Russ., abstr. in Engl.).
Bejlina, N.S. & Dvojnikova, E.Yu. (2019). Osobennosti social'no-psihologicheskoj adaptacii pokoleniya devyanostyh godov («Z-pokolenie») [Features of socio-psychological adaptation of the generation of the nineties («Z-generation»)]. Mir Nauki. Pedagogika i Psihologiya [The World of Science. Pedagogy and Psychology], 3(7). (In Russ., abstr. in Engl.). https://mir-nauki.com/PDF/66PSMN319.pdf
Lapidus, L.V., Gostilovich, A.O. & Omarova SH.A. (2020). Osobennosti proniknoveniya cifrovyh tekhnologij v zhizn' pokoleniya Z: cennosti, povedencheskie patterny i potrebitel'skie privychki internet-pokoleniya [Features of the penetration of digital technologies into the life of generation Z: values, behavioral patterns and consumer habits of the Internet generation]. Gosudarstvennoe Upravlenie. Elektronnyj Vestnik [Public Administration. Electronic Messenger], (83). Dekabr', 271–293. (In Russ., abstr. in Engl.). DOI: 10.24411/2070-1381-2020-10119
Polyanok, O.V., Abramov, S.M., Akulov, S.A. & Zheleznikova, A.V. (2019). Pokolenie z: fidzhital-pokolenie sotrudnikov [Generation z: the digital generation of employees]. Evrazijskij Yuridicheskij Zhurnal [Eurasian Law Journal], 7(134), 389–393. (In Russ., abstr. in Engl.).
Shejnov, V.P. (2021). Zavisimost' ot sotsial'nykh setej i kharakteristiki lichnosti: obzor issledovanij [Social Media Addiction and Personality Characteristics: A Review of Research.]. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Ser. Psikhologiya i pedagogika [Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. Series: Psychology and Pedagogy], 18(3), 607–630. (In Russ., abstr. in Engl.). DOI: 10.22363/2313-1683-2021-18-3
Shejnov, V.P. & Devitsyn, A.S. (2021). Razrabotka nadezhnogo i validnogo oprosnika zavisimosti ot sotsial'nykh setej [Development of a reliable and valid social media addiction questionnaire]. Sistemnaya psikhologiya i sotsiologiya [Systems psychology and sociology], 2(38), 41–55. (In Russ., abstr. in Engl.). DOI:10.25688/2223-6872.2021.38.2.04
Sindermann, C., Elhai, J.D. & Montag, Ch. (2020). Predicting tendencies towards the disordered use of Facebook's social media platforms: On the role of personality, impulsivity, and social anxiety. Psychiatry Research, 285. https://static1.squarespace.com/static/56916e4805f8e207077fb3ed/t/5e441146bcb748330374d7b4/1581519177495/SindermannElhaiMontag2020.pdf
Savci, M. & Aysan, F. (2016). Relationship between Impulsivity, Social Media Usage and Loneliness. Educational Process: International Journal, 5, 104−115. DOI: 10.12973/edupij.2016.52.2
Chung, K. L., Morshidi, I., Yoong, L.C. & Thian, K.N. (2019). The role of the dark tetrad and impulsivity in social media addiction: Findings from Malaysia. Personality and Individual Differences, 1, 62−67. DOI: 10.1016/j.paid.2019.02.016.
Choi, Y. (2018). Narcissism and Social Media Addiction in Workplace. The Journal of Asian Finance, Economics and Business, 5(2), 95–104. DOI: 10.13106/JAFEB.2018.VOL5.NO2.95
Andreassen, C.S., Pallesen, S. & Griffiths, M.D (2017). The relationship between addictive use of social media, narcissism, and self-esteem: Findings from a large national survey. Addictive behaviors, 64, 287−293. DOI: 10.1016/j.addbeh.2016.03.006
O'Sullivan, A. & Hussain, Z. (2017). An Exploratory Study of Facebook Intensity and its Links to Narcissism, Stress, and Selfesteem. Journal of Addictive Behaviors, Therapy & Rehabilitation, 06(01). http://hdl.handle.net/10545/621865.
Casale, S. & Banchi, V. (2020). Narcissism and problematic social media use: A systematic literature review. Addictive Behaviors Reports, 11. https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S2352853219302391.
Shin, M., Lee, J., Chyung, Y.J., Kim, P.W. & Jung S.Y. (2016). Integrating psychosocial and cognitive predictors of social networking service addiction tendency using structural equation modeling. Psychologia, 59, 182–201. DOI: 10.2117/psysoc.2016.182
Hawk, S.T., van den Eijnden, R.J.J M., van Lissa, C.J & ter Bogt, T.F.M. (2019). Narcissistic adolescents' attention-seeking following social rejection: Links with social media disclosure, problematic social media use, and smartphone stress. Computers in Human Behavior, 92, 65–75.
Gu, H.J., Lee, O.S. & Hong, M.J. (2016). The relationship between SNS addiction tendency, self assertiveness, interpersonal problems and in college students. Journal of the Korea Academia-Industrial cooperation Society, 17(4), 180−187.
Shejnov, V.P. (2015). Determinanty assertivnogo povedeniya [Determinants of assertive behavior]. Psikhologicheskij zhurnal (Institut psikhologii RAN) [Psychological Journal (Institute of Psychology RAS)], 36(3), 28−37. (In Russ., abstr. in Engl.).
Sheinov, V.P. (2021). Korotkaya versiya oprosnika «Shkala zavisimosti ot smartfona» [Short version of the questionnaire «Smartphone Addiction Scale»]. Institut Psikhologii Rossijskoj Akademii Nauk. Organizaczionnaya Psikhologiya i Psikhologiya Truda [Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. Organizational Psychology and Labor Psychology], 6(1), 97–115. DOI: 10.38098/ipran.opwp.2021.18.1.005. (In Russ., abstr. in Engl.).
Fetiskin, N.P., Kozlov, V.V. & Manujlov, G.M. (2002). Sotsial'no-psikhologicheskaya diagnostika razvitiya lichnosti i malykh grupp [Socio-psychological diagnostics of personality development and small groups]. Moscow: Izd-vo Instituta Psikhoterapii Publ. (In Russ.).
Raigorodskii, D.Ya. (2002). Prakticheskaya Psikhodiagnostika. Metodiki i Testy [Practical Psychodiagnostics. Methods and Tests]. Samara: BAKhRAKh-M Publ. (In Russ.).
Jeong, S.H., Kim, H.J., Yum, J.Y. & Hwang, Y. (2016). What type of content are smartphone users addicted to?: SNS vs. games. Computers in Human Behavior, 54, 10−17.
Рекомендуемые статьи автора (авторов)
- В. П. ШЕЙНОВ, Н. В. ДЯТЧИК, ЗАВИСИМОСТЬ ОТ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ И ЛИЧНОСТНЫЕ СВОЙСТВА УЧАЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА, Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E. Педагогические науки: № 15 (2021)
- В. П. ШЕЙНОВ, Н. В. ДЯТЧИК, В. О. ЕРМАК, ВЗАИМОСВЯЗИ ЗАВИСИМОСТИ ОТ СМАРТФОНА УЧАЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА С ВИКТИМИЗАЦИЕЙ И НЕЗАЩИЩЕННОСТЬЮ ОТ КИБЕРБУЛЛИНГА И МАНИПУЛЯЦИЙ, Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E. Педагогические науки: № 1 (2023)
- В. П. ШЕЙНОВ, ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА, ИНТЕРНАЛЬНОСТИ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ЖИЗНЬЮ, Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E. Педагогические науки: № 15 (2020)
- В. П. ШЕЙНОВ, МАНИПУЛИРОВАНИЕ СОЗНАНИЕМ И КИБЕРБУЛЛИНГ В КИБЕРНЕТИЧЕСКУЮ ЭПОХУ, Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E. Педагогические науки: № 7 (2019)
- В. П. ШЕЙНОВ, В. А. КАРПИЕВИЧ, В. О. ЕРМАК, ВЗАИМОСВЯЗИ ПРОБЛЕМНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ СМАРТФОНОМ С ЗАСТЕНЧИВОСТЬЮ, САМОУВАЖЕНИЕМ, УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬЮ ЖИЗНЬЮ И САМООЦЕНКОЙ, Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E. Педагогические науки: № 1 (2024)
- В. П. ШЕЙНОВ, Е. И. МЕДВЕДСКАЯ, СВЯЗЬ ЗАВИСИМОСТИ ОТ СМАРТФОНА С УВЕРЕННОСТЬЮ В СЕБЕ, ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ ИНТЕЛЛЕКТОМ И СТИЛЕМ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ, Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E. Педагогические науки: № 13 (2022)
- В. П. ШЕЙНОВ, В. А. КАРПИЕВИЧ, СВЯЗИ ЗАВИСИМОСТИ ОТ СМАРТФОНА С СОСТОЯНИЯМИ И КАЧЕСТВАМИ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТОВ МЧС, Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E. Педагогические науки: № 7 (2021)