СВЯЗЬ ЗАВИСИМОСТИ ОТ СМАРТФОНА С УВЕРЕННОСТЬЮ В СЕБЕ, ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ ИНТЕЛЛЕКТОМ И СТИЛЕМ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ
##plugins.themes.bootstrap3.article.sidebar##
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Зависимость молодых людей от смартфонов начинает приобретать масштаб социальной проблемы. В статье представлены результаты исследования белорусских студентов, направленного на проверку гипотез о связях смартфон-зависимости с уверенностью в себе, эмоциональным интеллектом и стилем поведения в конфликтных ситуациях. Установлено, что связи смартфон-зависимости молодых белорусов мало отличаются от аналогичных связей их зарубежных ровесников, также демонстрируя более низкие показатели уверенности в себе, а также более низкий интегральный показатель эмоционального интеллекта и двух его компонентов (управление собственными эмоциями и поведением). Данные отрицательные связи являются общими для лиц разного пола, но у юношей обнаружена еще и прямая связь зависимости от смартфона с избегающим поведением в конфликте. Новым является результат об отрицательной связи смартфон-аддикции и социальной смелости. Выявленные личностные особенности позволяют более точно определить потенциальную группу риска по формированию смартфон-аддикции, а также обозначить перспективные направления профилактической работы учреждений образования разных ступеней.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
В. П. ШЕЙНОВ, Республиканский институт высшей школы, Минск
д-р социол. наук, проф.
Е. И. МЕДВЕДСКАЯ, Брестский государственный университет имени А. С. Пушкина
канд. психол. наук, доц.
Библиографические ссылки
Shim, J.Y. Christian Spirituality and Smartphone Addiction in Adolescents: A Comparison of High-Risk, Potential-Risk, and Normal Control Groups / J.Y. Shim // Journal Relig Health. – 2019. – Vol. 58. – P. 1272–1285. DOI: 10.1007/s10943-018-00751-0
Psychological factors associated with smartphone addiction in South Korean adolescents / J. Lee [et al.] // Journal of Early Adolescent. – 2018. – Vol. 38 (3). – P. 288–302. DOI: 10.1177/027243161667075
Perspectives and Experiences of Smartphone Overuse among University Students in Umm Al-Qura University (UQU), Saudi Arabia: A Qualitative Analysis / M.S. Alotaibi [et al.] // International Journal of Environmental Research and Public Health. – 2022. – Vol. 19 (7). – P. 4397. DOI: 10.3390/ijerph19074397
Peraman, R. Mobile phone mania: Arising global threat in public health / R. Peraman, S. Parasuraman // Journal of Natural Science. Biology and Medicine – 2016. – Vol. 7. – P. 198–200.
Люсин, Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте / Д.В. Люсин // Социальный интеллект: теория, измерения, исследования : сб. ст. / Ин-т психологии Рос. акад. наук ; под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. – М. : Ин-т психологии Рос. акад. наук, 2004. – С. 129–140.
Mayer, J.D. Human abilities: Emotional intelligence / J.D. Mayer, R.D. Roberts, S.G. Barasade // Annual Review of Psychology. – 2008. – Vol. 59. – P. 507–536. DOI:10.1146/annurev.psych.59.103006.093646
Андреева, И.Н. Эмоциональный интеллект и эмоциональная креативность: специфика и взаимодействие / И.Н. Андреева. – Новополоцк : Полоц. гос. ун-т, 2020. – 356 с.
Emotional Intelligence: Relevance and Implications for Addiction / C. Henning [et al.] // Curr Addict Rep. – 2021. – Vol. 8. – P. 28–34. DOI: 10.1007/s40429-021-00356-w
Choi, Y. Effects of Teaching Communication Skills Using a Video Clip on a Smart Phone on Communication Competence and Emotional Intelligence in Nursing Students / Y. Choi, E. Song, Oh. Eunjung // Archives of Psychiatric Nursing. – 2015. – Vol. 29, Iss. 2. – P. 90–95. DOI: 10.1016/ja.apnu.2014.11.003
Influence of Smartphone Use on Emotional, Cognitive and Educational Dimensions in University Students / F.M. Morales Rodríguez [et al.] // Sustainability. – 2020. – Vol. 12. – P. 6646. DOI: .3390/su12166646
Lee, O.S. Differences in Smartphone Addiction and Communcation Ability according to Emotional Intelligence in Nursing Students / O.S. Lee, H.J. Gu // Journal of Digital Convergence. – 2018. – Vol. 16, Iss. 3. – P. 375–383. DOI: 10.14400/JDC.2018.16.3.375
Arrivillaga, C. Adolescents' problematic internet and smartphone use is related to suicide ideation: Does emotional intelligence make a difference? / C. Arrivillaga, L. Rey, N. Extremera // Computers in human behavior. – 2020. – Vol. 110. DOI: 10.1016/j.chb.2020.106375
Yoo, J.-E. The effect of smartphone usage habits of mothers on aggression and emotional intelligence of young children / J.-E. Yoo, S.-J. Kim, J.-A. Hwang // Journal of the Korea Academia-Industrial Cooperation Society. – 2017. – Vol. 18, Iss. 1. – P. 325–335.
Lee, O.S. The relationship among Smartphone addiction, Emotional intelligence, Critical thinking disposition and Communication skill for nursing students / O.S. Lee & M.J. Kim // Journal of Digital Convergence. – 2017. – Vol. 15(7). – P. 319–328. DOI: 10.14400/JDC.2017.15.7.319
Mahapatra, S. Smartphone addiction and associated consequences: Role of loneliness and self-regulation / S. Mahapatra // Behaviour & Information Technology. – 2019. – Vol. 38, Iss. 8. – P. 833–844. DOI: 10.1080/0144929X.2018.1560499
Relation between smartphone addiction and interpersonal competence of college students using social network service / S. Park [et al.] // The Journal of the Korea Contents Association. – 2014. – Vol. 14, Iss. 5. – P. 289–297.
Lee, Y.-R. A study on the Mediating Effect of Stress Coping Strategies in the Relationship between Emotional Empathy and Smartphone Addiction of University Students / Y.-R. Lee, J.-S. Park // Journal of the Korea Convergence Society. – 2018. – Vol. 9 (2). – P. 323–329. DOI: 10.15207/JKCS.2018.9.2.323
Alan, R. The investigation of the relationship between smartphone addiction, and problem-solving skills and ways of coping with stress / R. Alan, H.S. Guzel // Journal of Psychiatry and Neurological Sciences. – 2020. – № 33. – Р. 244–253. DOI: 10.14744/DAJPNS.2020.00088
Колесников, В.Н. Мобильный телефон в учебной деятельности современного старшеклассника и студента / В.Н. Колесников, Ю.И. Мельник, Л.И. Теплова // Непрерывное образование. ХХI век. – 2018. – Вып. 2 (22). DOI:10.15393/j5art.2018.3971
«Мобиломания» современных студентов: использовать или бороться? / С.М. Мальцева [и др.] // Азимут научных исследований. Педагогика и психология. – 2019. – Т. 8, № 4 (29). – С. 280–282. DOI: 10.26140/anip-2019-0804-0065
Оценка динамики психоэмоционального состояния детей в условиях ограниченного использования мобильных устройств связи в школе / И.И. Новикова [и др.] // Наука о человеке. Гуманитар. исслед. – 2020. – Т. 14, № 3. – С. 100–108.
Шейнов, В.П. Короткая версия опросника «Шкала зависимости от смартфона» / В.П. Шейнов // Ин-т психологии Рос. акад. наук. Орган. психология и психология труда. – 2021. – Т. 6, № 1. – С. 97−115. DOI: 10.38098/ipran.opwp.2021.18.1.005
Шейнов, В.П. Адаптация и валидизация опросника «Шкала зависимости от смартфона» для русскоязычного социума / В.П. Шейнов // Систем. психология и социология. – 2020. – № 3 (35). – С. 75–84. DOI: 10.25688/2223-6872.2020.35.3.6
Шейнов, В.П. Разработка надежного и валидного опросника зависимости от социальных сетей / В.П. Шейнов, А.С. Девицын // Систем. психология и социология. – 2021. – № 2 (38). – С. 41–55. DOI: 10.25688/2223-6872.2021.38.2.04
Ромек, В.Г. Тесты уверенности в себе / В.Г. Ромек // Практ. психодиагностика и психолог. консультирование. – Ростов-н/Д : Ирбис, 1998. – С. 87–108.
Диагностика «эмоционального интеллекта» (Н. Холл) / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М. : Ин-т психотерапии, 2002. – C. 57–59.
Thomas, K.W. Thomas – Kilmann Conflict Mode Instrument / K.W. Thomas, R.H. Kilmann Mountain View, CA: Xicom, a subsidiary of CPP, Inc., 1974; 2007. DOI: 10/1037/102326-000
Гребень, Н.Ф. Психологические тесты для профессионалов / Н.Ф. Гребень. – Минск : Соврем. шк., 2007. – 496 с.
Шейнов, В.П. Факторная структура модели зависимости от смартфона / В.П. Шейнов, А.С. Девицын // Ин-т психологии Рос. акад. наук. Соц. и экон. психология. – 2021. – Т. 6, № 3 (23). – С. 174−197. DOI: 10.38098/ipran.sep_2021_23_3_07
Шейнов, В.П. Трехфакторная модель зависимости от социальных сетей / В.П. Шейнов, А.С. Девицын // Рос. психол. журн. – 2021. – № 3. – С. 145–158. DOI: 10.21702/rpj.2021.3.10
Liu, C. Development and validation of the Chinese social media addiction scale / C. Liu, J. Ma // Personality and Individual Differences. – 2018. – V. 134, Iss. 1. – P. 55–59. DOI: 10.1016/j.pajd.2018.05.046
Tunc-Aksan, A. Smartpfone Addiction, Fbayear of Missing Out, and Perceived Competence as Predictors of Social Media Addiction of Adolescents / A. Tunc-Aksan, S.E. Akbay // European Journal of Educational Research. – 2019. – Vol. 8, Iss. 2. – P. 559–566. DOI: 10.12973/eu-jer.8.2.559
Кон, И.С. Мужчина в меняющемся мире / И.С. Кон. – М. : Время, 2009. – 496 с.
Соколовская, М.Г. Маскулинность как социальный феномен: содержание и основные тенденции / М.Г. Соколовская // Весн. Брэсц. ун-та. – 2021. – № 1. – С. 128–137.
Бабаева, Ю.Д. Психологические последствия информатизации / Ю.Д. Бабаева, А.А. Войскунский // Психол. журн. – 1998. – Т. 19, № 3. – С. 89–100.
Жичкина, А.Е. Особенности социальной перцепции в Интернете / А.Е. Жичкина // Мир психологии. – 1999. – № 3. – С. 72–80.
Carmichael, M.A. Emotional intelligence development in radiation therapy students: A longitudinal study / M.A. Carmichael, P. Bridge, A. Harriman // Journal of Radiotherapy in Practice. – 2016. – Vol. 15, Iss. 1. – Р. 45–53. DOI: 10.1017/S1460396915000461
Leading nurses: emotional intelligence and leadership development effectiveness / K.A. Crowne [et al.] // Leadership in Health Services. – 2017. – Vol. 30, Iss. 3. – P. 217–232. DOI:10.1108/LHS12-2015-0055 42
Харламова, Т.М. Роль гендерной идентичности в выборе стратегий поведения в конфликте / Т.М. Харламова, А.В. Рипосова // Вестн. Перм. гос. гуманитар.-пед. ун-та. – 2019. – № 1. – С. 25–35.
Крюкова, Т.А. Фаббинг как угроза благополучию близких отношений / Т.А. Крюкова, О.А. Екимчик // Консультатив. психология и психотерапия. – 2019. – Т. 27, № 3. – С. 61–76. DOI: 10.17759/cpp.2019270305
ICD-11. International classification of Diseases 11th Revision [Electronic resource]. – Access mode: http:// icd.who.int/en. Access date: 10.07.2020.
Рекомендуемые статьи автора (авторов)
- В. П. ШЕЙНОВ, Н. В. ДЯТЧИК, ЗАВИСИМОСТЬ ОТ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ И ЛИЧНОСТНЫЕ СВОЙСТВА УЧАЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА, Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E. Педагогические науки: № 15 (2021)
- В. П. ШЕЙНОВ, В. А. КАРПИЕВИЧ, ЗАВИСИМОСТЬ ОТ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ БЕЛОРУССКИХ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК ПОКОЛЕНИЯ Z, Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E. Педагогические науки: № 7 (2022)
- Е. И. МЕДВЕДСКАЯ, СПЕЦИФИКА КАТЕГОРИЗАЦИИ АБСТРАКТНЫХ ПОНЯТИЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ РАЗНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СУБКУЛЬТУР, Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E. Педагогические науки: № 7 (2019)
- В. П. ШЕЙНОВ, Н. В. ДЯТЧИК, В. О. ЕРМАК, ВЗАИМОСВЯЗИ ЗАВИСИМОСТИ ОТ СМАРТФОНА УЧАЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА С ВИКТИМИЗАЦИЕЙ И НЕЗАЩИЩЕННОСТЬЮ ОТ КИБЕРБУЛЛИНГА И МАНИПУЛЯЦИЙ, Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E. Педагогические науки: № 1 (2023)
- В. П. ШЕЙНОВ, ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА, ИНТЕРНАЛЬНОСТИ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ЖИЗНЬЮ, Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E. Педагогические науки: № 15 (2020)
- В. П. ШЕЙНОВ, МАНИПУЛИРОВАНИЕ СОЗНАНИЕМ И КИБЕРБУЛЛИНГ В КИБЕРНЕТИЧЕСКУЮ ЭПОХУ, Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E. Педагогические науки: № 7 (2019)
- В. П. ШЕЙНОВ, В. А. КАРПИЕВИЧ, В. О. ЕРМАК, ВЗАИМОСВЯЗИ ПРОБЛЕМНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ СМАРТФОНОМ С ЗАСТЕНЧИВОСТЬЮ, САМОУВАЖЕНИЕМ, УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬЮ ЖИЗНЬЮ И САМООЦЕНКОЙ, Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E. Педагогические науки: № 1 (2024)
- В. П. ШЕЙНОВ, В. А. КАРПИЕВИЧ, СВЯЗИ ЗАВИСИМОСТИ ОТ СМАРТФОНА С СОСТОЯНИЯМИ И КАЧЕСТВАМИ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТОВ МЧС, Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E. Педагогические науки: № 7 (2021)