ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ ВО ВЗАИМОСВЯЗЯХ СТИЛЯ ЮМОРА И АНТИСОЦИАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ
##plugins.themes.bootstrap3.article.sidebar##
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Проанализированы различия между студентами – юношами и девушками – в выраженности показателей стиля юмора и антисоциальной креативности, а также в характере взаимосвязей стилей юмора и антисоциальной креативности. Были применены методики «Поведенческие особенности антисоциальной креативности» (М. Ранко, в адаптации Н.В. Мешковой) и «Опросник стилей юмора» (Р. Мартин, в адаптации Е.М. Ивановой). Для обработки данных использовался метод определения различий между независимыми выборками (U-критерий Манна–Уитни) и метод корреляционного анализа (коэффициент ранговой корреляции Спирмена). В ходе исследования были выявлены следующие значимые различия между юношами и девушками: 1) по выраженности стилей юмора: агрессивный стиль юмора преобладает у юношей по сравнению с девушками; 2) по выраженности компонентов антисоциальной креативности: показатели нанесения вреда преобладают у юношей. Наряду с этим определены достоверные взаимосвязи между показателями стилей юмора и антисоциальной креативности: у юношей – значимые положительные умеренные корреляции аффилиативного стиля юмора с ложью, а также с интегральным показателем антисоциальной креативности, между самоуничижительным стилем юмора и ложью; у девушек – ряд положительных умеренных взаимосвязей агрессивного стиля юмора со всеми показателями антисоциальной креативности.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
И. Н. АНДРЕЕВА, Полоцкий государственный университет имени Евфросинии Полоцкой
д-р психол. наук, проф.
Библиографические ссылки
Джелиева З.Т., Быдтаева Э.Л. Юмор как средство успешной коммуникации // Мир науки. Педагогика и психология. – 2021. – Т. 9. № 4. – С. 1–3.
Самоуничижительный юмор в России и особенности стилей юмора москвичей / Е.М. Иванова, О.В. Митина, Е.А. Стефаненко и др. // Сиб. психол. журн. – 2014. – № 51. – С. 163–175.
Буенок А.Г. Психологический анализ предпочитаемых стилей юмора в управленческой деятельности // Сиб. психол. журн. – 2012. – № 45. – С. 60–64.
Русскоязычная адаптация опросника стилей юмора Р. Мартина / Е.М. Иванова, О.В. Митина, А.С. Зайцева и др. // Теоретическая и экспериментальная психология. – 2013. – Т. 6. № 2. – С. 71–85.
Cropley A. J. Creativity and cognition: Producing effective novelty // Roeper Review. – 1999. – V. 21. – P. 253– 260.
Алланазаров Е.К. Причины возникновения девиантного поведения среди студентов высших учебных заведений // Вестн. науки. – 2023. – Т. 4, № 5(62). – С. 197–201.
Гельман В.Я. Использование юмора в процессе обучения // Соврем. образование. – 2021. – № 4. – С. 38–46.
Щербинина Ю.В. Вербальная агрессия. – М.: КомКнига, 2006. – 360 с.
Ильин Е.П. Пол и гендер. – СПб.: Питер, 2010. – 688 с.: ил. – (Мастера психологии).
Нечепуренко Т.В. Гендерная специфика структуры агрессивности студентов // Вестн. РУДН. Сер. Психология и педагогика. – 2008. – № 2. – С. 71–78.
Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб.: Питер, 2001. – 352 с.
Служаева В.Ю. Гендерная мотивация психологии лжи в подростковом и юношеском возрасте // Вестн. магистратуры. – 2014. – Т. 1, № 3(30). – С. 105–110.
Митрюшина Н.Б. Особенности эмоционального интеллекта в юношеские годы (к постановке проблемы) // Вестн. ПГГПУ. Сер. Психология и педагогика. – 2020. – № 1. – С. 109–113. DOI: 10.24411/2308-7218-2020-10112
Адаптация опросника «Поведенческие особенности асоциальной креативности» / Н.В. Мешкова, С.Н. Ениколопов, О.В. Митина и др. // Психол. наука и образование. – 2018. – Т. 23, № 6. – С. 25–40. DOI: 10.17759/PSE.2018230603
Рекомендуемые статьи автора (авторов)
- А. В. ПАРТАСЕВИЧ, И. Н. АНДРЕЕВА, РАЗЛИЧИЯ В УРОВНЯХ СЧАСТЬЯ, УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ЖИЗНЬЮ, ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО И СУБЪЕКТИВНОГО СОЦИАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ У СТУДЕНТОВ, ОБУСЛОВЛЕННЫХ НАЛИЧИЕМ У НИХ БЛИЗКИХ ОТНОШЕНИЙ, Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E. Педагогические науки: № 7 (2022)
- С. А. РОГОВА, И. Н. АНДРЕЕВА, РАЗЛИЧИЯ В ВЫРАЖЕННОСТИ КРЕАТИВНОСТИ И ТОЛЕРАНТНОСТИ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ МЕЖДУ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ И УЧИТЕЛЯМИ, Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E. Педагогические науки: № 15 (2021)
- Т. И. ГРОМ, И. Н. АНДРЕЕВА, ВЛИЯНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ И СТИЛЯ РОДИТЕЛЬСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА ВНУТРИЛИЧНОСТНУЮ КОНФЛИКТНОСТЬ ПОДРОСТКОВ, Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E. Педагогические науки: № 1 (2023)
- А. С. КРЫЛОВА, И. Н. АНДРЕЕВА, НЕНАСИЛЬСТВЕННОЕ ОБЩЕНИЕ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ, Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E. Педагогические науки: № 2 (2023)
- К. А. АСТРАУХ, И. Н. АНДРЕЕВА, РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ПОДРОСТКАМИ С ДЕВИАНТНЫМ И НОРМАТИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ В ВЫРАЖЕННОСТИ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ И ЕЕ КОМПОНЕНТОВ, Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E. Педагогические науки: № 1 (2023)
- А. Ч. ВЫРВИЧ, И. Н. АНДРЕЕВА, ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ УРГЕНТНОЙ АДДИКЦИЕЙ, СИНДРОМОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И ПРОКРАСТИНАЦИЕЙ У УЧИТЕЛЕЙ, Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E. Педагогические науки: № 15 (2020)
- В. О. КЛЕМАНТОВИЧ, И. Н. АНДРЕЕВА, КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ У ДЕВУШЕК С ИМЕНАМИ ВИКТОРИЯ И АНАСТАСИЯ, Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E. Педагогические науки: № 2 (2023)
- М. В. КУБЛИЦКАЯ, И. Н. АНДРЕЕВА, КОГНИТИВНЫЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ СВОЙСТВА У СТУДЕНТОК С ТИПАМИ ВНЕШНОСТИ «ГАМИН» И «НАТУРАЛ» (ПО Д. КИББИ) , Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E. Педагогические науки: № 7 (2020)
- И. Н. АНДРЕЕВА, Ю. В. БЕСПОЛЕНОВА, ВЛИЯНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВНЕШНОСТИ И ПРИВЫЧЕК, РЕАЛИЗУЕМЫХ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НА СОЦИАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ В ОТНОШЕНИИ ВНЕШНЕЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ПРОТИВОПОЛОЖНОГО ПОЛА У СТУДЕНТОВ, Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E. Педагогические науки: № 15 (2018)
- В. Ю. РАДЗИХОВСКАЯ, И. Н. АНДРЕЕВА, САМОУБЕЖДЕНИЕ И ОБЪЯТИЯ VS МУЗЫКА: ПОВЫШЕНИЕ СУБЪЕКТИВНОГО ОЩУЩЕНИЯ СЧАСТЬЯ У СТУДЕНТОВ ПОСРЕДСТВОМ ВЫПОЛНЕНИЯ НАМЕРЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ, Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E. Педагогические науки: № 15 (2017)