ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КРЕАТИВНОСТЬ В СВЯЗЯХ С ЭМОЦИОНЛЬНЫМ ИНТЕЛЛЕКТОМ И «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАЗУМНОСТЬЮ» (НА ОСНОВЕ АПРОБАЦИИ ОПРОСНИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ ДЖ. ЭВЕРИЛЛА)

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

М. А. ШЕСТОВА

Аннотация

Представлены результаты адаптации Опросника Эмоциональной Креативности Дж. Эверилла (ОЭК) на российской выборке. Необходимость валидизации опросника обусловлена увеличивающимся интересом ученых к проблеме эмоциональной креативности (ЭК) и, как следствие, появившейся потребностью в методике, более надежно измеряющей ЭК, чем в имеющейся апробации других авторов. С помощью эксплораторного и конфирматорного факторного анализа обоснована 5-факторная структура опросника (новизна-уникальность, готовность размышлять над эмоциями, эффективность, аутентичность, эмоциональная сложность) в отличие от авторской (3-факторной). Выборка состоит из 310 человек (166 девушек и 144 юноши в возрасте от 17 до 43 лет, Мвозраст = 20,47; SD = 2,48) – студентов естественнонаучных и гуманитарных факультетов МГУ имени М.В. Ломоносова. Особенность нашего подхода – оценка конвергентной валидности ОЭК через поиск взаимосвязей с индивидуальными особенностями эмоциональной сферы личности, куда включена «психологическая разумность» и способность человека работать со своим внутренним эмоциональным планом. Опросник Эмоциональной Креативности показывает высокую надежность и согласованность шкал, а также демонстрирует предсказуемые связи с эмоциональным интеллектом (ЭИ) и психологической разумностью (ПР).

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
ШЕСТОВА, М. А. (2019). ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КРЕАТИВНОСТЬ В СВЯЗЯХ С ЭМОЦИОНЛЬНЫМ ИНТЕЛЛЕКТОМ И «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАЗУМНОСТЬЮ» (НА ОСНОВЕ АПРОБАЦИИ ОПРОСНИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ ДЖ. ЭВЕРИЛЛА). Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E. Педагогические науки, (7), 80-86. извлечено от https://journals.psu.by/pedagogical/article/view/125

Библиографические ссылки

Averill, J.R. Individual differences in emotional creativity: Structure and correlates / J.R. Averill // Journal of personality. –1999. – Т. 67. – №. 2. – С. 331–371.

Averill, J.R. & Thomas-Knowles C. Emotional creativity / J.R. Averill // In KT Strongman (Ed.), International review of studies on emotion. – 1991. – № 10. – P. 269–299.

Корнилова, Т.В. Интеллектуально-личностный потенциал человека в условиях неопределенности и риска / Т.В. Корнилова. – СПб. : Нестор-История, 2016. – С. 344.

Kaufman, J.C. Creativity 101 / J.C. Kaufman. – Springer publishing company, 2016. – P. 368.

Boden, M.A. The creative mind: Myths and mechanisms / M.A. Boden. – Routledge, 2004. – P. 360.

Simonton, D.K. Taking the US Patent Office criteria seriously: A quantitative three-criterion creativity definition and its implications / D.K. Simonton // Creativity research journal. – 2012. – Т. 24. – № 2-3. – С. 97–106.

Hennessey, B.A. Creativity / B.A. Hennessey, T.M. Amabile // Annual Review of Psychology. – 2010. – № 61. – P. 569–598.

Wang, G. Effect of Chinese employees' emotional creativity on their innovative performance / G.. Wang, H. Huang, Q. Zheng // Social Behavior and Personality: an international journal. – 2015. – Т. 43. – №. 7. – С. 1147–1160.

Emotional creativity as predictor of intrinsic motivation and academic engagement in university students: the mediating role of positive emotions / X. Oriol [et al.] // Frontiers in psychology. – 2016. – Т. 7. – С. 1243.

Moltafet, G. Parenting Style, Basic Psychological Needs, and Emotional Creativity: A Path Analysis / G. Moltafet, S.S. Sadati Firoozabadi, A. Pour-Raisi // Creativity Research Journal. – 2018. – Т. 30. – № 2. – С. 187–194.

Trnka, R. Emotional creativity and real-life involvement in different types of creative leisure activities / R. Trnka, M. Zahradnik, M. Kuška // Creativity Research Journal. – 2016. – Т. 28. – №. 3. – С. 348–356.

Emotional creativity as a resource of communicative competence of students / L.V. Tarabakina [et al.] // Mediterranean Journal of Social Sciences. – 2015. – T. 6. – № 6 S7. – С. 175–180.

Деревянко, С.П. Роль эмоциональной креативность в выборе копинг-стратегий / С.П. Деревянко // Вестник Полоц. гос. ун-та. Сер. Е, Педагогические науки. – 2017. – №. 7. – С. 87–91.

Валуева, Е.А. Эмпирическая верификация модели соотношения предметных и эмоциональных способностей /Е.А. Валуева, Д.В. Ушаков // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2010. – Т. 7, № 2. – С. 103–114.

Белова, С.С. Эмоциональная креативность и активационная парадигма в исследовании творчества / С.С. Белова // Психология человека в современном мире. – 2009. – № 2. – С. 299–307.

Андреева, И.Н. Адаптация опросника эмоциональной креативности (ECI) / И.Н. Андреева // Психологический журнал. – 2011. – № 1–2. – С. 75–81.

Валуева, Е.А. Диагностика эмоциональной креативности: адаптация опросника Дж. Эверилла / Е.А. Валуева //Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. – 2009. – С. 216–227.

Люсин, Д.В. Опросник на эмоциональный интеллект ЭмИн: новые психометрические данные / Д.В. Люсин //Социальный и эмоциональный интеллект: от моделей к измерениям. – 2009. – С. 264–278.

Новикова, М.А. «Психологическая разумность» в структуре интеллектуально-личностного потенциала (адаптация опросника) / М.А. Новикова, Т.В. Корнилова // Психологический журнал. – 2014. – Т. 35, № 1. – С. 95–110.

Adaptation and validation of the Basque versión of the Emotional Creativity Inventory in higher education / G. Soroa [et al.] // The Spanish journal of psychology. – 2016. – Т. 19. – P. 1–13.

A shortened Spanish version of the Emotional Creativity Inventory (the ECI-S) / G. Soroa [et al.] // Creativity Research Journal. – 2015. – Т. 27, №. 2. – P. 232–239.

Factor structure of Emotional Creativity Inventory (ECI-Averill0, 1999) among Iranian undergraduate students in Tehran universities / B. Abdi [et al.] // Procedia-Social and Behavioral Sciences. – 2010. – Т. 5. – С. 1442–1446.

Hungarian adaptation of Emotional Creativity Inventory (ECI) / Kőváry Z. [et al.] // Pszichológia. – 2014. – Т. 34, №. 4. – С. 339–362.

Lewis, M. Handbook of emotions / M. Lewis, J.M. Haviland-Jones ; L.F. Barrett (ed.). – New York : Guilford Press, 2010. – P. 513–530.

Осин, Е.Н. Измерение позитивных и негативных эмоций: разработка русскоязычного аналога методики PANAS /Е.Н. Осин // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2012. – Т. 9, №. 4. – C. 91–110.

Ready, R.E. Emotional complexity in younger0, midlife, and older adults / R.E. Ready, J.O. Carvalho, M.I. Weinberger // Psychology and Aging. – 2008. – Т. 23, №. 4. – С. 928–933.