ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ОРИЕНТИР РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМ ОБРАЗОВАНИЯ

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

В. Н. СТАРЧЕНКО
А. Н. СЕРГЕЕНКО

Аннотация

Дается краткий анализ путей реформирования систем образования стран СНГ и Евросоюза в направлении формирования функциональной грамотности населения. Установлено, что функциональная грамотность выступает в качестве тренда и ориентира реформирования систем образования. Рассматриваются имеющиеся в научной литературе представления о терминах «грамотность» и «функциональная грамотность». C позиции системодеятельностного подхода дано авторское определение функциональной грамотности и представлена ее модель метапредметного уровня. Модель отражает синергетическое единство умственного и физического, мыследеятельностного и двигательного компонентов в едином цикле деятельности, где знания выполняют когнитивно-проектировочную, умения и навыки деятельно-преобразовательную, а физическая подготовленность ресурсно-энергетическую функцию.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
СТАРЧЕНКО, В. Н., & СЕРГЕЕНКО, А. Н. (2022). ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ОРИЕНТИР РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМ ОБРАЗОВАНИЯ. Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E. Педагогические науки, (13), 7-11. извлечено от https://journals.psu.by/pedagogical/article/view/2794
Биография автора

В. Н. СТАРЧЕНКО, Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины

канд. пед. наук, доц.

Библиографические ссылки

The Megatrends Hub [Electronic resource]. – Mode of access: https://knowledge4policy.ec.europa.eu/foresight/tool/megatrends-hub_en. – Date of access: 22.03. 2022.

Российская педагогическая энциклопедия / под ред. В.Г. Панова. – М. : Большая рос. энцикл., 1993. – 1160 с.

Revised Recommendation concerning the International Standardization of Education al Statistics [Electronic resource]. – Mode of access: https://en.unesco.org/about-us/legal-affairs/revised-recommendation-concerning-international-standardization-educational. – Date of access: 19.04.2022.

Ожегов, С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов / С.И. Ожегов ; под ред. Н.Ю. Шведовой ; АН СССР, Ин-т рус. яз. – 23-е изд., испр. –М. : Рус. яз., 1991. – 915 с.

Колесникова, И.А. Новая грамотность и новая неграмотность двадцать первого столетия [Электронный ресурс] / И.А. Колесникова // Непрерывное образование: XXI век. – 2013. – № 2. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/novaya-gramotnost-i-novaya-negramotnost-dvadtsat-pervogo-stoletiya. – Дата доступа: 19.04.2022.

Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности / под ред. М.С. Добряковой, И.Д. Фрумина ; при участии К.А. Баранникова [и др.]. – М. : Высш. шк. экономики, 2020. – 472 c.

Council Resolution on a strategic framework for European cooperation in education and training towards the European Education Area and beyond (2021–2030) [Electronic resource]. – 2021. – Mode of access: CELEX: https://eurlex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX:32021G0226(01). – Date of access: 24.03.2022.

О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года [Электронный ресурс] : Указ Президента Рос. Федерации, 7 мая 2018 г., № 204. – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/57425. – Дата доступа: 30.05.22.

Проект. Концепцiя розвитку освiтi України на перiод 2015–2025 рокiв [Електронний ресурс]. – Режим доступу: https://tnpu.edu.ua/EKTS/proekt_koncepc.pdf. – Дата доступу: 05.05.2022.

Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012–2016 годы [Электронный ресурс] : утв. постановлением Правительства Респ. Казахстан от 25 июня 2012 г. № 832. – Режим доступа: http://adilet.zan.kz/rus/docs/P1200000832. — Дата доступа: 30.10.2022.

Русецкий, В.Ф. Формирование функциональной грамотности как научная и образовательная проблема (окончание. Начало в № 9, 10, 2020 г.) / В.Ф. Русецкий, О.В. Зеленко // Вестн. образования. – 2020. – № 11. – С. 5–13.

Тангян, С.А. «Новая» неграмотность в развитых странах / С.А. Тангян // Совет. педагогика. – 1990. – № 1. – С. 3–17.

Фролова, П.И. К вопросу об историческом развитии понятия «функциональная грамотность» в педагогической теории и практике // Наука о человеке: гуманитар. исслед. – 2016. – № 1 (23). – С. 179–185.

Рослова, Л.О. Концептуальные основы формирования и оценки математической грамотности [Электронный ресурс] / Л.О. Рослова, К.А Краснянская, Е.С Квитко // Отечеств. и зарубеж. педагогика. – 2019. – № 4 (61). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnye-osnovy-formirovaniya-i-otsenki-matematicheskoy-gramotnosti. – Дата доступа: 20.03.2022.

Педагогика здравого смысла : сб. материалов / под науч. ред. А.А. Леонтьева. – М. : Баласс : РАО, 2003. – 368 с.

Борщевская, А. Функциональная грамотность в контексте современного этапа развития образования [Электронный ресурс] / А. Борщевская // Наука и школа. – 2021. – № 1. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/funktsionalnaya-gramotnost-v-kontekste-sovremennogo-etapa-razvitiya-obrazovaniya. – Дата доступа: 31.05.2022.

Старченко, В.Н. Интеллектуально-двигательное упражнение как средство физического воспитания / В.Н. Старченко // Пед. наука и образование. – 2021. – № 3. – С. 69–78.

Рекомендуемые статьи автора (авторов)