ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ОРИЕНТИР РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМ ОБРАЗОВАНИЯ
##plugins.themes.bootstrap3.article.sidebar##
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Дается краткий анализ путей реформирования систем образования стран СНГ и Евросоюза в направлении формирования функциональной грамотности населения. Установлено, что функциональная грамотность выступает в качестве тренда и ориентира реформирования систем образования. Рассматриваются имеющиеся в научной литературе представления о терминах «грамотность» и «функциональная грамотность». C позиции системодеятельностного подхода дано авторское определение функциональной грамотности и представлена ее модель метапредметного уровня. Модель отражает синергетическое единство умственного и физического, мыследеятельностного и двигательного компонентов в едином цикле деятельности, где знания выполняют когнитивно-проектировочную, умения и навыки деятельно-преобразовательную, а физическая подготовленность ресурсно-энергетическую функцию.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
В. Н. СТАРЧЕНКО, Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины
канд. пед. наук, доц.
Библиографические ссылки
The Megatrends Hub [Electronic resource]. – Mode of access: https://knowledge4policy.ec.europa.eu/foresight/tool/megatrends-hub_en. – Date of access: 22.03. 2022.
Российская педагогическая энциклопедия / под ред. В.Г. Панова. – М. : Большая рос. энцикл., 1993. – 1160 с.
Revised Recommendation concerning the International Standardization of Education al Statistics [Electronic resource]. – Mode of access: https://en.unesco.org/about-us/legal-affairs/revised-recommendation-concerning-international-standardization-educational. – Date of access: 19.04.2022.
Ожегов, С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов / С.И. Ожегов ; под ред. Н.Ю. Шведовой ; АН СССР, Ин-т рус. яз. – 23-е изд., испр. –М. : Рус. яз., 1991. – 915 с.
Колесникова, И.А. Новая грамотность и новая неграмотность двадцать первого столетия [Электронный ресурс] / И.А. Колесникова // Непрерывное образование: XXI век. – 2013. – № 2. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/novaya-gramotnost-i-novaya-negramotnost-dvadtsat-pervogo-stoletiya. – Дата доступа: 19.04.2022.
Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности / под ред. М.С. Добряковой, И.Д. Фрумина ; при участии К.А. Баранникова [и др.]. – М. : Высш. шк. экономики, 2020. – 472 c.
Council Resolution on a strategic framework for European cooperation in education and training towards the European Education Area and beyond (2021–2030) [Electronic resource]. – 2021. – Mode of access: CELEX: https://eurlex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX:32021G0226(01). – Date of access: 24.03.2022.
О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года [Электронный ресурс] : Указ Президента Рос. Федерации, 7 мая 2018 г., № 204. – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/57425. – Дата доступа: 30.05.22.
Проект. Концепцiя розвитку освiтi України на перiод 2015–2025 рокiв [Електронний ресурс]. – Режим доступу: https://tnpu.edu.ua/EKTS/proekt_koncepc.pdf. – Дата доступу: 05.05.2022.
Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012–2016 годы [Электронный ресурс] : утв. постановлением Правительства Респ. Казахстан от 25 июня 2012 г. № 832. – Режим доступа: http://adilet.zan.kz/rus/docs/P1200000832. — Дата доступа: 30.10.2022.
Русецкий, В.Ф. Формирование функциональной грамотности как научная и образовательная проблема (окончание. Начало в № 9, 10, 2020 г.) / В.Ф. Русецкий, О.В. Зеленко // Вестн. образования. – 2020. – № 11. – С. 5–13.
Тангян, С.А. «Новая» неграмотность в развитых странах / С.А. Тангян // Совет. педагогика. – 1990. – № 1. – С. 3–17.
Фролова, П.И. К вопросу об историческом развитии понятия «функциональная грамотность» в педагогической теории и практике // Наука о человеке: гуманитар. исслед. – 2016. – № 1 (23). – С. 179–185.
Рослова, Л.О. Концептуальные основы формирования и оценки математической грамотности [Электронный ресурс] / Л.О. Рослова, К.А Краснянская, Е.С Квитко // Отечеств. и зарубеж. педагогика. – 2019. – № 4 (61). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnye-osnovy-formirovaniya-i-otsenki-matematicheskoy-gramotnosti. – Дата доступа: 20.03.2022.
Педагогика здравого смысла : сб. материалов / под науч. ред. А.А. Леонтьева. – М. : Баласс : РАО, 2003. – 368 с.
Борщевская, А. Функциональная грамотность в контексте современного этапа развития образования [Электронный ресурс] / А. Борщевская // Наука и школа. – 2021. – № 1. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/funktsionalnaya-gramotnost-v-kontekste-sovremennogo-etapa-razvitiya-obrazovaniya. – Дата доступа: 31.05.2022.
Старченко, В.Н. Интеллектуально-двигательное упражнение как средство физического воспитания / В.Н. Старченко // Пед. наука и образование. – 2021. – № 3. – С. 69–78.
Рекомендуемые статьи автора (авторов)
- С. А. ИВАНОВ, В. Н. СТАРЧЕНКО, МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ОЛИМПИЙСКИХ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 1-03 02 01 «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В УЧЕБНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ, Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E. Педагогические науки: № 1 (2023)
- А. Н. СЕРГЕЕНКО, В. Н. СТАРЧЕНКО, ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ, Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E. Педагогические науки: № 1 (2023)
- В. Н. СТАРЧЕНКО, А. А. КУРАКО, ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И МЕТРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТЕСТА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ДВИГАТЕЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ, Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E. Педагогические науки: № 2 (2023)
- С. А. ИВАНОВ, В. Н. СТАРЧЕНКО, ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ОЛИМПИЙСКИХ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 1-03 02 01 «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В УЧЕБНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ, Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E. Педагогические науки: № 2 (2023)
- В. Н. СТАРЧЕНКО, А. Н. МЕТЕЛИЦА, О СФОРМИРОВАННОСТИ ЭЛЕМЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ТРЕНЕРОВ-ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ИГРОВЫХ И ЦИКЛИЧЕСКИХ ВИДОВ СПОРТА, Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E. Педагогические науки: № 7 (2021)