ТОЛЕРАНТНОСТЬ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ У ПЕДАГОГОВ
##plugins.themes.bootstrap3.article.sidebar##
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Анализируется взаимосвязь толерантности к неопределенности и профессионального выгорания у педагогов. Проведено исследование уровня профессионального выгорания и уровня толерантности к неопределенности у педагогов учреждений среднего образования. Большинство испытуемых характеризуются средней степенью редукции профессиональных достижений, средней степенью деперсонализации, высокой и крайне высокой степенью профессионального выгорания. У педагогов преобладает средний уровень толерантности к неопределенности. В ходе исследования установлено, что существует взаимосвязь между уровнем деперсонализации и межличностной интолерантностью у педагогов. При сравнении групп с разным уровнем толерантности к неопределенности выявлено, что в группах существуют различия по субфакторам профессионального выгорания. Сделаны выводы о влиянии толерантности к неопределенности на профессиональное выгорание, что является значимым при составлении рекомендаций по предупреждению профессионального выгорания педагогов.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
С. В. АНДРИЕВСКАЯ, Полоцкий государственный университет имени Евфросинии Полоцкой
канд. ист. наук, доц.
Библиографические ссылки
Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. – М.: Филинъ, 1996. – 472 с.
Китаев-Смык Л.А. Выгорание персонала. Выгорание личности. Выгорание души // Психопедагогика в правоохран. органах. – 2008. – № 2(33). – С. 41–50.
Акиндинова И.А. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагога: проявления и профилактика // Пед. вести. – 2003. – № 5. – С. 30–34.
Алексеева Е.В., Братченко С.Л. Психологические основы толерантности учителя // Монологи об учителе. – 2003. – № 3. – С. 165–172.
Бабанов С.А., Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 336 с.
Водопьянова Н.Е. Синдром «выгорания» в профессиях системы «человек – человек» // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / под ред. Г.С. Никифорова, М.А., Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПб.: Речь, 2003. – С. 276–282.
Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – 2-е изд., доп. – СПб.: Питер, 2008. – 336 с.
Брайт Дж., Джонс Ф. Стресс: теории, исследования, мифы : [пер. с англ.]. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. – 352 с.
Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются. Практикум по социальной психологии. – СПб.: Питер, 2001. – 528 с.
Рачицкая Н.В. История развития понятия и структуры выгорания // Социальный мир: роль молодежи в решении проблем XXI века: материалы X междунар. науч.-практ. конф. – Т. 2. – 2013. – С. 88–89.
Сухих Е.С. Толерантность: психологическое содержание и личностные факторы // Человек. Сообщество. Управление. – 2005. – № 4. – С. 66–77.
Асмолов А.Г., Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А. О смыслах понятия «толерантность» // Век толерантности. – М.: Речь, 2001. – С. 8–18.
Гончарова Н.А., Фомина Т.Ф. Психологическое исследование особенностей толерантного поведения // Вестн. Санкт-Петерб. ун-та МВД России. – 2013. – № 2(58). – С. 182–189.
Габдреева Г.Ш. Толерантность к стрессу // Тонус. – 1998. – № 4. – С. 223–227.
Эмоциональное выгорание у медицинских работников как предпосылка астенизации и психосоматической патологии / А.В. Балахонов, В.Г. Белов, Е.Д. Пятибрат и др. // Вестн. Санкт-Петерб. ун-та. – 2009. – Сер. 3, вып. 11. – С. 57–71.
Рачицкая Н.В. Коммуникативная толерантность как элемент коммуникативной компетентности // Современная психология: материалы ІІ междунар. науч. конф. / г. Пермь (июль 2014 г.). – Пермь: Меркурий, 2014. – С. 55–56.
Обухов А.С., Мириманова М.С. Воспитание толерантности через социокультурное взаимодействие // Развитие исследовательской деятельности учащихся: метод. сб. / сост., ред. А.С. Обухов. – М.: Нар. образование, 2001. – С. 88–98.
Корнилова Т.В. Новый опросник толерантности-интолерантности к неопределенности // Психол. журн. – 2010. – № 31(1). – С. 74–86.
Maslach C. Burnout: a social psychological analysis // The burnout syndrome: current research, theory, interventions / Ed. J. W. Jones. – London, 1982. – Vol. 11. – № 78. – P. 78–85.
Рекомендуемые статьи автора (авторов)
- С. В. АНДРИЕВСКАЯ, Ш. Ш. УМАРОВА, ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РОДИТЕЛЬСТВЕ У МОЛОДЕЖИ БЕЛАРУСИ И ТАДЖИКИСТАНА , Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E. Педагогические науки: № 15 (2021)
- С. В. АНДРИЕВСКАЯ, Г. ДЖУМАХОНЗОДА, ИНТРОВЕРСИЯ-ЭКСТРАВЕРСИЯ И СТИЛИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ У БЕЛОРУССКИХ И ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ, Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E. Педагогические науки: № 13 (2022)
- Е. А. СТРИЖОНОК, С. В. АНДРИЕВСКАЯ, ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ, ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ ЛИЧНОСТИ И ОТНОШЕНИЕ К ТЕЛЕСНОМУ «Я» (НА ПРИМЕРЕ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ), Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E. Педагогические науки: № 2 (2023)
- Г. Р. БАРАНЧУК, С. В. АНДРИЕВСКАЯ, АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРЕНИНГОВЫХ МЕТОДОВ ПО ПОВЫШЕНИЮ УСТОЙЧИВОСТИ ЛИЧНОСТИ К ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ И ГЕНДЕРНОМУ НАСИЛИЮ, Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E. Педагогические науки: № 13 (2022)
- С. Э. ПИМЕНОВА, С. В. АНДРИЕВСКАЯ, ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА, МОТИВАЦИИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ И ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ У МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ, Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E. Педагогические науки: № 1 (2024)
- В. Н. ЛУХВЕРЧИК, С. В. АНДРИЕВСКАЯ, МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ: ПСИХИЧЕСКОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ» (Новополоцк, 9–10 апреля 2024 г.), Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E. Педагогические науки: № 1 (2024)