МАНИПУЛИРОВАНИЕ СОЗНАНИЕМ И КИБЕРБУЛЛИНГ В КИБЕРНЕТИЧЕСКУЮ ЭПОХУ
##plugins.themes.bootstrap3.article.sidebar##
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Анатацыя
Манипулирование сознанием постоянно присутствует в нашей жизни, и все мы часто становимся (не подозревая об этом) жертвами этого вида манипулирования. Показано, что ранее разработанная автором общая модель преднамеренного психологического воздействия объясняет почему: 1) именно теперь, в кибернетическую эпоху с ее доступностью к любой информации произошел стремительный рост феномена «манипулирование сознанием»; 2) доступность любой информации о человеке делает его практически беззащитным перед манипуляторами сознанием. Частным случаем манипулирования сознанием является кибербуллинг, т.е. издевательства над получателем сообщения, совершаемые с помощью информационных технологий, Интернета, мобильных телефонов, социальных сетей. Кибербуллинг получает все большее распространение среди подростков вследствие роста числа пользователей гаджетами и отсутствия онлайн-контроля. Метаанализ исследований кибериздевательств убедительно продемонстрировал их негативное влияние на психическое и физическое здоровье, их связи с серьезными психосоциальными, аффективными проблемами, с меньшим самоуважением и самоэффективностью, с повышенными стрессом, тревожностью, депрессивными симптомами и экстернальностью. Главными факторами, способствующими кибербуллингу, являются рискованное использование информационно-коммуникационных технологий и традиционные (например, школьные) издевательства.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Гэты твор даступны па ліцэнзіі Creative Commons «Attribution» («Атрыбуцыя») 4.0 Сусветная.
В. П. ШЕЙНОВ, Республиканский институт высшей школы, Минск
д-р социол. наук, проф.
Бібліяграфічныя спасылкі
Шейнов, В.П. Манипулирование сознанием / В.П. Шейнов. – Минск : Харвест, 2010. − 768 с.
Шейнов, В.П. Психологическое влияние / В.П. Шейнов. – 6-е изд. − М. : АСТ, 2013. – 800 с.
Sheinov, V.P. Psychological Influence. Vol. 1 / V.P. Sheinov. - L. : Academic Publishing. Saarbrucken, Germany, 2014. - 542 p.
Шейнов, В.П. Скрытое управление человеком / В.П. Шейнов. – 23-е изд. – М. : АСТ ; Минск : Харвест, 2011. – 816 с.
Casas, J.A. Bullying and cyberbullying: Convergent and divergent predictor variables / J.A. Casas, R.D. Rey, R. Ortega-Ruiz / Computers in Human Behavior. – 2013. – Vol. 29, № 3. – P. 580–587.
Chen, L. A meta-analysis of factors predicting cyberbullying perpetration and victimization: From the social cognitive and media effects approach / L. Chen, S.S Ho, M.O. Lwin // New Media & Society. – 2017. – Vol. 19, № 8. – P. 1194–1213.
Fredstrom, B.K. Electronic and School-Based Victimization: Unique Contexts for Adjustment Difficulties During Adolescence / B.K. Fredstrom, R.E. Adams, R. Gilman // Journal of Youth and Adolescence. – 2011. – Vol. 40, № 4. – P. 405–415.
Geel, M. Relationship Between Peer Victimization, Cyberbullying, and Suicide in Children and Adolescents. A Metaanalysis / M. Geel, P. Vedder, J. Tanilon // JAMA Pediatr. – 2014. – Vol. 168, № 5. – P. 435–442.
Jang, H. Does the offline bully-victimization influence cyberbullying behavior among youths? Application of General Strain Theory / H. Jang, J. Song, R. Kima. // Computers in Human Behavior. – 2014. – Vol. 31. – P. 85–93.
Cyberbullying victimization: Do victims’ personality and risky social network behaviors contribute to the problem? / V. Joy [et al.] // Computers in Human Behavior. – 2015. – Vol. 52. – P. 424–435.
Katzer, C. Cyberbullying: Who Are the Victims? A Comparison of Victimization in Internet Chatrooms and Victimization in School / C. Katzer, D. Fetchenhauer, F. Belschak // Journal of Media Psychology. – 2009. – № 21. – P. 25–36.
Cyberbullying Victimization, Counterproductive Work Behaviours and Emotional Intelligence at Workplace / H. Keskin [et al.] // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2016. – Vol. 235, № 24. – P. 281–287.
The contribution of social support to children and adolescents' self-perception: The mediating role of bullying victimization / F. Mishna [et al.] // Children and Youth Services Review. – 2016. – Vol. 63. – P. 120–127.
Mitchell, K.J. Cyberbullying and Bullying Must Be Studied Within a Broader Peer Victimization Framework / K.J. Mitchell, L.M. Jones // Journal of Adolescent Health. – 2015. – Vol. 56, № 5. – P. 473-474.
Bullying in school and cyberspace: Associations with depressive symptoms in Swiss and Australian adolescents / S. Perren [et al.] // Child and Adolescent Psychiatry and Mental Health. – 2010. – Vol. 4, № 28.
Cyberbullying, School Bullying, and Psychological Distress: A Regional Census of High School Students / S.K. Schneider [et al.] // American Journal of Public Health. – 2012. – Vol. 102, № 1. – P. 171–177.
Tokunaga, R.S. Following you home from school: A critical review and synthesis of research on cyberbullying victimization / R.S. Tokunaga // Computers in Human Behavior. – 2010. – Vol. 26, № 3. – P. 277–287.
Tynes, B.M. The Development and Validation of the Online Victimization Scale for Adolescents / B.M. Tynes, C.A. Rose, D.R. Williams // Cyberpsychology: Journal of Psychosocial Research on Cyberspace. – 2010. – Vol. 4, № 2.
Wigderson, S. Cyber- and traditional peer victimization: Unique relationships with adolescent well-being / S. Wigderson, M. Lynch // Psychology of Violence. – 2013. – Vol. 3, № 4. – P. 297–309.
Wilsem, J. Bought it, but Never Got it’ Assessing Risk Factors for Online Consumer Fraud Victimization / J. van Wilsem // European Sociological Review. – 2013. – Vol. 29, № 2, 1 – P. 168–178.
Wilsem, J. Hacking and Harassment – Do They Have Something in Common? Comparing Risk Factors for Online Victimization / J. van Wilsem // Journal of Contemporary Criminal Justice. – 2013. – Vol. 29, № 4. – P. 437–453.
Wilsem, J. Worlds tied together? Online and non-domestic routine activities and their impact on digital and traditional threat victimization / J. van Wilsem // European Journal of Criminology. – 2011. – Vol. 8, № 2. – P. 115–127.
Рэкамендаваныя артыкулы аўтара (аўтараў)
- В. П. ШЕЙНОВ, Н. В. ДЯТЧИК, ЗАВИСИМОСТЬ ОТ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ И ЛИЧНОСТНЫЕ СВОЙСТВА УЧАЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА, Веснік Полацкага дзяржаўнага ўніверсітэта. Серыя Е. Педагагічныя навукі: № 15 (2021)
- В. П. ШЕЙНОВ, В. А. КАРПИЕВИЧ, ЗАВИСИМОСТЬ ОТ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ БЕЛОРУССКИХ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК ПОКОЛЕНИЯ Z, Веснік Полацкага дзяржаўнага ўніверсітэта. Серыя Е. Педагагічныя навукі: № 7 (2022)
- В. П. ШЕЙНОВ, Н. В. ДЯТЧИК, В. О. ЕРМАК, ВЗАИМОСВЯЗИ ЗАВИСИМОСТИ ОТ СМАРТФОНА УЧАЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА С ВИКТИМИЗАЦИЕЙ И НЕЗАЩИЩЕННОСТЬЮ ОТ КИБЕРБУЛЛИНГА И МАНИПУЛЯЦИЙ, Веснік Полацкага дзяржаўнага ўніверсітэта. Серыя Е. Педагагічныя навукі: № 1 (2023)
- В. П. ШЕЙНОВ, ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА, ИНТЕРНАЛЬНОСТИ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ЖИЗНЬЮ, Веснік Полацкага дзяржаўнага ўніверсітэта. Серыя Е. Педагагічныя навукі: № 15 (2020)
- В. П. ШЕЙНОВ, Е. И. МЕДВЕДСКАЯ, СВЯЗЬ ЗАВИСИМОСТИ ОТ СМАРТФОНА С УВЕРЕННОСТЬЮ В СЕБЕ, ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ ИНТЕЛЛЕКТОМ И СТИЛЕМ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ, Веснік Полацкага дзяржаўнага ўніверсітэта. Серыя Е. Педагагічныя навукі: № 13 (2022)
- В. П. ШЕЙНОВ, В. А. КАРПИЕВИЧ, В. О. ЕРМАК, ВЗАИМОСВЯЗИ ПРОБЛЕМНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ СМАРТФОНОМ С ЗАСТЕНЧИВОСТЬЮ, САМОУВАЖЕНИЕМ, УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬЮ ЖИЗНЬЮ И САМООЦЕНКОЙ, Веснік Полацкага дзяржаўнага ўніверсітэта. Серыя Е. Педагагічныя навукі: № 1 (2024)
- В. П. ШЕЙНОВ, В. А. КАРПИЕВИЧ, СВЯЗИ ЗАВИСИМОСТИ ОТ СМАРТФОНА С СОСТОЯНИЯМИ И КАЧЕСТВАМИ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТОВ МЧС, Веснік Полацкага дзяржаўнага ўніверсітэта. Серыя Е. Педагагічныя навукі: № 7 (2021)