ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА, ИНТЕРНАЛЬНОСТИ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ЖИЗНЬЮ
##plugins.themes.bootstrap3.article.sidebar##
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Анатацыя
Цель данного исследования – выявить в русскоязычном социуме возможные связи между эмоциональным интеллектом, интернальностью и удовлетворенностью жизнью у женщин и мужчин. Показано, что у женщин положительно связаны с интернальностью управление своими эмоциями, самоменеджмент, распознание эмоций других людей и интегративный показатель эмоционального интеллекта. У мужчин – только самоменеджмент; при этом интегративный показатель эмоционального интеллекта имеет лишь тенденцию положительной связи с интернальностью. Установлено наличие положительной корреляция удовлетворенности жизнью мужчин и женщин с интегративным показателем эмоционального интеллекта и рядом его компонентов: эмоциональной осведомленностью, управлением собственными эмоциями, самоменеджментом и распознанием эмоций других людей. Интернальность женщин положительно и высоко статистически значимо связана с удовлетворенностью жизнью. У мужчин связь между этими характеристиками личности отсутствует. Полученные результаты в целом совпадают с общими выводами зарубежных исследователей о положительной связи эмоционального интеллекта с интернальностью и удовлетворенностью жизнью, но при этом в данном исследовании: а) конкретизировано, за счет каких компонентов эмоционального интеллекта реализуются те и другие связи; б) установлены совпадения и различия в этих связях для мужчин и женщин. У женщин в среднем выше показатели эмпатии, распознания эмоций других людей и интегративного показателя эмоционального интеллекта.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Гэты твор даступны па ліцэнзіі Creative Commons «Attribution» («Атрыбуцыя») 4.0 Сусветная.
В. П. ШЕЙНОВ, Республиканский институт высшей школы, Минск
д-р социол. наук, канд. физ.-мат. наук, проф.
Бібліяграфічныя спасылкі
Люсин, Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте / Д.В. Люсин // Социальный интеллект: теория, измерения, исследования : сб. ст. / Ин-т психологии Рос. акад. наук ; под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. – М., 2004. – С. 129–140.
Mayer, J.D. Human abilities: Emotional intelligence / J.D. Mayer, R.D. Roberts, S.G. Barasade // Annual Review of Psychology. − 2008. − V. 59. − P. 507–536.
Андреева, И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии / И.Н. Андреева. – Новополоцк : Полоц. гос. ун-т, 2011. – 388 с.
Лобанов, А.П. Интеллект и аффект: системно-континуальный подход / А.П. Лобанов, Н.П. Радчикова // Образование и наука в ХХI веке: 2017 год : сб. науч. тр. БГПУ. – Минск : БГПУ, 2018. – Вып. 1. – С. 73–78.
Tolegenova, A.A. A theoretical formation of emotional intelligence and childhood trauma among adolescents / A.A. Tolegenova., S.M. Jakupo, M. Ch. Chung, S. Saduova, M.S. Jakupov // Procedia – Social and Behavioral Sciences. − № 69. − International Conference on Education and Educational Psychology (ICEEPSY 2012). − P. 1891–1894.
Agu, S.A. Influence of locus of control and educational level on emotional intelligence among students / S.A. Agu, B.E. Nwankwo // Social Science Research. − 2016. − V. 3. − № 1.
Mohapatra, M. Relationship of Emotional Intelligence with Work Values & Internal Locus of Control: A Study of Managers in a Public Sector Organization / M. Mohapatra, A. Gupta // The XIMB Journal of Management. − Sep. 2010. − V. 7. − № 2. − P. 1–20.
Singh, S.K. Social work professionals' emotional intelligence, locus of control and role efficacy : an exploratory study / S.K. Singh // SA Journal of Human Resource Management. − V. 4. − № 2. – Jan. 2006. − P. 39–45.
Nowicki, S. The Association of Children’s Locus of Control Orientation and Emotion Recognition Abilities at 8 Years of Age and Teachers’ Ratings of Their Personal and Social Difficulties at 10 Years / S. Nowicki, N. Bliwise, C. Joinson // Journal of Nonverbal Behavior. − September 2019. − V. 43. − № 3. − P. 381–396.
Liu, Y. Resilience and affect balance as mediators between trait emotional intelligence and life satisfaction / Y. Liu, Z. Wang, W. Lü // Personality and Individual Differences. − V. 54. − № 7. − May 2013. − P. 850–855.
Urquijo, I. Emotional Intelligence, Life Satisfaction, and Psychological Well-Being in Graduates: the Mediating Effect of Perceived Stress / N. Urquijo, A. Villa // Applied Research in Quality of Life. 2016. − V. 11.− P. 1241–1252.
Extremera N. Ability emotional intelligence and life satisfaction: Positive and negative affect as mediators / N. Extremera, L. Rey // Personality and Individual Differences. − V. 102. − November 2016. − P. 98–101.
Palmer, B. Emotional intelligence and life satisfaction / B. Palmer, C. Donaldson, C. Stough // Personality and Individual Differences. − V. 33. − № 7. − November 2002. − P. 1091–1100.
Ruiz-Aranda, D. Emotional intelligence, life satisfaction and subjective happiness in female student health professionals: the mediating effect of perceived stress / D. Ruiz-Aranda, N. Extremera, C. Pineda-Galán // Journal of Psychiatric and Mental Health Nursing. − 2014. − V. 27. − №1.
Naderi, F. The relationship between spiritual intelligence, emotional intelligence and life satisfaction among senile in ahwaz city / F. Naderi, P. Asgari, K.H. Roushani // Journal of Social Psychology (New Findings in Psychology). – Winter 2010. − V. 5. −№ 13. − P. 127-138.
Jowkar, B. The mediating role of resilience in the relationship between general and emotional intelligence and life satisfaction / B. Jowkar // Contemporary Psychology. − 2007. − V. 2. − Number 2 (4). − P. 3–12.
Шейнов, В.П. Незащищенность студентов от манипуляций и их психологический пол, локус контроля и уверенность в себе / В.П. Шейнов // Системная психология и социология. − 2017. − № 1 (21). − С. 44–48.
Шейнов, В.П. Ассертивность, незащищенностъ от манипуляций и эмоциональный интеллект индивидов / В.П. Шейнов // Системная психология и социология. − 2019. − № 3 (31). − С. 38–45.
Холл, Н. Диагностика «эмоционального интеллекта» / Н. Холл // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп // Н.П. Фетискин, В.В, Козлов, Г.М. Мануйлов. − М. : Изд-во Ин-та психотерапии, 2002. − C. 57–59.
Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности / О.П. Елисеев. − СПб. : Питер, 2003. − С. 413–417.
Осин, Е.Н. Апробация русскоязычных версий двух шкал экспресс-оценки субъективного благополучия / Е.Н. Осин, Д.А. Леонтьев // Материалы III Всерос. социол. конгресса. − М. : Ин-т социологии РАН, Рос. о-во социологов. − 2008.
Рэкамендаваныя артыкулы аўтара (аўтараў)
- В. П. ШЕЙНОВ, Н. В. ДЯТЧИК, ЗАВИСИМОСТЬ ОТ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ И ЛИЧНОСТНЫЕ СВОЙСТВА УЧАЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА, Веснік Полацкага дзяржаўнага ўніверсітэта. Серыя Е. Педагагічныя навукі: № 15 (2021)
- В. П. ШЕЙНОВ, В. А. КАРПИЕВИЧ, ЗАВИСИМОСТЬ ОТ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ БЕЛОРУССКИХ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК ПОКОЛЕНИЯ Z, Веснік Полацкага дзяржаўнага ўніверсітэта. Серыя Е. Педагагічныя навукі: № 7 (2022)
- В. П. ШЕЙНОВ, Н. В. ДЯТЧИК, В. О. ЕРМАК, ВЗАИМОСВЯЗИ ЗАВИСИМОСТИ ОТ СМАРТФОНА УЧАЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА С ВИКТИМИЗАЦИЕЙ И НЕЗАЩИЩЕННОСТЬЮ ОТ КИБЕРБУЛЛИНГА И МАНИПУЛЯЦИЙ, Веснік Полацкага дзяржаўнага ўніверсітэта. Серыя Е. Педагагічныя навукі: № 1 (2023)
- В. П. ШЕЙНОВ, МАНИПУЛИРОВАНИЕ СОЗНАНИЕМ И КИБЕРБУЛЛИНГ В КИБЕРНЕТИЧЕСКУЮ ЭПОХУ, Веснік Полацкага дзяржаўнага ўніверсітэта. Серыя Е. Педагагічныя навукі: № 7 (2019)
- В. П. ШЕЙНОВ, Е. И. МЕДВЕДСКАЯ, СВЯЗЬ ЗАВИСИМОСТИ ОТ СМАРТФОНА С УВЕРЕННОСТЬЮ В СЕБЕ, ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ ИНТЕЛЛЕКТОМ И СТИЛЕМ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ, Веснік Полацкага дзяржаўнага ўніверсітэта. Серыя Е. Педагагічныя навукі: № 13 (2022)
- В. П. ШЕЙНОВ, В. А. КАРПИЕВИЧ, В. О. ЕРМАК, ВЗАИМОСВЯЗИ ПРОБЛЕМНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ СМАРТФОНОМ С ЗАСТЕНЧИВОСТЬЮ, САМОУВАЖЕНИЕМ, УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬЮ ЖИЗНЬЮ И САМООЦЕНКОЙ, Веснік Полацкага дзяржаўнага ўніверсітэта. Серыя Е. Педагагічныя навукі: № 1 (2024)
- В. П. ШЕЙНОВ, В. А. КАРПИЕВИЧ, СВЯЗИ ЗАВИСИМОСТИ ОТ СМАРТФОНА С СОСТОЯНИЯМИ И КАЧЕСТВАМИ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТОВ МЧС, Веснік Полацкага дзяржаўнага ўніверсітэта. Серыя Е. Педагагічныя навукі: № 7 (2021)