ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЕ И ОПЕРАЦИОНАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
##plugins.themes.bootstrap3.article.sidebar##
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
На основе ретроспективного анализа научного дискурса нескольких десятилетий показано, что термин «речевая компетентность» не получил общепринятого определения, особенно когда речь идет о дошкольном возрасте. Проведенное авторами исследование позволило определить феноменологические характеристики речевой компетентности дошкольника, рассматривая ее как динамичное интегральное личностное качество, проявляющееся в умении и готовности успешно слушать, воспринимать и воспроизводить информацию, вести беседу, выражать личные мнения и точки зрения в устной форме в соответствии с возрастной нормой. В качестве функциональных компонентов, подлежащих педагогическому воздействию, определены лексический, фонологический, грамматический, диалогический и монологический. Эти компоненты содержат операциональные характеристики речи ребенка дошкольного возраста. Речевая компетентность детей дошкольного возраста также включает следующие мета-компоненты: осознание путей и средств речевого взаимодействия; адекватность выбора имеющихся речевых навыков, их применение в речевой деятельности; ориентация в коммуникационной ситуации; комплексное, переменное и творческое применение речевых и неречевых средств в соответствии с поставленной целью. Следование внутренней структуре речевой компетентности ребенка дошкольного возраста в образовательном процессе должно сделать его более системным, а результаты этого процесса – легче измеримыми в их комплексной, интегративной совокупности.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Библиографические ссылки
White R.W. Motivation reconsidered: The concept of competence // Psychological Review. – 1959. – № 66(5). – P. 297–333. DOI: 10.1037/h0040934
Rychen D.S., Salganik L.H. Defining and selecting key competencies. – Göttingen: Hogrefe and Huber, 2001. – 324 pp.
Chomsky N. Aspects of the theory of syntax. – Cambridge: MIT Press, 1965. – 240 pp.
Gronlund N.E., Linn R.L. Measurement and evaluation in teaching. – New York: Macmillan, 1990. – 530 pp.
Barnett, R. The limits of competence: knowledge, higher education and society. – Buckingham: SRHE; Open University Press, 1994. – 207 pp.
The design of a study environment for acquiring academic and professional competence / P. Kirschner, H. Hummel, P. van Vilsteren et al. // Studies in Higher Education. – 1997. – № 22(2). – P. 151–171. DOI: 10.1080/03075079712331381014
Mitchelmore S., Rowley J. Entrepreneurial competencies: a literature review and development agenda // International journal of entrepreneurial behaviour and research. – 2010. – № 16(2). – P. 92–111. DOI: 10.1108/13552551011026995
Moore D.R., Cheng M.I., Dainty A.R.J. Competence, competency and competencies: performance assessment in organizations // Work Study. – 2002. – № 51(6). – P. 314–319. DOI: 10.1108/00438020210441876
Boyatzis R.E. The competent manager: A model for effective performance. – New York: John Wiley and Sons, Inc., 1991. – 288 pp.
Jude N., Hartig J., Klieme E. Kompetenzen als ergebnisse von bildungsprozessen // Kompetenzerfassung in pädagogischen Handlungsfeldern: Theorien, Konzepte und Methoden. – Berlin: BMBF, 2008. – Р. 15–26.
Taylor D.S. The meaning and use of the term competence in linguistics and applied linguistics // Applied Linguistics. – 1988. – № 9. – P. 148–169. DOI: 10.1093/applin/9.2.148
Chomsky N. Rules and representations. – New York: Columbia University Press, 1980. – 318 pp.
Hymes D.H., Pride J.B., Holmes J. On communicative competence // Sociolinguistics. – Baltimore: Penguin Books Ltd., 1972. – P. 269–293.
Campbell R., Wales R. The study of language acquisition // New horizons in linguistics. – Harodsworth: Pinguin Books Ltd., 1970. – P. 242–260.
Teachman G., Gibson B.E. “Communicative competence” in the field of augmentative and alternative communication: a review and critique // International journal of language and communication disorder. – 2014. – № 49(1). – P. 1–14.
Canale M., Swain M. Theoretical bases of communicative approaches to second language teaching and testing // Applied Linguistics. – 1980. – № 1. – P. 1–47. DOI: 10.1093/applin/I.1.1
Bagarić V., Mihaljević-Djigunović J. Defining communicative competence // Metodika. – № 8(1). – 2007. – P. 94–103.
Pentyluk M., Conceptual foundations of communicative methodology of the Ukrainian language teaching / M. Pentyluk, O. Goroshkina, A. Nikitina // Actual problems of modern linguodidactics: collection of articles. – Kyiv: Lenvit, 2011. – P. 226–237.
Bogush A.M. Pedagogical speech correction of preschool children in play activities. – Nikolaev: Atoll, 2007. – 274 pp.
Speech competence of primary school students: cognitive approach / M. Hreb, N. Hrona, V. Chumak et al. // Journal of History Culture and Art Research. – 2020. – № 9(2). – P. 165–174. DOI: 10.7596/taksad.v9i2.2437
Bloom L., Lahey M. Language development and language disorders. – New York: Macmillan, 1988. – 535 pp.
Zaitseva K.P. The concept of “speech competence” in preschool children // Modernization of the professional education system based on regulated evolution: proceedings of the 20th International scientific and practical conference, Chelyabinsk, 16 Nov, 2021 / Chelyabinsk institute for retraining and advanced training of educators. – Chelyabinsk, 2021. – P. 77–79.
Рекомендуемые статьи автора (авторов)
- А. А. КОВЖУТЬ, Е. В. ЧЕКИНА, ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВНОСТЬ КАК ЗНАЧИМОЕ КАЧЕСТВО ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА, Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E. Педагогические науки: № 7 (2019)
- Е. В. ЧЕКИНА, О. С. ЧЕХ, СПЕЦКУРС «ОБРАЗОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ» КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ МАГИСТРАНТОВ, Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E. Педагогические науки: № 1 (2023)
- Е. В. ЧЕКИНА, КОГЕРЕНТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ОБРАЗОВАНИЯ, Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E. Педагогические науки: № 7 (2020)
- Е. В. ЧЕКИНА, Л. Д. ГЛАЗЫРИНА, КОНСТРУИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОГО ИНСТРУМЕНТА ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ОБРАЗОВАНИЯ, Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E. Педагогические науки: № 7 (2018)
- Е. В. ЧЕКИНА, ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ ДЛЯ МАГИСТРАНТОВ-ИНОСТРАНЦЕВ, ОСВАИВАЮЩИХ АНГЛОЯЗЫЧНУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ ДИСТАНЦИОННО, Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E. Педагогические науки: № 13 (2022)
- Н. С. МИХАЙЛОВА, Е. В. ЧЕКИНА, УСТАНОВКА НА ИННОВАТИВНОСТЬ КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОЙ ЭКОНОМИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ОБРАЗОВАНИЯ, Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E. Педагогические науки: № 15 (2018)
- Е. В. ЧЕКИНА, Н. С. МИХАЙЛОВА, ПРАГМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОСНОВА ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ, Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E. Педагогические науки: № 15 (2017)
- Е. В. ЧЕКИНА, СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ, Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E. Педагогические науки: № 15 (2016)
- Е. В. ЧЕКИНА, Л. П. ВИЛЬЧИНСКАЯ, Т. А. ТЮФАНОВА, ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОТИВАЦИИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ОБРАЗОВАНИЯ, Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E. Педагогические науки: № 7 (2017)
- Е. В. ЧЕКИНА, ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ, Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E. Педагогические науки: № 7 (2016)