ОБРАЗ УСПЕШНОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В СОЗНАНИИ СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

И. Н. АНДРЕЕВА
Я. А. ИВАНОВА

Анатацыя

Проанализированы взаимосвязи оценок студентами авторитетности, эмоциональной привлекательности и личностных качеств преподавателей. Использовался метод семантического дифференциала «Преподаватель глазами студента» и авторская анкета, состоящая из 28 коммуникативных и деятельностных качеств. Для обработки данных использовался метод корреляционного анализа Спирмена.


По результатам использования авторской анкеты обнаружены значимые положительные сильные корреляции между оценками студентами: 1) эмоциональной привлекательности и авторитетности и коммуникативных (обязательность, выразительность, предусмотрительность, справедливость, оптимизм, общительность, толерантность) и деятельностных (компетентность, активность, инициативность, артистичность, критичность мышления, наблюдательность и стрессоустойчивость) качеств преподавателя; 2) эмоциональной привлекательности и коммуникативных (доброжелательность, искренность, дружелюбие, тактичность и чуткость) качеств преподавателя, а также эмоциональной привлекательности и деятельностного (креативность) качества; 3) авторитетности преподавателя и его деятельностных (целеустремленность, увлеченность наукой, высокая работоспособность, решительность, трудолюбие, настойчивость, независимость) качеств.


По результатам применения семантического дифференциала выявлены на достоверном уровне положительные сильные корреляции: между оценками эмоциональной привлекательности, авторитетности и следующих деятельностных черт преподавателя: «Выделяет главное», «Соблюдает логику в изложении», «Эрудиция», «Вызывает интерес у аудитории», «Заинтересован в успехе студента», «Объективность в оценке знаний», а также коммуникативных черт: «Излагает материал ясно, доступно», «Следит за реакцией аудитории», «Демонстрирует четкость дикции», «Доброжелательность и такт», «Уважение к студентам», «Терпение»; между оценками эмоциональной привлекательности и следующих коммуникативных черт преподавателя: «Умеет снять стресс», «Разъясняет сложные моменты»; между оценками авторитетности и следующих деятельностных качеств: «Задает вопросы, дискутирует», «Польза материала в будущем», «Требовательность».

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Як цытаваць
АНДРЕЕВА, И. Н., & ИВАНОВА, Я. А. (2024). ОБРАЗ УСПЕШНОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В СОЗНАНИИ СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ. Веснік Полацкага дзяржаўнага ўніверсітэта. Серыя Е. Педагагічныя навукі, (1), 58-64. https://doi.org/10.52928/2070-1640-2024-41-1-58-64
Біяграфія аўтара

И. Н. АНДРЕЕВА, Полоцкий государственный университет имени Евфросинии Полоцкой

д-р психол. наук, проф.

Бібліяграфічныя спасылкі

Алишев Б.С., Нигматуллина А.Р. Что обуславливает авторитет педагога? // Казан. пед. журн. – 2003. – № 1. – С. 60–64.

Калашникова О.В. Образ преподавателя в сознании студентов педагогического вуза // Проблемы соврем. пед. образования. – 2020. – № 66-3. – С. 354–357.

Марухина О.В., Берестнева О.Г., Боброва М.В. Оценка качества деятельности преподавателя вуза на основе методов многомерного анализа данных // Междунар. журн. эксперимент. образования. – 2015. – № 3 (ч. 2). – С. 180–185.

Плаксина Н.И., Полухина О.П. Сущностные характеристики профессиональной успешности преподавателя высшей школы // Территория науки. – 2012. — № 1. — С. 14–16.

Гущина Т.В., Якеева И.В. Исследование образа преподавателя высшей школы в представлении студентов // Вестн. Костром. гос. технолог. ун-та. – 2009. – № 22. – С. 97–100.

Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учеб. пособие. – М.: Аспект Пресс, 1995. – 271 с.

Поправко И.В., Бадалян Ю.В. К вопросу об изучении коммуникативных качеств личности // Теория и практика современной науки. – 2018. – № 12(42). – С. 587–590.

Зимина Н.А. Психологическая диагностика коммуникативного потенциала личности: метод. рекомендации для студентов. – Н. Новгород: ННГАСУ, 2015. – 42 с.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеол. выражений. – 4-е изд., доп. – М.: Азбуковник, 2003. – 943 с.

Поваренков Ю.П. Определение и классификация деятельностно важных качеств профессионала // Системогенез учебной и профессиональной деятельности: материалы VIII всерос. науч.-практ. конф. / Ярославль (18–20 нояб. 2018 г.). – Ярославль: Яросл. гос. пед. ун-т им. К.Д. Ушинского, 2018. – Ч. I. – С. 218–224.

Матолыгина Н.В., Руглова Л.В. О педагогическом авторитете преподавателя высшей школы на современном этапе развития российского общества // Мир науки. Педагогика и психология. – 2017. – № 1. – С. 1–8.

Abele A.E. Communal and agentic content in social cognition: A dual perspective model // Advances in Experimental Social Psychology. – 2014. – Vol. 50. — P. 195–255.

Рэкамендаваныя артыкулы аўтара (аўтараў)

1 2 > >>