ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
##plugins.themes.bootstrap3.article.sidebar##
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Анализируется понятие «физкультурная грамотность». Рассмотрены его генезис, структура и содержание в зарубежной литературе как аналога понятия «физкультурная грамотность» в терминологии, принятой на постсоветском пространстве. Систематизированы и приведены в табличной форме представления ученого сообщества о структуре физкультурной грамотности. Физкультурная функциональная грамотность представлена как часть физической культуры человека. Дано авторское определение термину «физкультурная функциональная грамотность», представлена теоретическая модель данного понятия.
Физкультурная функциональная грамотность определена как система, включающая базовый уровень сформированности физкультурных знаний, двигательных и интеллектуальных умений и навыков, оптимальный уровень физической подготовленности в интеллектуально-двигательной деятельности, позволяющий мотивированному человеку успешно решать двигательные задачи, возникающие перед ним как в процессе жизнедеятельности, так и в процессе профессиональной деятельности.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
В. Н. СТАРЧЕНКО, Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины
канд. пед. наук, доц.
Библиографические ссылки
Старченко В.Н., Сергеенко А.Н. Функциональная грамотность как ориентир реформирования систем образования // Вестн. Полоц. гос. ун-та. Сер. Е, Пед. науки. – 2022. – № 13. – С. 7–11.
Физическая культура: учеб. пособие: в 2 ч. / Е.Г. Бабушкин, И.Ф. Андрущишин, И.Н. Григорович и др. – 2-е изд., перераб. и доп. – Омск: Ом. гос. ин-т сервиса, 2016. – Ч. 1. – 141 с.
Penney D., Chandler T. Physical Education: What Future(s)? // Sport, Education and Society. – 2000. – Vol. 5, Is. 1. – P. 71–87. DOI:10.1080/135733200114442
Whitehead М. The Concept of Physical Literacy // European Journal of Physical Education. – 2001. – Vol. 6, Is. 2. – P. 127–138. DOI: 10.1080/1740898010060205
Whitehead М. Physical Literacy: Philosophical Considerations in Relation to Developing a Sense of Self, Universality and Propositional Knowledge // Sport, Ethics and Philosophy. – 2007. – Vol. 1, Is. 3. – P. 281–298. DOI: 10.1080/17511320701676916
Whitehead M. Definition of physical literacy and clarification of related issues // ICSSPE Journal of Sport Science and Physical Education. – 2013. – № 65. – P. 29–34.
Canada's Physical Literacy Consensus Statement: process and outcome. / M.S. Tremblay, Ch. Costas-Bradstreet, Joel D. Barnes et al. // BMC Public Health. – 2018. – Vol. 18, Is. 2: 1034. DOI: 10.1186/s12889-018-5903-x
Jurbala P. What Is Physical Literacy, really? // Quest. – 2015. – Vol. 67, Is. 4. – P. 367–383, DOI: 10.1080/00336297.2015.1084341
Dudley D. A conceptual model of observed physical literacy // The Physical Educator. – 2015. – Vol. 72, Is. 5. – P. 236–260. DOI: 10.18666/TPE-2015-V72-I5-6020
Bailey R. Defining physical literacy: making sense of a promiscuous concept / R. Bailey // Sport in Society. – 2020. – Vol. 25, Is. 1. – P. 163–180. DOI: 10.1080/17430437.2020.1777104
Robinson D.B., Randall L. Marking physical literacy or missing the mark on physical literacy? A conceptual critique of Canada’s physical literacy assessment instruments // Measurement in Physical Education and Exercise Science. – 2017. – Vol. 21, Is. 1. – P. 40–55. DOI:10.1080/1091367x.2016.1249793
Roetert E.P., Ellenbecker T.S., Kriellaars D. Physical literacy: why should we embrace this construct? // British journal of sports medicine. – 2018. – Vol. 52, Is. 20. – P. 1291–1292. DOI: 10.1136/bjsports-2017-098465
Старченко В.Н. К вопросу о составе средств физического воспитания // Физическая культура и спорт в современном мире: cб. науч. ст. к 70-летию фак. физ. культуры / редкол.: Г.И. Нарскин (гл. ред.) и др. – Гомель: Гомел. гос. ун-т им. Франциска Скорины, 2019. – С. 173–178.
Старченко В.Н., Метелица А.Н. О правомерности употребления понятия «потребностно-мотивационно-ценностная сфера физической культуры человека» // Изв. Тул. гос. ун-та. Физ. культура. Спорт. – 2020. – № 12. – С. 77–88. DOI 10.24411/2305-8404-2020-11211
Рекомендуемые статьи автора (авторов)
- В. Н. СТАРЧЕНКО, А. Н. СЕРГЕЕНКО, ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ОРИЕНТИР РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМ ОБРАЗОВАНИЯ, Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E. Педагогические науки: № 13 (2022)
- С. А. ИВАНОВ, В. Н. СТАРЧЕНКО, МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ОЛИМПИЙСКИХ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 1-03 02 01 «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В УЧЕБНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ, Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E. Педагогические науки: № 1 (2023)
- В. Н. СТАРЧЕНКО, А. А. КУРАКО, ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И МЕТРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТЕСТА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ДВИГАТЕЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ, Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E. Педагогические науки: № 2 (2023)
- С. А. ИВАНОВ, В. Н. СТАРЧЕНКО, ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ОЛИМПИЙСКИХ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 1-03 02 01 «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В УЧЕБНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ, Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E. Педагогические науки: № 2 (2023)
- В. Н. СТАРЧЕНКО, А. Н. МЕТЕЛИЦА, О СФОРМИРОВАННОСТИ ЭЛЕМЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ТРЕНЕРОВ-ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ИГРОВЫХ И ЦИКЛИЧЕСКИХ ВИДОВ СПОРТА, Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E. Педагогические науки: № 7 (2021)