ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ У СТУДЕНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ
##plugins.themes.bootstrap3.article.sidebar##
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Рассматриваются психологическое благополучие и профессиональная мотивация у студентов и слушателей переподготовки. У слушателей переподготовки выявлена отрицательная взаимосвязь между внешней отрицательной мотивацией и шкалам «Автономия», «Цели в жизни», «Самопринятие», «Психологическое благополучие», «Баланс эффекта», «Осмысленность жизни». У студентов определены: положительная взаимо- связь между показателями шкал «Управление средой», «Личностный рост», «Психологическое благополучие» «Осмысленность жизни», «Человек как открытая система» и показателями шкалы внутренней мотивации. Зафиксированы статистически значимые различия между группами студентов и слушателей переподготовки по показателям психологического благополучия: «Управление средой», «Личностный рост», «Цели в жизни», «Баланс аффекта», «Осмысленность жизни», «Человек как открытая система» и «Общее психологическое благополучие». Сделаны выводы, что психологическое благополучие и профессиональная мотивация у данных групп обучающихся взаимосвязаны; различия между группами обучающихся по показателям психологического благополучия объясняются стадией профессионализации, на которой находится каждая группа.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
С. В. АНДРИЕВСКАЯ, Полоцкий государственный университет имени Евфросинии Полоцкой
канд. ист. наук, доц.
Библиографические ссылки
Bradburn N. M. The structure of psychological well-being. – Chicago: Aldine Publishing Company, 1969. – 318 p.
Кричевцова М. С., Сильченко И. В. Влияние самоотношения на психологическое благополучие личности в юности // Психологическое знание в контексте современности: теория и практика: сб. статей по материалам XII Всерос. (с междунар. участием) науч.-практ. конф. / Йошкар-Ола (11–12 авг. 2022 г.) / под ред. И. А. Загайнова, О. Г. Купцовой. – Йошкар-Ола: СТРИНГ, 2022. – С. 45–51.
Кузнецова Е. С. Психологическое благополучие: теоретические подходы [Электронный ресурс] // Психол. газета. – 2017. – 14 дек. – URL: https://psy.su/feed/6510/ (дата обращения: 09.09.2025).
Ryff Carol D. Happiness Is Everything, or Is It? Explorations on the Meaning of Psychological Well-Being // Journal of Personality and Social Psychology. – 1989. – Vol. 57, No. 6. – Р. 1069–1081.
Seligman M. Authentic Happiness: Using the New Positive Psychology to Realize Your Potential for Lasting Fulfillment. – New York: THE FREE PRESS A Division of Simon & Schuster, Inc., 2002. – 206 р.
Аргайл М. Психология счастья. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2003. – 270 с.
Водяха С. А. Проблема психологического благополучия человека в начале XXI века // Психологическое благополучие современного человека [Электронный ресурс]: материалы Междунар. заоч. науч.-практ. конф. / г. Екатеринбург (11 апр. 2018 г.). / Урал. гос. пед. ун-т; отв. ред. С. А. Водяха. – Екатеринбург: [б. и.], 2018. – URL: https://pureportal.spbu.ru/files/114282899/_._26.10.2023_1_.pdf
Садальская Е. В., Абдразякова А. М., Егиколопов С. Н. Личностные факторы в оценке качества жизни и психологического благополучия // Ежегодник рос. психол. об-ва. – СПб, 2003. – Т. 7. – С. 15–19.
Пахоль Б. Е. Субъективное и психологическое благополучие: современные и классические подходы, модели и факторы // Укр. психол. журнал. – 2017. – № 1(3). – С. 80–104.
Новак Н. Г. Основные подходы к определению психологического благополучия личности в современной психологии // Психол. журнал. – 2008. – № 2(18). – С. 21–25.
Диагностика и формирование психологического благополучия сотрудников с целью профилактики негативных социальных и психологических явлений в профессиональной деятельности: практическое руководство / О. Н. Ракитская, Е. С. Лобанова, О. А. Малышева и др. – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2022. – 69 с.
Андриевская С. В., Козлова О. А. Иррациональные установки и индекс жизненной удовлетворенности у студентов // Вестн. Псков. гос. ун-та. Сер. Психол.-пед. науки. – 2019. – Вып. 9. – С. 46–56.
Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. – 4-е изд., стер. – М. : Академия, 2010. – 304 с.
Климов Е. А. Психология профессионала. – М.: Ин-т практ. психологии. – Воронеж: МО-ДЭК, 1996. – 400 с.
Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2000. – 950 с.
Зеер Э. Ф. Психология профессий. – М.: Академ. проект, 2001. – 336 с.
Ермолов Н. А., Карлова Е. Н. Мотивация профессиональной деятельности как научная категория в социальных и гуманитарных науках [Электронный ресурс] // Евраз. науч. журнал. Социол. науки. – 2018. – № 1. – С. 4–6. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-professionalnoy-deyatelnosti-kak-nauchnaya-kategoriya-v-sotsialnyh-i-gumanitarnyh-naukah/viewer (дата обращения: 04.06.2025).
Шевеленкова Т. Д., Фесенко Т. П. Психологическое благополучие личности // Психол. диагностика. – 2005. – № 3. – С. 95–129.
Замфир К. Удовлетворенность трудом. Мнение социолога: [пер. с рум.] / вступ. ст. А.Д. Мазылу, И.Т. Левыкина. – М.: Политиздат, 1983. – 142 с.
Реан А. А. Психология изучения личности. – М.: Михайлова В. А., 1999. – 288 с.
Рекомендуемые статьи автора (авторов)
- Н. В. РАЧИЦКАЯ, С. В. АНДРИЕВСКАЯ, ТОЛЕРАНТНОСТЬ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ У ПЕДАГОГОВ, Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E. Педагогические науки: № 1 (2023)
- Е. А. СТРИЖОНОК, С. В. АНДРИЕВСКАЯ, ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ, ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ ЛИЧНОСТИ И ОТНОШЕНИЕ К ТЕЛЕСНОМУ «Я» (НА ПРИМЕРЕ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ), Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E. Педагогические науки: № 2 (2023)
- С. В. АНДРИЕВСКАЯ, Ш. Ш. УМАРОВА, ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РОДИТЕЛЬСТВЕ У МОЛОДЕЖИ БЕЛАРУСИ И ТАДЖИКИСТАНА , Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E. Педагогические науки: № 15 (2021)
- В. Н. ЛУХВЕРЧИК, С. В. АНДРИЕВСКАЯ, МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ: ПСИХИЧЕСКОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ» (Новополоцк, 9–10 апреля 2024 г.), Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E. Педагогические науки: № 1 (2024)
- С. Э. ПИМЕНОВА, С. В. АНДРИЕВСКАЯ, ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА, МОТИВАЦИИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ И ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ У МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ, Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E. Педагогические науки: № 1 (2024)
- С. В. АНДРИЕВСКАЯ, Г. ДЖУМАХОНЗОДА, ИНТРОВЕРСИЯ-ЭКСТРАВЕРСИЯ И СТИЛИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ У БЕЛОРУССКИХ И ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ, Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E. Педагогические науки: № 13 (2022)
- Г. Р. БАРАНЧУК, С. В. АНДРИЕВСКАЯ, АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРЕНИНГОВЫХ МЕТОДОВ ПО ПОВЫШЕНИЮ УСТОЙЧИВОСТИ ЛИЧНОСТИ К ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ И ГЕНДЕРНОМУ НАСИЛИЮ, Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E. Педагогические науки: № 13 (2022)
- С. В. АНДРИЕВСКАЯ, ХУАН ШЭНТАУ, АДАПТАЦИЯ И УСПЕВАЕМОСТЬ КИТАЙСКИХ МАГИСТРАНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В БЕЛАРУСИ, Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E. Педагогические науки: № 1 (2025)